|
Путь в Старую Руссу
Впервые гудок паровоза потревожил сон жителей города Старая Русса 26 июня 1878
года, когда открылось сквозное движение поездов от Чудова. И уже в октябре по
железной дороге проехала семья Ф.Достоевского.
А до этого добраться до Старой Руссы было непросто. Сначала нужно было ехать по
Николаевской магистрали до станции Волховский мост, затем пересесть на пароход,
шедший по Волхову до Новгорода, и уже оттуда другими пароходами через озеро
Ильмень, по рекам Ловать и Полисть. В 1870 году российским правительством было
принято решение о сооружении узкоколейных железных дорог общего пользования. Для
ознакомления с опытом устройства узкоколеек в Великобританию отправилась
Императорская техническая комиссия. После этого было принято решение о
строительстве Ливенской и Новгородской железных дорог колеи 1067 мм, и несколько
заводов Англии и Бельгии получили заказ на изготовление паровозов для этих
линий.
Железнодорожная линия
Чудово –
Новгород –
Старая Русса
строилась на средства
частного капитала акционерного общества «Новгородская железная дорога». Участок
Чудово – Новгород был введен в эксплуатацию в 1871 году. Инициатором соединения
Старой Руссы с Новгородом (89 верст) явился петербургский купец И.Варгунин. В
1870 году Старорусское городское общество выделило инженеру К.Шепетову 600
рублей на производство изыскательских работ. Вскоре вся документация по
изысканиям была подготовлена и передана в правительство. Контракт на постройку
получил инженер путей сообщения С.Яфимович. Начало работ датируется августом
1876 года. Трудились в основном крестьяне-отходники тех деревень и сел, по
территории которых проходила дорога. Строительной техники как таковой не было.
Все делалось вручную. Жили в шалашах и землянках, реже в бараках. Самыми
трудными объектами стали каменистые грунты на 57 версте, топкие места за Шимском
и разводной мост через реку Шелонь. Последний был собран из четырех
металлических пролетов. Проезжую часть и мощные пролетные конструкции взяли на
себя высокопрочные устои, со всех сторон защищенные надежным деревянным
частоколом. Быки огородили двойным забором – шпунтами. Кроме того, переправы
возвели через Шелонь в Шимске, речки Веряжа, Веряжка, Веронда, Псижа, Перехода,
Тулебля. Они были типовыми. Опоры разрушенных мостов через Шелонь, Веронду и
Веряжку можно увидеть и сейчас. Для обслуживающего персонала построили девять
казарм, оборудованных телеграфной связью и настенными часами, в основном на
станциях. Так недалеко от станции Борок на 31 версте от Новгорода, на земле
князей Васильчиковых, находилась казарма № 11 (Грязные Харчевни). На перегонах
возвели 42 сторожевых дома, путейские будки. На линии было построено семь
станций: Негоща, Борок, Шимск, Шелонь, Верещино, Перетерки, Старая Русса.
Тупиковая Старая Русса получила второй класс, Шимск имел третий, остальные –
четвертый. Старая Русса размещалась за городом, в районе улицы К.Либкнехта.
Здесь имелись вокзал, паровозное депо, вагонный сарай... Со строительством
железнодорожной линии Рыбинск – Псков станция стала узловой, железнодорожный
вокзал в 1897 году построили на месте, где она располагается сейчас. Дорога в
1916 году была перешита на широкую колею 1524 мм. Старые рельсы взяли для
постройки узкоколейной лесовозной линии на Соловки. Линия Новгород – Старая
Русса была разрушена во время Великой Отечественной войны. В марте 1944 года
части 30-й отдельной железнодорожной бригады восстановили участки Старая Русса –
Анишино и Новгород – Панковка, дальнейшие работы были приостановлены. Не
возобновились они и позже.
Анатолий Васильков,
бывший начальник станции Старая Русса.
12 июля 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль"
|