|
Наукоемкий 324-й
Десять лет назад на Октябрьской дороге было создано Дорожное
предприятие по контролю и диагностике состояния пути.
Каждую минуту по сети Октябрьской магистрали движутся не только поезда,
перевозящие грузы и пассажиров. Бегут вагоны-лаборатории, ведущие неразрушающий
контроль состояния пути, без которого немыслимо как текущее содержания пути, так
и обеспечение безопасности движения. Путеизмерители контролируют геометрические
параметры рельсовой колеи, а вот все, что скрыто от глаза, способен увидеть
только дефектоскоп.
…Выход в рейс вагона-дефектоскопа ПС-324 по Малой Приморке (ветка Петербург –
Сестрорецк – Белоостров) был назначен на 10.10. Предстартовые хлопоты каждый из
семерых членов экипажа готов выполнить с закрытыми глазами. Наладчики Юрий
Карпов и Евгений Сергеев закрепляют под вагоном лыжи с датчиками. Тележка
опускается. Вагон набирает ход. Пройдя все стрелки горловины, лыжи ложатся на
рельс, и на мониторе компьютера ручейком бежит лента сигнала.
– Вот видите шумы – это стык, это – болтовые отверстия. Посланный в рельс
сигнал, как луч гидролокатора в океане, отражается от неоднородностей, –
говорит начальник вагона Леонид Чеснов. – Аппаратура принимает информацию,
которая усиливается, обрабатывается и выводится на монитор.
– О, слышу, подняли лыжу на стрелке! – Леонид Николаевич все системы лаборатории
ощущает нутром. Как-никак в неразрушающем контроле – уже больше четверти века!
По приезде работники вагона-лаборатории расшифровывают дефектограмму, определяют
опасность того, что обнаружено, и посылают телеграмму на проезд в обслуживающую
данный участок дистанцию пути и другие инстанции.
Но так было не всегда. Когда-то по путям, стуча молоточком по балке, в снег и
непогоду ходили обходчики. Техника развивалась – появились дефектоскопные
тележки. Прибор зондирует колею магнитным или ультразвуковым сигналом. Из-за
низкой производительности они не успевали проверить полигон – и тогда люди
смонтировали аппаратуру под вагоном.
Ведущий инженер Александр Бондус настраивает ультразвуковую стойку, заместитель
начальника вагона Алексей Кудинов, сидя за компьютером, координирует действия.
Слышны по громкой переговоры с машинистом и начальником станции. По бортам
вагона у окошек-фонарей наладчики зорко следят за километровыми столбами и
пикетами, отмечая каждый нажатием кнопки джойстика. Так лента-картинка
привязывается к местности.
– Сперва запись результата просмотра велась на бумаге самописцами, – Л.Чеснов
подводит меня к монитору. – Сейчас все – в электронном виде. У нас стоит старая
система автоматической расшифровки акустических сигналов САРАС, в новом софте
интерфейс лучше. Можно оперативно просмотреть, расшифровать данные в рейсе и,
при необходимости, связавшись с ПЧ, принять решение по дефекту.
Прибыв в Белоостров, встаем на боковой путь. Юрий Карпов за верстаком ведет
профилактику снятых датчиков. Есть в вагоне сконструированный самими
дефектоскопистами испытательный стенд, на котором можно проверить контакт
системы съема с рельсом. Вообще вагон напичкан придумками, которые члены экипажа
(народ здесь сообразительный!) вводили на протяжении всех 15 лет его работы. Люк
в полу над тележкой позволяет контролировать ее работу в процессе движения, а
зимой отливать датчик от снега горячей водой. Масса доработок сделана в блоках
питания, в организации рабочей зоны. Вообще каждый работник здесь – универсал:
надо физику процесса знать, конструкцию пути, энергетику, водоснабжение,
отопление – ведь это жизнь вагона!
– По весне мы прошли с проверкой от Петрозаводска, через Суоярви до Выборга.
Сейчас собираемся на Сосново и Кузнечное, – строит планы Л.Чеснов. – А дальше –
приемка нового вагона-лаборатории, построенного в Твери. Жаль, конечно,
расставаться со своим 324-м! Своими руками многое сделано.
В последний капремонт пять лет назад на 324-м вагоне появились доработки,
облегчающие жизнь и работу: новая дизель-электростанция, отопительный котел на
жидком топливе. За свой счет умельцы оборудовали душ и жаровую печь. Каждая из
двух смен специалистов работает и живет в вагоне полмесяца. Все, как на
подводной лодке, поэтому вопросы совместимости очень важны. Чужие по складу не
приживаются.
– У нас текучесть минимальная, коллектив стабильный, – говорит Александр Бондус.
Он пришел на вагон двенадцать лет назад, знает его как свои пять пальцев. –
Фанатизм своего рода! Но когда люди сутками вместе, все возможно. Значит, на
стоянке ухожу в лес, гуляю! Намотаешь километров десять – и как молодой!
– А какая радость от работы в дефектоскопии?
– Самое главное – не было бы ОДРов (остродефектных рельсов) после нас. Когда
безопасно идут поезда, спать легче.
Владимир Саблин.24 мая 2008 года.
Газета "Октябрьская магистраль".
|