Простые истины глубинки

  Новгородские путейцы сокращают число негодных шпал на своём участке

Труд не из лёгких

  На станции Новгород-Лужский в этот погожий день шла смена брусьев стрелочного перевода на главном пути. Рабочие околотка уже расширили шпальный ящик в корне остряка, выкопали яму-выход, вытащили гнилой брус.
  – Смена шпал на станции – самая тяжёлая работа, – поясняет дорожный мастер Александр Горожанкин. Александр Николаевич из тех 32 лет, что трудится на железной дороге, 20 проработал маневровым диспетчером на этой же станции. Причины выхода пути из строя он прекрасно знает: здесь немалый объём и поездной, и маневровой работы. К тому же, примыкают пути предприятия по ремонту восстановительных средств (ДПВС) и оборотного депо.
  Бригадиры Валентин Афанасьев и Алексей Кадров ломами подправили чёрный трёхметровый брус, пока монтёр Дамир Сулейманов подсыпал лопатой щебень. Монтёр Николай Новиков взялся за электродрель – и сверло завизжало, оставив в дереве отверстие для шурупа. Хотя решётка на «дереве», в стрелочных переводах костыль уступает место скреплению КД. Костяк околотка работает в пути не менее десяти лет, поэтому все движения рабочих выверены – хоть методичку пиши. Ящик с новым брусом засыпали балластом, затем пробили образовавшиеся пустоты.
  Повышенного внимания требуют тракционные пути ДПВС: ремонта здесь не было уже лет 20, все 34 стрелки – ручные. Кроме парка Лужский, за околотком закреплён парк Предузловая-Павловская с 30 стрелочными переводами. Итого – сотня стрелок, брусья на которых доходят до пяти метров. В то же время штат укомплектован лишь на 60%.
  – Участок у нас компактный, но очень сложный, – продолжает А. Горожанкин. – Щебень загрязнён, особенно около депо, без лома его не возьмёшь. Инструмент возим на себе – люди изматываются.
  Кое-что, конечно, меняется. В табельной многие годы стояла дровяная печь, несколько месяцев назад её разобрали и установили три электропечи. Теперь чисто, с дровами возиться не надо.
  В целом перед работниками ПЧ стоит задача довести балльную оценку пути до 50 единиц. Там, где бетон, где недавно ремонт прошёл, состояние пути оценивают в 20 баллов и даже ниже. А вот на 131-километровом, лежащем на «дереве», ходе Новолисино – Новгород наиболее реальная задача – снизить балльность до 90. Ремонт там не производился с послевоенного времени. Причём лежат там рельсы Р-50, а на 14 километрах – даже более легкие Р-43. Ещё три года назад на линии было выявлено 72 тысячи гнилых шпал, сейчас это число сократилось до 49 тысяч. В дистанции посчитали, что надо менять ежегодно 20–24 тысячи. В нынешнем году предприятие получает 19 700 новых шпал, две тысячи из них уже уложено. Без подрядчика тут не обойтись, и начальник ПЧ Иван Сиденко надеется на выделение средств на оплату сторонних рабочих. Благодаря дополнительному стимулированию путейцы выходят на замену шпал, кроме рабочих смен, во внеурочное время и по выходным.
  Обеспечить установленные скорости на участках подчас мешает отсутствие щебня. На базе-то он есть, но своих вагонов дистанция не имеет, а просить у ПМС, как раньше бывало, после образования ДРП бессмысленно. Выход один: уповать на решение проблемы в верхах, пока же сохранять предупреждения об ограничении скорости.
Проблемы, проблемы, проблемы… Со своим опытом И. Сиденко трезво оценивает преимущества пути на деревянных шпалах, но какие шпалы выпускают сейчас заводы? По технологии брус надо хорошо высушить, под давлением пропитать креозотом вплоть до самой сердцевины. На деле в дистанцию приходят шпалы, пропитанные антисептиком только у поверхности. Торцевая защита бруса неэффективна. Через два-три месяца такая шпала даёт трещины.
  Но вот гнилые шпалы изъяты из решётки, они лежат на обочине. Проблема утилизации негодного материала в нашей стране не решена. Начальник ПЧ рад, если кто-нибудь старыми шпалами заинтересуется: дачник, компания, воинская часть. На днях И. Сиденко вызвали в Росприроднадзор Новгородской области, где ему выписали штраф за оставленные в полосе отвода 1800 шпал.
   Когда подъезжаешь к Новгороду, бросаются в глаза кусты и деревья в полосе отвода. Недавно в ПЧ создана специализированная бригада по очистке от древесной растительности, которую возглавляет Максим Сиденко. Её вооружили бензопилами и кусторезами. За прошедшие теплые месяцы бригада сняла 809 деревьев угрозы, но сил её не хватит, чтобы зачистить всю полосу отвода. В прошлом году 10 километров полосы отработали подрядчики, но нынче денег для оплаты их труда не выделено.
    Всеобщий закон мирозданья – закон роста энтропии, хаоса. Всё, к чему ни прикасается организованное начало, стареет и разваливается, поэтому надо заботиться сразу обо всём. В том числе и о пунктах обогрева. В минувшем году в дистанции построили пункт на станции Мойка, отремонтировали здания пунктов в Новгороде, Подберезье, Чудово-3. Недавно получено три модуля для обогрева. Решается вопрос передачи старого двухэтажного поста ЭЦ в Новолисино, где есть возможность разместить не только табельную, но и общежитие путейцев.
    Труд не из лёгких, потому важна разумная организация досуга. Руководство дистанции вынашивает идею переоборудовать бывший вокзал на станции Вяжище в турбазу. Места там чудные, можно зимой покататься на лыжах, летом побродить по лесам. И набраться сил перед новыми ранними подъёмами, маршами вдоль пути, «окнами».
    Владимир Саблин   10 июля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".

 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS