О пятой колонне НКПС

  Из рабочих и служащих Новосокольнического, Великолукского и Ржевского узлов в начале войны была сформирована на станции Подмосковная колонна номер 5 Особого резерва НКПС. Она состояла из 30 паровозов, за каждым из которых была закреплена комплексная бригада, состоящая из двух паровозных и кондукторских бригад, двух поездных мастеров и проводницы - всего 13 человек. Для жилья была выделена теплушка, которая входила в состав поезда. 
   Весь личный состав колонны в количестве 425 человек по постановлению ГКО СССР был переведен на военное положение. Свой боевой путь колонна начала на Воронежском фронте. Массированные налеты фашистских стервятников и артиллерийские обстрелы не могли остановить поток эшелонов к передовым позициям. Их вели машинисты А.К. Артамонов, В.Ф. Урлик, Ф.Ф. Борисов, М.П. Кононов, М.И. Кушнер и многие другие. 
  Машинист Виктор Филиппович Урлик вес состав с бензином. Немецкие самолеты стали сбрасывать на поезд бомбы. Одна цистерна была повреждена осколками, но бригада забила пробоины деревянными пробками, автобензин был спасен и доставлен к месту назначения. За успешное выполнение боевого задания машинист В.Ф. Урлик был награжден орденом Красной Звезды. 
   Неоднократно гитлеровцы обстреливали и поезд машиниста великолукского депо Михаила Ивановича Кушнера. На участке Осташков - Торопец он подвергся особо жестокой бомбежке. Одна из фугасных бомб попала прямо в середину поезда. Стали рваться снаряды, находящиеся в вагонах. Все кругом превратилось в огненный шквал. Но бригада действовала умело, спасла вагоны со снарядами для "катюш" и доставила в Торопец. При возвращении состав снова подвергся нападению. М.И. Кушнера ранило в ногу, а его помощника Е.И. Тюлькова - в голову, но они не оставили свой пост и довели поезд до места назначения. Подвиг машинистов М.И. Кушнера и Е.И. Тюлькова вошел в летопись истории Великой Отечественной войны. (За многолетний труд М.И. Кушнер был награжден званием Герой Социалистического Труда - примечание Константина Максимова
  "Мы видели окровавленные шпалы, - рассказывает военный машинист Г.П. Моргуненко, - исковерканные поезда, лежащие в руинах станции, вздыбленные остовы взорванных мостов. Но, несмотря ни на что, бесстрашные железнодорожники двигались вслед за Красной Армией, везли фронту боеприпасы, горючее, продовольствие". С Воронежского фронта колонна передислоцировалась на Южно-Уральскую дорогу. Работали на участках Курган - Челябинск - Златоуст. На очень сложной по профилю дороге калининские железнодорожники (
имеется в виду Калининская ж.д., в состав которой ранее входили станции Новосокольники, Великие Луки и Ржев - примечание Константина Максимова) показывали высокий профессионализм при вождении поездов. Новосокольнические железнодорожники прошли в составе колонны номер 5 путь через Минск, Брест, Варшаву, Познань до самого Берлина. Родина высоко оценила их подвиг: все железнодорожники колонны удостоены орденов и медалей СССР. 

 Книгу А.И. Андреева "Новосокольники" (Лениздат, 1990 год) конспектировал  Константин Максимов (Великие Луки)

  Примечание. Всего было 35 паровозных колонн особого резерва. В пятой колонне также воевали А. Бабочкин, А. Бабран, Ф. Зуев, машинист К.С. Варфоломеева, помощники машинистов А.И. Лебедева, З.А Ершова, Е.П. Иванова, А.Я. Гайдукова, А.С. Евстигнеева, Е.В. Обовская (ранена под Сталинградом, контужена на Курской дуге).

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS