|
Сергей Бирюлин, Николай Масолов
Пустошка
Лениздат, 1985 год.
Основание станции
Пустошка ( здесь и далее этим шрифтом примечания
ПЖД)
На стыке XIX и XX веков строительство
Московско-Виндавской дороги железной
дороги велось от Новосокольников в сторону
Себежа. Ветка должна была пройти и по земле,
принадлежавшей крестьянам деревни Звяги,
расположенной рядом с шоссе Петербург -
Киев. Тогда и была представителем
акционерной компании куплена у них пустошь
для станционных построек. Покупка обошлась
главному инженеру-строителю в два.... ведра
водки.
Старожилы, помнящие те дни,
рассказывали, что был среди технического
персонала строителей мастак давать
прозвища и названия. "Думали мы, думали,
как назвать станцию, - говорил он, - ничего не
придумали. Вот и назовем ее Выдумкой. Много
после этого мы маялись-перемаялись - вот и
наречем новую станцию Маево". Так это или
не так было, но название станции Пустошка
бесспорно связано с пустошью,
приобретенной жуликом-подрядчиком за
баснословно "красную" цену.
В дни основания станции Пустошка
обслуживающий персонал был приписан к
Соинской волости - деревня Соино находилась
в пяти километрах от домов
железнодорожников. Не прошло и года, как
рядом с ними появились и другие постройки.
паровозные гудки не только нарушили
деревенскую тишь, но и вызвали к жизни силы,
способствующие довольно быстрому
заселению бывшей пустоши. Торговцы,
скупавшие в окрестных деревнях лен, кожи,
скот, поставили у станции свои склады.
Построили дома ремесленники - кузнец,
жестянщик, бондарь. За железнодорожным
переездом вдоль шоссе на Петербург стал
селиться бедный люд - каменщики, крестьяне,
ставшие грузчиками, занимавшиеся извозом (впоследствии
эта часть Пустошки получила название
Старой Пустошки), вдоль железнодорожной
колеи протянулась первая улица - Вокзальная.
Не замедлили появиться лавка, питейное
заведение. На горке между
железной дорогой и шоссе была построена
деревянная церковь.
Первая мировая война.
В дни сражения за Ригу через
станцию проходили эшелоны к фронту с
воинскими частями, подолгу стояли
санитарные поезда.
Гражданская война.
Были пустошане и в команде бронепоезда
"Себежский". Спешно сформированный в городе Великие Луки бронепоезд громил
наступавшие германские части на линии Полоцк -
Себеж.
1 мая 1920 года. Центр местечка - район
вокзала.
Под звуки военного оркестра
пустошане, крестьяне и красноармейцы
колонной прошли от здания волисполкома к
вокзалу.
20-е годы. Роль железной дороги.
В 20-е годы железная дорога, идущая к
границе с Латвией, стала одним из главных
направлений связи и торговли Советского
государства с Западной Европой. Более 30
процентов экспорта страны осуществлялось
по железной дороге Москва - Ржев -
Новосокольники - Пустошка - Себеж.
Война. Начало.
6-7 июля через станцию Пустошка
проследовало несколько эшелонов в
направлении н Великие Луки. Вагоны были
заполнены ранеными и беженцами из соседних
районов Латвии. Последний поезд огласил
гудком вокзал 9 июля. В одном из его трех
вагонов находились саперы, чекисты и
начальник станции Идрица С.А. Собровин. Они
покинули железнодорожный узел (Идрица)
после подрыва моста, когда вражеские
мотоциклисты уже появились на окраине
поселка.
Бой у переезда в Старую Пустошку.
11 июля 1941 года гитлеровцы
перерезали Ленинградское шоссе севернее и
южнее Пустошки, в районе деревни Рудо и
невдалеке от деревни Алоль. На другой день в
город вступил вспомогательный батальон 16-й
немецкой армии. Впереди его в машине ехали
майор и седовласый человек в штатском,
кандидат в бургомистры города, в прошлом
белогвардеец.
Вот и железнодорожный переезд. Будка
стрелочника. За насыпью холм, поросший
сосняком. Вряд ли Бобкина гора значилась на
картах вермахта, как высота, имеющая
военное значение, но боевым рубежом стала,
заговорила с гитлеровцами языком пулемета.
Ему вторили винтовочные выстрелы.
Выскочив из машины, майор развернул в
цепь голову колонны. Его спутник замешкался
и остался лежать на шоссе, прошитый пулями.
Упали, чтобы больше никогда не подняться,
несколько солдат. А пулеметчик строчил и
строчил. Яростно. Точно.
И вдруг пулемет замолчал. Фашисты
полезли через насыпь (при строительстве
путепровода рельеф изменился).
Беспорядочно стреляя из автоматов, стали
подниматься на Бобкину гору.
В кустах, у валуна, немцы обнаружили
четверых молоденьких красноармейцев. Они
были убиты. Угасала и жизнь командира
горстки храбрецов; сжимая в руке наган, он
лежал без сознания рядом с еще не остывшим
пулеметом.
Один из беженцев, оказавшийся во время
боя в будке стрелочника (туда был перенесен
труп убитого командира), позже рассказывал,
что видел на петлицах героя три "шпалы",
а на гимнастерке орден. Сейчас трудно
сказать, так ли это было. Но в 1975 году вблизи
железнодорожного переезда велись земляные
работы (строили путепровод) и был найден
орден Красного Знамени. К сожалению, номер
определить не удалось, и, таким образом,
принадлежность его (он хранится в музее
города) пока не установлена.
Немецкие гарнизоны на станциях.
Так, например, в донесении,
относящемся к середине февраля 1942 года,
содержались такие данные о гарнизонах
противника: Насва - 100 солдат, 2 танка,
бронепоезд; Шубино - 150 солдат; Маево - 100;
Забелье - 60; Пустошка - 200; Новосокольники - 300
солдат, 5 орудий, "ледяные дзоты".
Партизанская борьба на железных
дорогах.
В ночь на 31 марта 1943 года была
проведена одна из крупнейших партизанских
операций за время народной войны - "Савкинский
мост". 23 отряда партизан одновременно
нанесли удары по большому железнодорожному
мосту через реку Неведрянку (в двадцати
километрах от Пустошки) и по трем
фашистским гарнизонам, другие близлежащие
блокировались.
В июле 1944 года в результате "рельсовой
войны" дорога Себеж - Пустошка -
Новосокольники не работала несколько дней.
Группа немецких офицеров во главе с
генералом несколько дней находилась на
станции Лемно.
Подвиг стрелочника Портнова.
В конце октября 1943 года Портнову
передали просьбу подпольного райкома
партии - устроить "пробку" на станции.
Ночь на 1 ноября выдалась холодной и темной.
В такое время гитлеровцы, конвоирующие
русских стрелочников, не решались обычно
покидать здание вокзала.
Шел третий час ночи. Портнов сидел в
будке второго поста. Резкий телефонный
звонок дежурного по станции прервал
невеселые думы Андрея. Со стороны Идрицы
друг за другом шли два эшелона. Их было
приказано принять на первый и третий путь.
"Оба идут к фронту", - понял он.
...Непроглядная темень. Портнов немного
постоял, пока пригляделись глаза, и
медленно побрел в сторону семафора. Мозг
работал напряженно: "Да! Да! Именно сейчас.
Лучшего случая может и не быть...."
Поезд приближался. Портнов
выхватил из кармана фонарик и дал сигнал
остановки. Мимо него поползли черные
силуэты вагонов, укрытые брезентом. Вот
наконец и хвостовой вагон. сигнальных огней
на нем нет.
Ухо опытного железнодорожника уловило
еле доносившийся шум второго поезда. В
висках тяжело стучало от прилившей в голову
крови, но мысль работала четко, ясно... Из-за
поворота показался паровоз. Портнов не
колеблясь подал сигнал: путь свободен.
Эшелон, не снижая скорости, помчался вперед.
А когда машинист заметил стоявший на пути
первый поезд, было уже поздно.
Удар! Брызги огня и пара поднялись в
воздух. скрежеща и ломаясь, как спичечные
коробки, полезли друг на друга вагоны.
Начали рваться снаряды, сброшенные с
платформ.... На станции и в городе поднялась
невообразимая паника.
4 ноября Андрея Семеновича арестовали.
Двое суток продолжался допрос: избивали до
полусмерти, обливали водой, приводили в
чувство и опять били. 6 ноября 1943 года
полуживой Портнов был расстрелян в лесу по
дороге в Алоль...
Железнодорожные батареи
Краснознаменного Балтийского фронта.
В дни легендарной обороны Ленинграда
огромную роль сыграли железнодорожные
батареи Краснознаменного Балтийского
фронта. Это их мощный огонь поставил
огневую завесу перед танками фельдмаршала
фон Лееба в сентябре 1941 года. Это они днем и
ночью на протяжении всей блокады вели
контрбатарейную борьбу с фашистскими
орудиями, обстреливавшими жилые кварталы
Ленинграда. Обрушивали моряки-артиллеристы
и массированные удары по фашистским узлам
сопротивления, крушили вражескую технику
за 15-20 километров от линии фронта.
В городе Ленина хорошо знали имена
мастеров точного огня. Всегда среди них
называлась фамилия пустошанина Семененка.
В начале 30-х годов Семен Семененок работал
секретарем Каменского сельсовета, затем
инструктором Пустошкинского райисполкома.
Он активно участвовал в коллективизации
района, в комсомольской жизни. По путевке
комсомола пошел и на военную службу.
Умелый организатор боя, майор Семененок
никогда не покидал огневые позиции во время
бомбежек и неистовых обстрелов. Нередко
отважный комиссар лично корректировал
огонь своих комендоров. В дни прорыва
блокады Ленинграда он накрыл точным огнем
на стыке дорог один из полков 215-й немецкой
дивизии....
За январские бои 1944 года бригада
морской железнодорожной артиллерии была
удостоена гвардейского знамени. На груди
Семена Васильевича Семененка рядом с
орденом Красного Знамени засверкал орден
Отечественной войны I степени.
Григорий Александрович Бабаев.
Много лет прожил в Пустошке Григорий
Александрович Бабаев, работал стрелочником
на железнодорожной станции. Так работал на
своем скромном посту, что заслужил всеобщее
уважение. За 38 лет службы по его вине не было
случаев брака - не только аварий, но даже
мелких неисправностей в вагонах, которые
осматривал Григорий Александрович. Бабаев
одним из первых пустошан был удостоен
высшей награды Родины - ордена Ленина.
|