Путь в Старую Руссу

   Впервые гудок паровоза потревожил сон жителей города Старая Русса 26 июня 1878 года, когда открылось сквозное движение поездов от Чудова. И уже в октябре по железной дороге проехала семья Ф.Достоевского.
  А до этого добраться до Старой Руссы было непросто. Сначала нужно было ехать по Николаевской магистрали до станции Волховский мост, затем пересесть на пароход, шедший по Волхову до Новгорода, и уже оттуда другими пароходами через озеро Ильмень, по рекам Ловать и Полисть. В 1870 году российским правительством было принято решение о сооружении узкоколейных железных дорог общего пользования. Для ознакомления с опытом устройства узко­колеек в Великобританию отправилась Императорская техническая комиссия. После этого было принято решение о строительстве Ливенской и Новгородской железных дорог колеи 1067 мм, и несколько заводов Англии и Бельгии получили заказ на изготовление паровозов для этих линий.
   Железнодорожная линия Чудово Новгород Старая Русса строилась на средства частного капитала акционерного общества «Новгородская железная дорога». Участок Чудово – Новгород был введен в эксплуатацию в 1871 году. Инициатором соединения Старой Руссы с Новгородом (89 верст) явился петербургский купец И.Варгунин. В 1870 году Старорусское городское общество выделило инженеру К.Шепетову 600 рублей на производство изыскательских работ. Вскоре вся документация по изысканиям была подготовлена и передана в правительство. Контракт на постройку получил инженер путей сообщения С.Яфимович. Начало работ датируется августом 1876 года. Трудились в основном крестьяне-отходники тех деревень и сел, по территории которых проходила дорога. Строительной техники как таковой не было. Все делалось вручную. Жили в шалашах и землянках, реже в бараках. Самыми трудными объектами стали каменистые грунты на 57 версте, топкие места за Шимском и разводной мост через реку Шелонь. Последний был собран из четырех металлических пролетов. Проезжую часть и мощные пролетные конструкции взяли на себя высокопрочные устои, со всех сторон защищенные надежным деревянным частоколом. Быки огородили двойным забором – шпунтами. Кроме того, переправы возвели через Шелонь в Шимске, речки Веряжа, Веряжка, Веронда, Псижа, Перехода, Тулебля. Они были типовыми. Опоры разрушенных мостов через Шелонь, Веронду и Веряжку можно увидеть и сейчас. Для обслуживающего персонала построили девять казарм, оборудованных телеграфной связью и настенными часами, в основном на станциях. Так недалеко от станции Борок на 31 версте от Новгорода, на земле князей Васильчиковых, находилась казарма № 11 (Грязные Харчевни). На перегонах возвели 42 сторожевых дома, путейские будки. На линии было построено семь станций: Негоща, Борок, Шимск, Шелонь, Верещино, Перетерки, Старая Русса. Тупиковая Старая Русса получила второй класс, Шимск имел третий, остальные – четвертый. Старая Русса размещалась за городом, в районе улицы К.Либкнехта. Здесь имелись вокзал, паровозное депо, вагонный сарай... Со строительством железнодорожной линии Рыбинск – Псков станция стала узловой, железнодорожный вокзал в 1897 году построили на месте, где она располагается сейчас. Дорога в 1916 году была перешита на широкую колею 1524 мм. Старые рельсы взяли для постройки узкоколейной лесовозной линии на Соловки. Линия Новгород – Старая Русса была разрушена во время Великой Отечественной войны. В марте 1944 года части 30-й отдельной железнодорожной бригады восстановили участки Старая Русса – Анишино и Новгород – Панковка, дальнейшие работы были приостановлены. Не возобновились они и позже.
  Анатолий Васильков,  бывший начальник станции Старая Русса.  12 июля 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS