Редкая профессия

   По бесконечным железным дорогам необъятной России мчатся поезда, Пассажирские, нефтеналивные, грузовые, рефрижераторные. Наш собеседник - пенсионер, бывший начальник рефрижераторного поезда Борис Иванович МОРОЗОВ.
- Начальник секции. Это только в трудовой книжке и в удостоверении записано -начальник поезда, а фактически секции. Поезда состоят из 12 и 24 вагонов, а секция - из пяти.
- Сколько лет вы проработали на секции?
- Тринадцать лет. С 1975 по 1988 год. Почти все время на одной секции 4-90, приписанной к депо Валга в Эстонии.
- Расскажите, пожалуйста, о составе  бригады, режиме и условиях работы на секции.
- Секцию обслуживают два человека, я имею в виду «четверку», - механик и начальник. По получении телеграммы, обычно с места выгрузки секции, бригада выезжает из депо на поезде или вылетает на самолете на смену, а потом два месяца в поездке, два - в отгулах. Секция имеет четыре грузовых загона (потому и называется «четверкой», а есть еще и «пятерки») и один служебный. Служебный разделен на дизельное отделение, отсек управления холодильными установками и на бытовое. В бытовом помещении находятся кухня, туалет, совмещенный с душем, коридор и два спальных купе.
    Существует мнение, что в холостяцком помещении царит вечный беспорядок. На секции, в жилище двух временных холостяков не сыщешь ни пылинки, в любое время суток чистота стерильная - это традиция рефов (рефрижераторщиков). Бытовые условия неплохие, но сама работа, мягко скажем, утомительная. Два месяца тебя бьет и колотит. Это пассажирский поезд мягко трогается, мягко тормозит, да и в пути тепловоз не рвет состав, да кроме того, пассажирский вагон крепится на рессорах. На секции же рессор нет, цепляют ее обычно в большегрузный состав, который тепловоз сдвинуть может только раскачкой, рывком, а еще если при формировании поезда секцию с горки спустят, а башмаки под колеса подставить забудут, то на секции летит все, что не закреплено. Пока ешь, весь обольешься супом: то догоняешь ртом ложку, то она сама в рот вскакивает. Ни читать, ни писать на ходу невозможно.
      Очень большое значение имеет совместимость характеров: 2 месяца два человека находятся в замкнутом пространстве. Большей частью в этом смысле поездки проходили нормально, но иногда попадается такой напарник, что хоть волком вой.
- Какие грузы вы перевозили и на какие расстояния?
- Все скоропортящиеся: овощи, фрукты, вино, дрожжи, мясо. Все: от красной икры до редиски. А расстояния - весь Советский Союз. Могли получить груз в Унгенах или в Бресте и везти его на Дальний Восток. Удивляло другое. Могли загрузиться хеком в Прибалтике и везти его в Хабаровск, а там в порту Ванино нас опять загружали хеком, и мы его доставляли в Минск. Кому нужны были эти встречные перевозки?
- Даже красную икру возили?
- Этот рейс был единственным и запомнился мне на всю жизнь. С момента загрузки в Астрахани до момента выгрузки в Москве нас сопровождала милицейская команда с собакой.
- Что еще запомнилось из вашего большого опыта?
- Воровство. Почти на всех базах, куда, мы доставляли продукты. Очень часто приходилось возить виноград из Азербайджана на Урал, чаще всего в Свердловск. Срок доставки восемь суток. Как только въезжаешь на участок Свердловской железной дороги, секцию сразу же выводят из прямого состава и включают в сборный. Это значит, что на каждой узловой станции поезд переформировывают и на базу ты попадешь только на девятые-десятые сутки. А там на рампе уже стоят люди с заранее заготовленным актом на списание 25% груза (это 60 тонн) из-за просрочки в доставке. Выгружают виноград, а он чистенький, да и что с ним может случиться за сутки, если он охлажден до +2 С, Это только одна секция, и это только виноград.
   В Ереване однажды простояли груженные сливочным маслом из Румынии двадцать суток, и там списали отличного масла 60 тонн.
Таких примеров можно приводить десятки-сотни. Удивляются люди: как мог развалиться Советский Союз? Да разворовали мы его.
- Я замечал, Борис Иванович, что окна рефрижераторных секций заделаны решетками, зачем это?  
- Нельзя было ездить с открытыми окнами, особенно по Средней Азии и по кавказским республикам - выбивали окна камнями. Еще понятно, если бы ребятишки баловались, а то глядишь, декханин, аксакал с седой бородой, работаете мотыгой в поле, увидел секцию, бросает мотыгу, хватает камень и бегом бежит к железнодорожному полотну.
- Как вы теперь относитесь к прежней работе? Не кажется ли вам, что не по той дороге в жизни пошли?
- Она мне до сих пор по ночам снится. Если бы была такая возможность, я бы и сейчас еще поездил по стране. По-видимому, в характере выработалась определенная черта - неусидчивость. Гнетет меня оседлый образ жизни, поэтому большую часть времени я провожу на рыбалке, на охоте.
Спасибо за беседу.
    В. ГЛЕБОВ, г Опочка. Газета "Великолукские ведомости", 3 августа 2005 года. 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS