|
Путешествие на 100 лет назад
Совсем скоро по уникальному историческому маршруту Бологое – Осташков – Великие
Луки туристов повезет ретро-поезд.
Генеральная репетиция поездки паровоза серии СУ-251-58 состоялась на днях.
Инициаторами создания такого маршрута выступило Всероссийское общество
любителей железных дорог (ВОЛЖД).
– Этот паровоз – настоящее достояние нашей страны. Его история уникальна, –
рассказывает председатель ВОЛЖД Алексей Вульфов. – Возраст машины более
полувека. Построен он был в 1949 году в Горьком. Через 10 лет работы поступил в
Эстонию, где использовался как … котельная. Да-да. Им отапливали помещение
локомотивного депо. В 1990 году паровоз был передан на Октябрьскую дорогу. Около
года шла его реставрация. Бригады опытных мастеров под руководством Алексея
Грука по архивным документам с учетом современных технологий восстановили
паровоз. Были соблюдены все мельчайшие детали. Сегодня специалисты и туристы
могут оценить плоды труда Ильи Куликова, Сергея Терехова, Алексея Белоглазова –
целой группы локомотивщиков. Это стало возможным благодаря поддержке Александра
Леонова – заместителя начальника службы локомотивного хозяйства ОЖД.
Кстати, паровозов серии СУ в СССР с 1926 по 1951 годы было построено более
тысячи. Именно эти паровозы возили легендарную «Красную стрелу». Но из них
сохранилось только два – один в Ростове-на-Дону. А второй – на Октябрьской
дороге.
– Непривычно браться за управление, – делится впечатлениями машинист Вадим
Гуков. – В училище такого уже не изучали. Но очень интересно. Я хоть сам не
видел такие машины, но представлял их по рассказам старших локомотивщиков.
Всегда интересно было попробовать. И вот…
Огромные клубы белого пара, резкий гудок, – паровоз летит вперед по живописным
окрестностям …
– Конечно, свои особенности в управлении есть, внимания требуется больше. Но
паровоз в прекрасном состоянии, идем ровно. – Александр Озимков приглашен на
поезд в качестве специального проводника. Он машинист локомотивного депо Бологое
с 40-летним стажем и маршрут Бологое - Осташков - Великие Луки знает с закрытыми
глазами.
… За окном проносятся уникальные пейзажи – еще в прошлом веке они привлекали
таких мастеров живописи, как Рерих и Левитан. Гудок возвещает о прибытии поезда
на станцию Куженкино. Здесь его уже встречают. Местная ребятня, да и взрослые с
любопытством разглядывают красную звезду, надпись, украшающие паровоз.
– Исторически сложилось, что железнодорожная станция была центром жизни нашего
поселка – рассказывает начальник станции Куженкино Любовь Волкова. – Здесь
выросли целые династии, работавшие на железной дороге.
Туристам будет особенно интересно походить по самому зданию станции, которой в
этом году исполняется 105 лет. Деревянная постройка сохранена практически в
первозданном виде. А платформа в Куженкино имеет уникальное песчаное покрытие.
Сохранена технология начала прошлого века. Песок утрамбовывается до такой
плотности, что не размокает даже во время дождя.
Программа маршрута ретро-поезда может включать в себя сразу три туристических
направления – историко-архитектурное, ландшафтное и военно-мемориальное. На
протяжении всего пути следования поезд будет делать остановки на станциях,
сохранивших архитектурные строения начала 20 века. Пассажирам представится
уникальная возможность насладиться прекрасными пейзажами. В этом районе
расположено 180 живописнейших озер. В маршруте предусмотрена остановка и водная
прогулка по одному из них.
… Генеральная репетиция поездки прошла успешно. Паровоз проследовал своим
маршрутом по выверенному расписанию, и с тем весом, который предстоит везти во
время экскурсий. Теперь можно начинать набор туристических групп.
Предполагается, что первые из них отправятся в ретро-поездку уже в августе.
Наталья Кривова
28 июня 2008 года. Газета "Октябрьская
магистраль"
|