По дороге между миром и войной...

     Для псковички, Любови Игнатьевны Немцевой, главная радость в сегодняшней жизни - ее радость, тезка, правнучка Любашка. Беспокойная общительная девочка, прабабушкина любимица, так напоминает ее в юности. Такой она была в середине двадцатых годов прошлого века. Как давно это было...
   В революционном семнадцатом году семья Устилко (такой была девичья фамилия Любови Игнатьевны) переехала из Западной Белоруссии в Псков. Любашке было в ту пору два годика. И самые первые впечатления о детстве она почерпнула именно в нашем городе. Здесь вместе с родителями она жила на Горной улице, в доме под номером сорок шесть, купаться бегала на реку Великую, школу-семилетку заканчивала, потом выучилась на проводницу в железнодорожном фабрично-заводском училище. В 1934 - году судьбу свою встретила -молодого командира Красной Армии Петра Немцева. Дети родились - дочка Валечка и сын  Толя. И это было счастьем, пока не пришла та огромная и жестокая война.
   Она, Великая Отечественная,  застала семью Немцевых в Пскове. Помнит Любовь Игнатьевна, как в то страшное воскресное утро по репродуктору вместе с другими горожанами слушала сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз, а несмышленыш Толик дергал мать за подол платья и звал на речку. Петр Немцев сразу же ушел на фронт. А она с детишками и старушкой- матерью осталась в Пскове - куда было ехать? Кто их ждал в чужих краях? Помнит Любовь Игнатьевна, как фашистские самолеты бомбили город, а люди прятались в подземном ходе, который в ту пору находился под сегодняшней площадью Победы. В том подземном темном коридоре пережидала вместе с матерью и детишками Люба Немцева бомбежки.
   Сначала семья в Пскове голодала и бедствовала. А позже, когда фашисты стали угонять мирное население в Германию, от беды подальше перебрались Немцевы в деревню Большая Листовка.
  - Вернулись мы в Псков 25 июля 1944 года, - вспоминает Любовь Игнатьевна. - Город еще горел. К счастью, дом наш на Горной улице уцелел. А двадцать шестого июля я пошла в железнодорожную дирекцию, и стала проситься на работу. На правили меня кухонной рабочей в железнодорожную столовую при вокзале. Это был самый первый пункт общественного питания, который открылся в освобожденном Пскове.
  - Конечно, - продолжает вспоминать Любовь Михайловна, -я не была поваром, пекарем или официанткой. Мое дело было -таскать из колодца воду, мыть полы, убирать посуду. Да еще быть сильной и выносливой. Работать приходилось по шестнадцать часов в сутки. Домой, к
маме и детям, добиралась измученная, что называется, до последней косточки. И все равно я была счастливой. Да, город в руинах и в пожарищах, темный и израненный, зато этот город - снова наш, советский, без оккупантов-захватчиков. И хотелось работать еще больше, лучше.
  1 ноября 1944 года Любовь Игнатьевна Немцева была мобилизована в колонну паровозов особого резерва НКПС. В ее семье бережно хранится архивная справка, в которой написано:
    "В документах по личному составу колонны паровозов особого резерва НКПС № 22 за 1944-1946 годы значится Немцева Любовь Игнатьевна, рождения 1915 года, прибывшая в колонну с Октябрьской железной дороги и назначенная проводником вагона с 1 ноября 1944 года.
   .. В период Великой Отечественной войны Колонна паровозов особого резерва НКПС .№ 22 работала на прифронтовых участках железных дорог '.
  - Мы уезжали из Пскова и возвращались в него. Возвращались не все. Сколько железнодорожников - паровозников, проводников, кондукторов, обслуживавших фронт, погибло. Фашисты с особой яростью бомбили составы, которые подвозили к фронту технику и войска.
    Война для старшего кондуктора Любови Игнатьевны Немцевой закончилась возле немецкого городка Дойчлау. А демобилизовали ее только год спустя, летом сорок шестого года.
  Так до самой пенсии я и отработала на железной дороге. Горжусь тем, что была в числе тех, кто первым вернулся в свободный Псков и начат работать. Может быть, кто то скажет, мол, не строила ничего, коммуникаций не прокладывала, какой из тебя восстановитель города? А я не соглашусь: ведь мы кормили тех, кто водил поезда и обслуживал фронт, кто восстанавливал железнодорожные пути и станции, кто поднимал из руин город Мы работали и верили, что будет счастливое мирное время. И снова наш город станет удивительно красивым. Так и случилось.
    У нее нет орденов и медалей за бой и за труд. Два звания "Ветеран войны" и "Ветеран труда". Да беспорочная трудовая биография. В 1966 году Ударник коммунистического труда Любовь Немцева получила небольшую двухкомнатную квартиру на улице Стахановская, в пятидесяти метрах от железнодорожного вокзала.
  Она до сих пор прислушивается к гудкам тепловозов, как раньше прислушивалась к паровозным гудкам. И узнает "по голосам", что они "говорят". В прошлом году она дошла до обновленного железнодорожного вокзала и, посмотрев на него, расплакалась от восхищения: каков красавец! А в недалеких походах ее обычно сопровождает правнучка- тезка, Любочка голубочка, прабабушкина радость и ее будущее.
    Любовь ТИМОФЕЕВА.
  Подробнее о героических днях и судьбах железнодорожников можно узнать из экспонатов музея железной дороги города Пскова.
 
Газета "Псков. Память сердца". Специальный выпуск администрации города к 60-летию освобождения города. Июль 2004 года.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS