Труден путь на юг

   105 лет назад, 14 августа 1904 года, состоялось официальное открытие железнодорожной линии Санкт-Петербург – Витебск.
  Мысль о сооружении дороги от Витебска на север возникла ещё в середине 1890-х годов. Она должна была не просто соединить столицу с северной Белоруссией, но и стать первым участком на пути из Санкт-Петербурга в южные губернии России.
  В 1898 году общество Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороги провело изыскания по направлению Витебск – Дно – Луга. Через год приступили к строительству линии от Витебска на Дно, и в первую очередь – Дно – Новосокольники. Постройке южного участка в основном препятствовала нерешённость подходов к станции Витебск, северного – неопределённость с головным участком магистрали. Этот вопрос решился в начале 1900 года, когда Царскосельскую железную дорогу передали МВР. Она и стала её головным участком.
   В августе 1901 года ввели в эксплуатацию линию Дно – Новосокольники, а осенью развернулись работы на всём протяжении остальных участков. Несмотря на то, что летом 1902-го было всего 34 недождливых дня, основные работы закончили. На 1903-й по большей части осталась балластировка пути. И не закончена была самая сложная задача: не прерывая движения, переустроить Царскосельскую дорогу.
  Для этого уже в сентябре 1900 года на Семёновском плацу построили временный вокзал и на него перевели движение поездов. А через Обводный канал перекинули временный деревянный мост. Сильно задержало переустройство узла строительство Императорского пути на берегу Введенского канала. В итоге путевое хозяйство организовали следующим образом. 21 версту от Петербурга до Царского Села дорога была двухпутной. Правый путь – считая в направлении от столицы – на протяжении 14 вёрст располагался рядом с Императорским на расстоянии 4,5–10 сажен. От Царского Села двухпутный участок продолжался по направлению бывшей Царскосельской дороги до станции Павловск-I, а одноколейный путь на Витебск отклонялся вправо и по границе Павловского парка подходил к станции Павловск-II. Далее дорога шла до соединения линии Дно – Новосокольники с Бологое-Псковской. Главным инженером строительства был С. Штольцман, его помощниками – И. Стецевич и А. Снегирёв.
  11 декабря 1903 года состоялось открытие временного движения на участке Царское Село – Дно. После проведения церковной службы на построенной за Обводным каналом товарной станции комиссия из Петербурга впервые проехала по всему маршруту, до Витебска. В тот же день началось регулярное, два раза в неделю, коммерческое движение от Витебска до Новосокольников. А 14 мая 1904 года – ежедневное почтово-товарно-пассажирское движение по всей линии. Но не были готовы вокзалы конечных станций.
  Немало сложностей пришлось преодолеть проектировщикам нового, шестого по счёту, здания Витебского вокзала. Ведь на Загородном проспекте они располагали всего лишь 90-метровым участком. Из-за этого вокзал сделали двухэтажным, с прибытием поездов на второй этаж. Проект фасада в стиле модерн разработал архитектор С. Бржозовский при участии С. Минаша и  А. Голубкова. И когда уже почти всё было готово, Николай II, лично курировавший стройку, потребовал заменить перекрытие платформ обычными навесами на металлические шатры. Изготавливали шатры на Путиловском заводе, а в 1904 году там начались забастовки… В итоге только в начале августа министерская комиссия признала всё построенное годным к эксплуатации.
   Алексей Островский   28 августа 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS