С.А. Алексеев А.В. Кондратеня

 "Опочка 1917-1941"

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ОПОЧКА

(1917-1941)

  Для нужд Северного фронта в целях повышения маневренности войск в 1915-1917 гг. была построена рокадная (вдоль линии фронта)железная дорога Псков - Опочка - Идрица - Полоцк.
  В результате Полоцк и Петроград оказались связанными прямым железнодорожным путем для перевозки из Полоцка огромных запасов оружия, боеприпасов, интендантского имущества.
  Кроме усиления обороноспособности западной границы России железнодорожный транспорт способствовал и развитию промышленности, сельского хозяйства, перевозок пассажиров, в том числе и в Опочецком уезде, на территории которого теперь располагались не только железнодорожная станция Опочка, но и промежуточные станции Тригорская, Есенники, Вощагино.
  На отсыпке полотна дороги в Опочецком уезде работали в основном пленные немцы и женщины из близлежащих волостей, так как молодые мужчины из деревень были призваны на военную службу.
  На станции Опочка были быстро построены депо, водокачка, нефтебаза, амбулатория, школа, баня, вокзал, столовая, клуб, магазин, жилые дома и дорога от станции до города. Для ремонта и обслуживания поездов появились три мастерские: слесарная, токарная кузнечная со всем вспомогательным оборудованием и службами.
  На станции работали два маневренных паровоза, которые не только формировали составы, но и расчищали зимой снег на опочецком участке железной дороги.
  Во время Первой мировой войны железная дорога выполняла все возложенные на нее функции.
  В январе 1918 г. Опочецкий Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в который большевики еще не входили, приняв во внимание разруху, периодические остановки железнодорожного транспорта и участившиеся революционные беспорядки, вынес решение назначить из своей среды комиссара транспорта, которому предполагалось поручить производство расследований на месте всяческих беспорядков и устранение разрухи на железнодорожном транспорте. Комиссару транспорта должны были оказывать содействие все агенты, служащие, рабочие и команды, охраняющие дорогу и транспорт.
  Когда об этом решении Совета стало известно в Москве, отдел местного управления НКВД с ним не согласился и в апреле 1918 г. совместно с управлением железных дорог назначил своего комиссара железнодорожной станции Опочка - Фадеева.
  Во время Гражданской войны железная дорога также использовалась для изменения дислокации войск, перевозки оружия и боеприпасов. Она же давала возможность прибегать к помощи бронепоездов из Великих Лук для подавления мятежей в Опочецком уезде.
  В своих воспоминаниях Жутовский утверждал, что до вооруженного захвата власти в городе он с великолукским отрядом в январе 1918 г. первым делом захватил на станции Опочка телеграф, телефон, временно арестовал железнодорожный персонал, а потом двинулся в город.
  Писатель Н.И. Васильев и другие исследователи придерживались иной версии событий того времени: в январе 1918 г. железнодорожники сами разоружили железнодорожную милицию, заняли телеграф и паровозное депо, а также овладели всеми другими станциями уезда.
  Документальных подтверждений ни той, ни другой версии не обнаружено. Вероятно, железнодорожная милиция, как и городская, сама сложила оружие при Временном правительстве.
  Так как большевики наибольшее внимание уделяли перед Октябрьской революцией и в ее начале железной дороге, то нет ничего удивительного в том, что первая партийная ячейка была организована в августе 1918 г. при железнодорожной станции. Далеко не просто было в период разрухи в России навести железный порядок на дороге. На заседании уездного продовольственного отдела 3 декабря 1918 г. новый комиссар железнодорожной станции Аникменко доложил о вмешательстве вновь мобилизованных красноармейцев в его распоряжения при преследовании спекулянтов с продуктами. Красноармейцы при проезде сами отнимали продукты у спекулянтов и присваивали их, покрывая таким образом спекуляцию.
  Перепись коммунистов, проведенная в феврале 1922 г., показала, что в это время в ячейке станции было 14 членов и 4 кандидата ВКП(б): Маргулис,К.Т. Тихонов, Якубовский, Булавский, Романов, Орайс, Матвеев, Фёдоров, Затберг, С.О. Осипов, Дюкарев и другие.
  В это время на станции сформировалась сильная комсомольская организация.

***

  После Гражданской войны дорога находилась в плачевном состоянии, скорость поездов во многих местах ограничивалась 5 км в час - например, на перегоне Опочка - Вощагино, где существовала угроза окончательного разрушения железнодорожного моста. Обваливались даже бетонные трубы под насыпью; котлы водокачки были изношены и плохо очищены, От водокачки зависело движение поездов, так как до следующей было более 80 км, и в случае ее отказа остановились бы и поезда.
  На обменном пункте станции Опочка не хватало подшипников, рессор, болтов и гаек.  По причине этого вагоны долго простаивали на запасных путях.
  Вокзал, подъездные пути к нему также требовали ремонта.
  Следует отметить, что все руководители Опочецкого уисполкома в меру сил оказывали помощь железной дороге - по заготовке топлива, расчистке путей, ремонту вагонов, так как этот вид транспортного сообщения в то время был основным средством доставки в уезд продовольствия, металла, тракторов, химических удобрений и прочего.
  Расписание движения пассажирских поездов с 1922 г. до начала Великой Отечественной войны  приведено в таблице 9.

Таблица 9  

 Расписание движения пассажирских поездов по станции Опочка

Год № поезда Маршрут Прибытие Отправление Примечания
1922   Полоцк - Псков

Псков - Полоцк
19.00
00.00
13.00
20.50
20.00
01.00
14.00
21.50
По понедельникам
По четвергам
По вторникам
По пятницам
1935 83
84
415
416
Ленинград - Полоцк
Полоцк - Ленинград
Ленинград - Опочка
Опочка - Ленинград
00.00
04.45
10.30
 -
01.08
05.30
-
16.15
 -
-
-
-
1937 83
84
19
20
53
54
Ленинград - Мариуполь
Мариуполь - Ленинград
Ленинград - Одесса
Одесса - Ленинград
Ленинград - Опочка
Опочка - Ленинград
09.55
22.55
22.56
05.25
06.30
-
10.10
23.00
23.08
05.40
-
18.35
По четным
По нечетным
-
-
-
-
1941 19
20
-
-
Ленинград - Одесса
Одесса - Ленинград
Ленинград - Белосток
Белосток - Ленинград
22.34
07.14
05.05
22.19
23.12
07.30
05.38
22.23
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно

  До 1922 года расписание движения поездов неизвестно. Все поезда останавливались также и на станции Есенники.

***

  Перепись населения, скота, жилых и других строений, проведенная 15 марта 1923 г., выявила, что на станции Опочка проживало 486 жителей в 109 семьях, в которых насчитывалось 239 мужчин и 247 женщин. В железнодорожном поселке было 207 строений. В домах, построенных из хвойного леса, насчитывалось 66 занятых квартир.
  В своих подсобных хозяйствах жители станции имели 41 корову.

***

  С первых дней Советской власти была установлена государственная монополия на поставку продуктов в города.
  Продукты питания приобретались у крестьян по очень низким ценам поэтому многие крестьяне пытались искать пути для более выгодной продажи их. В Опочецком уезде, как и во всей России, свободной торговли хлебом и рядом других сельскохозяйственных продуктов не было. Разрешение на их вывоз давалось только после выполнения плана по производству и обязательных поставок государству.
  По железной дороге в города пробивались многочисленные так называемые мешочники. Проверка пассажиров возлагалась на транспортные отделы НКВД, работниками которых обнаруживались многочисленные нарушения правил провоза продуктов питания крестьянами, некоторыми жителями малых городов и даже работниками железной дороги. Например, в 1932 г. были привлечены к ответственности железнодорожные служащие станции Опочка муж и жена Баскаковы, которые из Полоцка привозили дрожжи, в Ленинград везли кур, а оттуда - промтовары и водку.
  Силовые ограничения вызывали недовольство местного населении. 1 июня 1935 г. на железнодорожной станции неизвестно кем был убит сотрудник транспортного отдела НКВД В.В. Аляев, 1901 г.р., член ВКП(б). Убийство Аляева было гневно осуждено в местной газете. По решению городской администрации Аляева с почестями похоронили на Валу в Опочке, в братской могиле, где погребены участники Гражданской войны.
  О политической благонадежности сотрудников станции Опочка в 1930-е гг. известно из секретной докладной записки начальнику политотдела-7 Матвееву парторга станции Беккерта от 3 марта 1937 г.
  Беккерт писал, что во время проверки и обмена партийных документов «выявлено три врага народа» - коммунист А.В. Никифоров и два беспартийных грузчика, Дмитриев и Бреер. Коммунист Никифоров, будучи по время Гражданской войны в тылу у белых, принимал активное участие к борьбе против Советской власти. Упомянутые в записке грузчики вели подрывную работу против стахановского движения, а на портрете Каганович» выкололи глаза. За это их осудили на 5 лет.
  Бывший начальник дороги Арнольдов совершил вредительский акт, дав указание заменить рельсы тяжелого типа на легкие.
  С 1924 г. по 01.03.1937 г. были уволены, исключены и осуждены 6 членов ВКП(б): И.М. Козлов, И.П. Копасов, С.А. Соколов, И.Г. Смирнов, А.В. Никифоров и Якубовский.
  Как говорится в материалах того времени, после процесса «антисоветского троцкистского центра» выросла активность коммунистов в области усиления классовой бдительности. На ключевые посты ставились исключительно коммунисты и комсомольцы. Большее внимание стало уделяться социалистическому соревнованию и ударничеству, партийно-массовой работе, а также организации бесперебойной работы станции. В частности, отмечалось, что из-за неритмичной поставки вагонов грузчики нередко оставались без работы и без хорошей зарплаты.

***

  Станции Опочецкого уезда (района) до 1940 г. относились к 5-му эксплуатационному району Октябрьской железной дороги, а затем - к Ленинградской железной дороге.
  За все время существования железнодорожной станции Опочка, кроме имен комиссаров станции, прославились фамилии только четырех ее начальников, которые вкладывали в дело энергию и душу.
  Это Савельев (1935 г.); Блюм (1938 г.); П. Петров (1939 г.); Зуев (1941 г.). Знаменит в 1940 г. был также и заместитель начальника станции Д. Игнатьев, неоднократно получавший благодарности НКПС, награжденный медалью «За трудовое отличие» и именными часами от Л.М. Кагановича.

***

  В 1930 г. районная газета писала о добросовестном отношении к труду следующих рабочих железнодорожной станции Опочка: Василия Васильевича Васильева - рабочего депо; Ивана Ильича Парамонова - поездного машиниста; Василия Ивановича Иванова - ремонтного мастера 38-го околотка. Все они были приняты кандидатами в члены ВКП(б). В той же публикации всех, кто считал этих железнодорожников недостойными вступить к партию, просили давать кандидатам отвод.
  В 1930-е гг. секретарь партийной организации станции Беккерт принял в партию передовиков производства Пучковского и Васильева.
  На железной дороге проводилась большая политико-воспитательная работа, каждый коммунист выписывал газеты. Например, в 1936 г. только на станции Опочка выписывалось 110 экземпляров газет. Большое внимание уделялось стахановскому движению, участниками которого были 56 человек. Не случайно коллектив станции встретил XVIII съезд партии большими трудовыми успехами, выполнив производственный план на 123 %. Как следует из сообщений местной печати, в это время добросовестно трудились также стрелочник Николаев, дежурные по станции Поляной и Шульц, машинисты Якубовский, Шеметов, Алексеев, Сухаревский.
  Уже в 1930 г. территория железнодорожной станции Опочка освещалась электричеством от городской электростанции.
  Практически с начала работы в Опочке железной дороги на станции действовал свой железнодорожный клуб, в котором ставились спектакли, выступали духовой и струнный оркестры.
  В струнном оркестре играло порядка десяти музыкантов, а возглавлял его житель поселка, талантливый музыкант Линчевский, игравший на скрипке, баяне и аккордеоне. Следует добавить, что в хоровом кружке клуба занималось 18 человек, в духовом оркестре - 13 человек, в драмкружке - 20 человек, ГСО - 33 человека. Вечера в этом клубе привлекали жителей города и окружающих деревень уютом, весельем, танцами и хорошим настроением.

***

  В пристанционном поселке была неполная средняя железнодорожниц школа № 41, в которой трудились со дня ее основания прекрасные педагоги, пользовавшиеся заслуженным почетом и уважением. Это Агафья Ивановна Модестова, Зинаида Игнатьевна Савуренок - преподаватель естествознания и зоологии. После выхода А.И. Модестовой на пенсию железнодорожники подарили ей бесплатную путевку в Крым, на побережье Черного моря.
  Одним из первых директоров школы был М. Суйя, которого заменил в 1937 г. Кузькин. В 1939 г. директором стал Вычужанин. Благодаря труду и таланту педагогов многие выпускники этой школы получили в дальнейшем среднее специальное и высшее образование или рабочие специальности высокой квалификации.

***

  В амбулатории при станции бесплатно лечились все железнодорожники и члены их семей. Здесь работали первый врач Ю.К. Золомонович и всеми уважаемый фельдшер Иван Иванович Егорочкин, который постоянно проживал на станции. Врач Золомонович получил образование в Кенигсбергском университете, в Восточной Пруссии. Сейчас это удивительно, но для того, чтобы начать работать врачом в России, он вынужден был сдать здесь государственный экзамен для подтверждения своих медицинский знаний. Россия врачей ценила и хорошо оплачивала их труд. Как писала в своих воспоминаниях дочь Золомоновича И.Ю. Миримова, зарплата ее отца в начале 1920-х гг. в амбулатории составляла 70 рублей в месяц; с учетом подработки на полставки в городской больнице общий его заработок составлял 105 рублей. Этих денег, по словам автора мемуаров (в сокращении под названием «Чту малой родиной и люблю Опочку...» они опубликованы в сборнике «Живое слово Опочки»), вполне хватало на жизнь семье из пяти человек (с прислугой, которой платили 4 рубля в месяц).

***

  В начале 1930-х гг. многих пассажиров не устраивало качество обслуживания, а железнодорожников - организация их быта, и к городским и районным властям поступали многочисленные жалобы. Причины большей части из них были устранены: на станции построили дополнительный путь, заменили телефонные аппараты, обновили динамики радиовещания, улучшили общественное питание (в 1933 г. была построена новая большая столовая). Для снабжения железнодорожной столовой мясом построили свиноферму и крольчатник на территории, арендованной у колхоза «Звягино»; на зиму стали заготавливать овощи и фрукты.
  В 1935 г. на станции разбили два сквера, установили на перроне 12 скамеек, разместили дополнительно новые радиоточки, благоустроили зал ожидания, в котором для пассажиров начал работать ночной буфет.
  Также был обновлен подъездной путь от города, проходивший от Республиканской улицы по Дзержинской и Вокзальной (засыпали ямы и рытвины, выложили булыжником).
  В 1940 г. к приходу поездов на станцию стали ходить автобусы из города, так как извозчиков уже не хватало (в их числе были крестьяне окружавших город деревень, например, Мозулевы из мололовского колхоза).
  Недалеко от станции райпотребсоюз построил склады, и через магазины началась продажа кирпича, цемента, извести, донецкого каменного угля и других товаров.

***

  Перед войной на железнодорожной станции был знаменит и уважаем старший осмотрщик вагонов Константин Тихонович Тихонов, 1894 г.р. (из семьи крестьян д. Городище Кудкинского сельсовета). Начав работать на дороге со дня ее открытия, он вступил в 1919 г. в РКП(б), затем закончил в Пскове губернскую совпартшколу. После окончания учебы он неоднократно избирался лидером профсоюзного и партийного движения станции.
Не случайно Тихонов в 1938 г. был утвержден председателем окружной избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет РСФСР.
  В 1930-х гг. улучшилась работа партийной организации железнодорожников, насчитывавшей уже 27 коммунистов.
  Общее собрание железнодорожников по предложению рабочего-таксировщика Алексея Николаевича Березина выдвинуло в депутаты окружного Опочецкого Совета капитана окружного военного комиссариата А. А. Варганова, который и был избран по двум железнодорожным округам: по округу № 25, помещение которого находилось в железнодорожном клубе, и округу № 26, помещение которого располагалось в железнодорожной школе.
  На все праздники и митинги в Опочке железнодорожники ходили в парадной форме, со своим оркестром, возглавляя колонну демонстрантов. Это очень украшало опочецкие праздники и демонстрации.

***

  В среде комсомольцев-железнодорожников - в духе времени - был популярен активный и здоровый образ жизни. Чтобы иметь возможность заниматься в поселке разными видами спорта, в 1941 г. своими руками комсомольцы построили футбольное поле и волейбольную площадку, на которых вечерами собиралась вся окрестная молодежь.

***

  Если театр начинается с вешалки, то любая железнодорожная станция начинается с вокзала. Первый современный для тех лет вокзал был построен в 1938 г. на станции Тригорская - для приема многочисленных поклонников А.С. Пушкина.
  В 1941 г. энергичный начальник станции Зуев добился от руководства Ленинградской железной дороги решения о строительстве нового кирпичного вокзала в Опочке. Управление дороги в начале 1941 г. ассигновало на это строительство 600 000 рублей с условием его завершения к концу года. В апреле 1941 г. на станцию завезли большую партию стройматериалов и сразу же приступили к строительству вокзала. Однако начавшаяся война не позволила завершить это дело.
  Во время Великой Отечественной войны немцы построили новую железнодорожную ветку на Латвию (через Красногородский район) с железнодорожным мостом через реку Великую и таким образом превратили станцию Опочка в железнодорожный узел.

  2012 год.
 Сканировал этот раздел книги для нашего проекта Виталий Рычков.
  Сканы книги: стр. 131, стр. 132-133, стр. 134-135, стр. 136-137, стр.138. Обложка книги "Опочка 1917-1941".

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS