|
«Мерседес» на смену «боингу»
В локомотивное депо Великие Луки поступят 25 тепловозов повышенной мощности
Интервью с начальником эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки Сергеем
Михалченковым.
– До конца года в эксплуатационное локомотивное депо Великие Луки (ТЧЭ-31)
поступит 25 новых тепловозов 2ТЭ25КМ. Сергей Михайлович, почему парк именно
вашего предприятия выбран для пополнения новыми машинами?
– Правильнее говорить не о пополнении, а об изменении структуры. Численность
парка в семьдесят машин не изменится, просто некоторые тепловозы взамен новых мы
отдадим на другие предприятия. Что же касается выбора нашего депо, то дело в
том, что при существующей технологии в Великих Луках происходит так называемый
перелом веса. Из Москвы приходят поезда по 5300 тонн, и при обслуживании на
имеющихся тепловозах серии 2ТЭ116 из-за особенностей дальнейшего профиля пути их
приходится переформировывать до 4900 тонн. Если оставить вес прежним, то возить
такие поезда можно только с толкачом. А это – девятнадцать толкачей в сутки,
представляете эксплуатационные расходы? Появление новых машин эти вопросы
исключает.
Тепловозами 2ТЭ25КМ мы будем обслуживать плечо Волоколамск – Резекне (Латвия).
Нынешнее плечо обслуживания для этих машин – а их пока всего две – Волоколамск –
Великие Луки. Договоры о железнодорожном сообщении между Россией, с одной
стороны, и Белоруссией и Латвией – с другой, не предусматривают эксплуатацию на
их территории этой серии. Как только в договоры будут внесены изменения – поедем
туда на новых машинах. Латвийская инфраструктура позволяет пропускать на участке
Резекне – Рига поезда весом до 5500 тонн, поэтому на наш участок, до Резекне, мы
согласовали вес поезда «с запасом», тоже 5500. На участке Волоколамск – Себеж
проведены поездки с динамометрическим вагоном с поездами весом 5500 тонн,
обратно – 5200. Все они прошли без замечаний, по плану осталась ещё одна
поездка.
– Что Вы сами, как бывший машинист, думаете о новой технике?
– Побывав внутри тепловоза, был приятно удивлён. При проектировании машины
учтено очень много моментов. В высоковольтной камере удобно расположены
аппараты. Мотор-вентиляторы размещены в крыше и не занимают место в дизельном
помещении. Кабина – просто сказка: эргономична, в ней нашлось место и
холодильнику, и микроволновке. Тепловозы оборудованы биотуалетом. Расположение
оборудования в дизельном помещении исключает даже намеки на производственный
травматизм. Очень добротная машина!
– Как идёт подготовка бригад?
– Людей для работы на новой серии готовим полным ходом. Смонтирован тренажёр, на
нём уже можно проводить занятия. В его конструкции предусмотрен проектор,
который создаст за окнами кабины реальную картинку, но пока он не введён в
эксплуатацию, пользуемся обычным монитором. Я был на аналогичном тренажёре в
Волгограде, где проектор уже запущен, сам сел за контроллер. Очень реалистично.
Два первых тепловоза дали нам временной «буфер» для подготовки бригад. Сейчас
заключение на обслуживание новой серии получили порядка 40% бригад. В ближайшее
время придут ещё девять тепловозов, и мы обкатаем всех оставшихся. Наши
машинисты-инструкторы Александр Калинин и Александр Щепов ездили на
завод-изготовитель в Брянск, и там получили заключения на право обучать других
ТЧМИ, которые, в свою очередь, будут давать заключения уже локомотивным
бригадам.
– Сергей Михайлович, как Вы считаете, нет у бригад боязни перед новыми машинами?
Всё-таки привычные 2ТЭ116 изучены вдоль и поперёк, а тут неизвестно, что за «кот
в мешке»?
– По тому, как идёт обучение и обкатка, я вижу, что страха нет. Больше вопросов
возникает не по самим машинам, а по приборам безопасности: тепловозы оборудованы
КЛУБ-У. В своё время, когда к нам пришли ТЭМ18ДМ с этой же системой, я поставил
коллективу задачу: изучать новый прибор и готовиться к тому, что в скором
времени со скоростемерами мы распрощаемся, и вот эти времена наступили.
Сейчас совместно с заводом-изготовителем мы разрабатываем технический бюллетень,
в котором отразятся действия в нестандартных ситуациях, и у машиниста будет
возможность определить алгоритм правильного выхода из них. Кроме того, на новых
машинах размещены телефоны представителей завода, которые сейчас находятся в
Великих Луках и останутся здесь во время гарантийного срока. В договоре с
производителем предусмотрено, что консультации по поведению машины могут быть
затребованы круглосуточно. Как показала практика, примерно в 30% случаев эти
консультации позволяли избежать неприятных последствий.
– Поговорим об обеспечении сохранности новеньких, «с иголочки», тепловозов. Вы
уверены в том, что всё оборудование попадёт в надёжные руки? Закреплённую езду
не будете пробовать ввести?
– Решено, что каждый локомотив будет закреплён за определённым руководителем или
машинистом-инструктором. Будем проводить периодические проверки. Зная об этом,
рабочие станут относиться к технике аккуратнее, хотя и так к содержанию машин
особых претензий нет. Мы понимаем, что тех же холодильников и микроволновок на
весь срок службы тепловоза не хватит, но раз они предусмотрены конструкцией, то
их легко можно заменить в разумные сроки по мере износа.
По закреплённой езде есть идея сделать её на две нитки графика Волоколамск –
Резекне. На остальной объём работы, увы, в грузовом движении ввести закреплённую
езду не получится.
– Помимо бригад ТЧЭ-31, кто ещё будет ездить на новой серии?
– Кроме нас работать на 2ТЭ25КМ будут бригады депо Ржев (ТЧЭ-32). Во время
отстоя машин за пределами РФ местные бригады будут только прогревать машины без
производства манёвров. Места отстоя определены, организация охраны тепловозов
выстроена на взаимовыгодной основе: мы охраняем их машины у себя, они – наши на
своей территории.
– Как Вы считаете, ваши смежники из ремонтного депо справятся с обслуживанием
новой машины?
– Вне всякого сомнения. Тепловоз поставляется по контракту жизненного цикла,
рассчитанному на двадцать пять лет. На базе сервисного депо будет организован
диагностический центр, первое время он будет действовать совместно с
представителями завода-изготовителя. В настоящее время производится удлинение
позиции ТО-2, где производится снабжение песком: новая машина длиннее, к тому же
у неё отсутствуют передние бункера для песка.
– Тепловозу 2ТЭ116, верой и правдой служившему многие годы, было дано очень
точное прозвище: «боинг». Новую серию уже как-то окрестили?
– Пока нет, называем их просто «кээмами», но возможно, народ что-нибудь
придумает. Я сам, чтобы описать новую машину по сравнению с предыдущими, обычно
называю её «мерседесом»: настолько выгодно она отличается от привычных нам
тепловозов.
Беседовал Сергей Вершинин.
Источник -
Гудок Выпуск № 192 25 октября 2018 года.
|