|
Ленинградский железнодорожник Михаил Михайлович Макаров
Санкт-Петербург, лето 2007 года. Один из овощных
рынков. Раннее дождливое утро. Старушки старательно раскладывают пучки зелени.
Рядом мужчина выкладывает несколько алюминиевых значков в ожидании "коллег -
коллекционеров". Появляется небритый россиянин. Сунув старьевщику пакет и
получив сто рублей, он радостно побежал к ближайшей рюмочной.
Ничего, ведь, не произошло. Просто очередной "Иван, не помнящий
родства" расстался за бутылку водки с памятью о своих родственниках.
Подойдем и мы поближе.
Покупатель доволен. Пара десятков фотографий железнодорожников в форме
30-х годов уйдут не менее, чем по 50 рублей за штуку, столько же различных бумаг
с печатями ОГПУ, НКВД, НКПС, КГБ пойдут по "сотке" и выше. А если подойдут
иностранцы, то и в два раза дороже. Есть из-за чего стоять. Разговорились:
- А куда их ему нести? В музей? Им не надо, да и ничего не дадут. Был бы
начальник крупный. Если бы не я, выбросят в мусорный бак. Знаки и медали, видно,
давно "ушли". Теперь бумаги понес.
... Когда в 1914 году началась Первая Мировая война, тверской
железнодорожник Михаил Макаров пошел на фронт. После ранения был
направлен в Псков комендантом в школу прапорщиков. Любители истории знают о роли
этой школы при установлении Советской власти в городе. Сотрудники НКВД из
Калинина историей тоже интересовались и в 1937 году расстреляли Михаила
Макарова, который после гражданской войны вернулся на железную дорогу.
Его сын, Михаил Михайлович, тоже стал железнодорожником. В 1955 году он
умер. Долгое время его семья бережно хранила его награды, номер дорожной газеты
"Сталинец" с некрологом, фотографии, последний билет, по которому Михаилу
Михайловичу уж не удалось съездить в очередную командировку. Родные добились
реабилитации отца - почетного железнодорожника, кавалера орденов Ленина и "Знак Почета"
в 1960 году.
В 2007 году архив этой семьи оказался на помойке. Видимо, умерла память в
этой семье. Один из бывших руководителей Псковского отделения дороги на мою
просьбу дать воспоминания и фотографии для этого проекта ответил:
- Я же не умер еще. Вот помру, спросишь у детей. Они воспоминаниями обо
мне поделятся и фотографии подарят...
Хочется верить, что его архив за бутылку водки на рынок не понесут.
Юрий Киселев. "Псковские Железные Дороги". Июль 2007 года. Псков.
Фотографии и документы из архива М.М.Макарова:
ЛИИЖТ, 30-е годы. Фотография 1,
фотография 2, фотография
3, фотография 4,
фотография 5.
Работники Северо-Западного округа железных
дорог Министерства путей сообщения СССР.
Пропуск для входа в военный отдел в 1946
году и его внутренняя сторона.
Последний билет Михаила Михайловича Макарова.
Газета "Сталинец" от 8 сентября 1955 года.
Некролог от группы товарищей М.М.Макарова.
Удостоверение М.М.Макарова 1946 года.
Приглашение на концерт, посвященный 130-летию
ЛИИЖТ. 1939 год.
Приглашение на юбилейную научно-техническую
конференцию кафедр ЛИИЖТа. Обложка приглашения.
Приглашение на торжественное заседание, посвященное 130-летию ЛИИЖТа:
обложка, первая и вторая
страницы, повестка дня заседания,
текст приглашения, задняя
обложка.
Фотография неизвестного ленинградского (?)
железнодорожника, предположительно, заместителя начальника дороги.
Фотография неизвестной ленинградской (?)
железнодорожницы - кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. Судя по
звездам, как минимум, начальник отдела дороги.
Фотография неизвестной ленинградской (?)
железнодорожницы - кавалера знаков "Ударник Сталинского призыва" и "Отличный
путеец", инженер-капитан службы пути. На обороте надпись: "Читальный зал, 1954
год".
Если кто узнал железнодорожников на последних трех фотографиях, просьба
сообщить. Заранее спасибо!
|