Прогулка Лемно - Пустошка

  Это было 17 мая 2006 года. "Вы выходите в Лемно?" - спросила удивленно симпатичная проводница и открыла дверь. Такое впечатление, что здесь никто не выходит и не садится. Была станция, а теперь просто остановочный пункт. Здесь я не был ровно 36 лет. 
   Станция была построена посередине болота. На одном пятачке (17.15) стоит здание поста ЭЦ. Оно в приличном состоянии. (17.15) Рядом разобранный кирпичный двухквартирный дом для движенцев. Последней здесь проживала начальник станции Гладышева. От дома остались кирпичи от печки (17.16) и несколько горелых досок. Тут же два колодца. (17.17) Их не унесешь и не разберешь. Долго они еще будут напоминать о людях. (17.17)

   На платформе лавочка для двух пассажиров. Когда пойдут грибы и ягоды, появятся и пассажиры. Есть метров сто песчаной платформы с бетонным поребриком. (17.51) Рядом с постом ЭЦ пустой шкаф и (17.16) контейнер. Через путь напротив фундамент от деревянного сарая. (17.52) Здание поста ЭЦ находится на 9 пикете 549 км. На сколько помнится, предыдущее деревянное здание стояло здесь же.
  Второй путь и крестовины сняты. Много брошенных железобетонных шпал. Среди шпал березки по пояс - природа пустоты не любит.
  Иду на восток. Слева еще один пятак посередине болота. На нем стоит доживающий свое дом для работников службы пути, (17.42) тоже двухквартирный. Кстати, большинство работников станции (путейцев, стрелочников) жили в деревнях Пятовщина и Рокачино или в Пустошке. Что касается этого дома, то еще года три назад сюда приезжала на лето одна из работниц станции, ныне живущая у дочери в Прибалтике. Дом тихонько разбирается, (17.41) и судя по всему, людьми.  Насыпь, на которой стоит дом, идет под углом к главному ходу, что доказывает  наличие до войны ветки к аэродрому. О ветке и аэродроме ничего толком не известно. В этом месте на 5 пикете 549 км заканчивался второй путь.

  Идем дальше. 17.27 Навстречу с подвыванием (17.27) пронесся 2ТЭ116-188 с ТЭП70 на хвосте. Из-за солнца номер ТЭП70 остался неизвестным. За три часа похода это было единственное появление подвижного состава. Вот труба для ручья с оригинальным порталом. (17.26). Тут же болото, в котором плавают покрышки от лесовозов. Видно, весной тонули "любители природы".  Рядом с трубой столб 549-548 км.

   В трехстах метрах  далее от трубы переезд, который  хотели закрыть (17.32) железнодорожные начальники. Это уже за пределами бывшей станции. Дорога ведет  в лес-кормилец. Такой переезд закрывать никак нельзя. От переезда до самой станции идет приличный проселок. Старая насыпь для двухпутки позволяет.
  От переезда до Пустошки 10 километров всего. Вперед по шпалам! 

   У западной горловины на крутом обрыве (18.03) фундамент поста. Рядом из земли торчат провода сигнализации, пониже в болоте на столбах основание для трансформатора. Граница станции на 5 пикете 550 км. Всего один (!) километр дороги Москва - Рига. Второго поста у восточной горловины не было - стрелку там переводил дежурный по станции.
  Как видно, жители ближайшей деревни Рокачино не жалуют пригородный транспорт - никаких тропинок. Иду по шпалам и камешкам. Лет 20 назад вдоль дороги шла узкая тропинка, по которой ездили мотоциклы. Насыпь для второго пути местами разрушена, поэтому езда напоминала катание на американских горках. Сейчас путейцы насыпали такую призму, что пешком не пройти.
  Сразу на выходе из
Лемно на 7 пикете 550 км до войны был небольшой мост через реку. Один устой сохранился, не засыпан. (18.06)
Сам мост заменен на убогую трубу.

  На 551 километре основная достопримечательность - красивое озеро Лемно, в честь которой и назвали разъезд Лемно в 1920-х годах, и деревня Рокачино на его берегу. Озеро Лемно местные жители неправильно называют Рокачинским. В начале 552 км (18.25) неохраняемый железнодорожный переезд. В обиходе переезд называется 552 километр (Рокачинский). На дороге 12 предупреждающих  знаков. Ввиду близости деревни здесь вполне можно было бы сделать остановку вместо Лемно. Но пассажиров вряд ли прибавится, а вот от грибников жалобы посыпятся, так как им придется топать до Лемно пешком.
  Чуть дальше от переезда в конце 552 км около 40 лет тому назад стоял дом путевого обходчика Деткова, известного тем, что пережил трех своих жен. Следы дома не нашли.

   Зато на 553 км нашли (18.42) "загадочный" синий контейнер связистов, рядом в коробке их документация. Жить ей осталось до первого дождя. Рядом с контейнером сохранилась (18.49) дореволюционная труба на большую речку с красивым порталом. Речка, наверное, Глыбошня сейчас в мае воробью по колено. Речка впадает в озеро Глыбошня, которое пустошане тоже называют неправильно Ширковским по имени исчезнувшей в годы войны деревни Ширково. До войны река и озеро назывались Глубошня.

   У столба 553-554 км (18.56) фундамент двухквартирного (?) дома путейцев. Здесь жил в том числе будущий мастер Алексеев М.Ф. Как видим, из фундамента за неполных 30 лет выросли приличные деревья. На немецких картах здесь показан дом железнодорожных рабочих. Рядом с домом (18.59) двухпутный мостик. Еще 554 километр запомнился выемкой и ящиком сигнализации у довоенного переезда.

   На 555 километре (19.12) еще одна труба, загороженная двумя палками.  В начале километра был до войны  переезд. На 6 пикете  30 лет назад также был уже в то время неохраняемый переезд на дороге в деревню Кашино и на кирпичный завод. Так и назывался Кашинским или "У камней". (19.21) Здесь стояла железнодорожная казарма. Раньше переезд был охраняемым, была будка и жилая казарма. От дороги осталась тропинка. До своего закрытия переезду посчастливилось поработать с сигнализацией. В конце 555-го протекает второй раз под дорогой бурная речушка Глыбошня.

  В начале 556 километра единственный светофор на участке - предвходной станции Пустошка. Перед  переездом за кривой еще (19.41) одна труба старого образца. Сам переезд на дороге из деревни Авинище находился в конце  556 километра. Закрытым он был уже 40 лет назад. Дорога вела на север к деревням Рижище и Карасно, которых давно нет.  Сам переезд сфотографирован в сентябре 2005 года. Далее до моста через реку Крупея на 557 километре ничего интересного: две трубы послевоенного периода, различимый только весной  бывший переезд на дороге из той же исчезнувшей деревни Рижище да кривая перед мостом, на которой свалились вагоны с углем сразу после войны. Уголь до сих пор можно там увидеть.
  Сразу после моста  руины фундаментов водокачки 1897 года (видна на карте 1931 года). В речке остатки водозабора.
   А вот и сама Пустошка. К сожалению, за 2 часа прогулки мы не увидели ни одного поезда. Жаль, перегон изобилует кривыми, выемками, насыпями, фотографировать очень удобно. 
 
   Май 2006 года. Фотоаппарат KONICA MINOLTA. Оригиналов фотографий не сохранилось.  Юрий Киселев.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS