|
Свой опыт мастер не носил в кармане
"С сожалением приходится
констатировать, что писем в дорожную газету в
последние годы наши читатели стали писать
гораздо меньше, чем это было, скажем, десять лет
назад. Скорее всего, это связано с
разочарованием в общественных институтах вообще
и в средствах массовой информации в частности. В
"Октябрьскую магистраль" сегодня приходят в
основном письма с жалобами, благодарностями или
просьбами поздравить с днем рождения.
Чрезвычайно редко попадаются в почте редакции
заметки о коллегах. А рассказ о дорожном мастере
Е.Михайлове - просто исключительный случай в практике газеты. Это письмо можно считать коллективным признанием в любви, его подписали двадцать человек, работников
8-го околотка
Новосокольнической дистанции пути: мастер, бригадиры и монтеры. Видно, что Егора Ильича ценило не только руководство дистанции, отделения и дороги, но и подчиненные.
Хотелось бы распространить корреспондентский опыт путейцев
со станции Лозовицы на другие предприятия и станции дороги. Мы просто уверены, что рядом с вами, наши уважаемые читатели, трудятся люди, достойные того, чтобы о них узнала вся Октябрьская. Не обязательно ваше письмо должно быть подписано несколькими авторами, пусть оно займет не четыре машинописные страницы, а один тетрадный листок. Хорошо, если у вас будет возможность сфотографировать героя заметки, но можно и без фотографии. Сегодня мы открываем рубрику "Рядом с нами" и объявляем конкурс авторских материалов о лучших людях коллективов линейных предприятий и станций. В конце года будут подведены итоги и объявлены победители, а для них, конечно же, будут предусмотрены специальные премии газеты "Октябрьская магистраль"."
"В январе мы провожали на заслуженный отдых своего уважаемого дорожного
мастера 8-го околотка - Егора Ильича Михайлова.
В бодром состоянии духа и приподнятом настроении он принимал поздравления. Глядя на Егора Ильича, трудно представить, что за плечами у него тяжелое военное детство и 57 лет нелегкого, можно сказать, титанического труда. Только седые волосы да морщины на добром, улыбающемся лице говорят о том, что в жизни этому человеку досталось немало...
Егор Михайлов закончил второй класс, когда началась война. Отца сразу же взяли на фронт. Он пропал без вести и неизвестно, где похоронен. Локню, где жила семья Михайловых, немцы сожгли дотла, так что пришлось перебираться на другое место - в деревню Горка, вблизи
станции Лозовицы. Здесь и по сей день живет Егор Ильич.
Деревню немцы тоже сожгли, люди построили землянки и жили в них.
- Чтобы не умереть с голоду, мы выращивали картошку, разные овощи. Техники, лошадей не было, землю приходилось копать лопатой.
Нередко выращенное немцы отбирали - в отместку за то, что народ помогал партизанам, - вспоминает ветеран. - В партизанах были и наши родственники. Они нас, пацанов, посылали по деревням "побираться", и таким образом мы узнавали и передавали партизанам сведения о вооружении немцев, охране объектов и т.д. То есть мы, дети, помогали пускать фашистские поезда под откос, взрывать мосты, устраивать засады, освобождать из плена русских солдат. Конечно, немцы за это мстили. Три деревни сожгли с народом полностью дотла, приблизительно 500 человек. В том числе и деревню Стега, что вблизи станции Лозовицы - там погибли моя тетя и двоюродная сестра. Расстреляли моего дядю - безногого инвалида, за то что он чинил партизанскую обувь. Мать моя наступила ногой на мину, и вылечить не смогли, просто было некому, мучилась долго и умерла. Когда пришел долгожданный март 1944 года, нашу местность освободили от немецких захватчиков. Мы, несовершеннолетние, по приказу вышестоящих органов разряжали мины, оставшиеся после немцев. При выполнении одного из таких заданий осколок от разорвавшейся мины пробил мне грудь, так до сих пор и находится в грудной клетке. В те времена оперировать было некому.
В 1946 году, 13-летним пацаном, Егор Ильич завербовался на работу в
ПМС-24 путевым рабочим. Предприятие тогда находилось в Калуге. Ездили по всей стране, восстанавливали разрушенные пути. Е.Михайлов строил и ремонтировал железные дороги в Крыму, Воркуте, от Москвы до Белгорода.
- В 1948 году отменили карточную систему. Этого я никогда не забуду, - говорит Егор Ильич. - Хлеба стали есть вволю. Жизнь в стране стала налаживаться. В 1952-1953 году меня командировали в Москву на курсы дорожных мастеров. Я закончил их на "отлично", получил диплом, после чего был направлен в
ПМС-32 на станцию Бутово под Москвой.
В 1957 году по семейным обстоятельствам он переехал на родину и стал работать в
Дновской дистанции. 57 лет трудового стажа на железной дороге. Только в 72 года Егор Ильич пошел на пенсию. У него сплоченная, дружная семья: жена, сын, дочь, трое внуков и правнучка. Кстати, его жена Мария Абрамовна тоже проработала путейцем 30 лет.
По просьбе руководства дистанции и отделения дороги в 60-е годы Егор Михайлов переходил работать на отстающие околотки - был раньше такой метод взаимопомощи, и он вывел все три околотка в число передовых. Да и в последние годы весь коллектив 8-го околотка под руководством Егора Ильича выезжал на другие околотки для оказания помощи.
Дорожный мастер внес множество рацпредложений по экономии материалов верхнего строения пути. Например, по его инициативе дефектные и остродефектные рельсы со смятыми концами обрезали и снова укладывали в путь. Срок службы этих рельсов продлевался до десяти лет.
За все годы его работы в качестве мастера на 8-м околотке не было брака, ограничений скорости движения по вине работников хозяйства пути. В 1988 году Егор Ильич ездил в Москву на коллегию Министерства путей сообщения по приглашению министра Н.Конарева - делиться опытом организации текущего содержания пути.
На протяжении всех лет работы с Егором Ильичом наш околоток был в числе передовых. Путь на участке протяженностью 30 километров и три станции содержатся всегда на "хорошо" и "отлично", несмотря на то, что после капитального ремонта прошло уже более пятнадцати лет.
На высоком уровне в коллективе производственная и трудовая дисциплина. Для этого мастер большое внимание уделял техучебе, выполнялись все приказы и распоряжения вышестоящих руководителей. Достойно уважения и то, что свой опыт мастер не носил в кармане, а передавал молодым работникам. Многие его ученики работают мастерами и бригадирами, продолжая дело Егора Ильича, как на нашем околотке, так и на других. Так, например, два года назад руководство дистанции попросило С.Тарасенкова, бригадира пути, возглавить
9-й околоток, и он его вывел в число лучших, а теперь, после ухода Е.Михайлова на пенсию, вернулся мастером на родной околоток.
За последние пять-десять лет кадровый состав почти весь обновился. Все старые работники ушли на пенсию. Егор Ильич сумел подобрать и сплотить новый коллектив из молодых людей. Вновь назначенные бригадиры пути
А.Белов, К.Бабич, А.Карасев зарекомендовали себя высокопрофессиональными, добросовестными работниками. Старшие монтеры пути
А.Николаев, В.Футьев, С.Быков, А.Дашенков, которые имеют удостоверение бригадира, умеют выправлять путь, стрелочные переводы, и другие работы выполняют качественно. Мы, все работники околотка, благодарны Егору Ильичу, что он нас научил многим вещам как на производстве, так и в повседневной жизни.
Начальник дистанции пути В.Грибачев на проводах Егора Ильича поблагодарил мастера за многолетний добросовестный труд, пожелал доброго здоровья и пообещал подарить подарок. Прямо на торжестве возникла идея всем сфотографироваться на память. Егора Ильича попросили надеть костюм с наградами. Все знали, что у него их много, но чтобы столько!.. Оказывается, он заслужил более двадцати наград. И это справедливо - ведь более полувека отдано нелегкой профессии путейца. Вот только несколько наград, которые у него были на груди: "Ударник Сталинского призыва", "Отличник-путеец", два знака "Почетный железнодорожник", "Заслуженный работник транспорта РФ", "За безопасность движения", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран труда", "Победитель соцсоревнования" всех пятилеток (шесть штук), "За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте"...
- Ну что, глаза разбежались? - пошутил, обращаясь к нам, Егор Ильич. - А вы не завидуйте, а работайте так, как призывает нас, работников путевого хозяйства, президент ОАО "Российские железные дороги" Г.Фадеев - с полной ответственностью за положение дел, за безопасность движения на порученном участке, тогда и вас отметят за безупречный труд.
Несомненно, наш околоток и впредь будет работать так, чтобы гарантировать на доверенном нам участке безопасность движения поездов с установленной скоростью. Вот только теперь уже без Егора Ильича, без его наставничества и опыта.
По поручению коллектива 8-го околотка Новосокольнической дистанции пути бригадир В.Футьев"
"Свой опыт мастер не носил в кармане"
Фотография из
газеты "Октябрьская магистраль" 4
марта 2004 года
|