Ленинградский железнодорожник Михаил Михайлович Макаров

     Санкт-Петербург, лето 2007 года. Один из овощных рынков. Раннее дождливое утро. Старушки старательно раскладывают пучки зелени. Рядом мужчина выкладывает несколько алюминиевых значков в ожидании "коллег - коллекционеров". Появляется небритый россиянин. Сунув старьевщику пакет и получив сто рублей, он радостно побежал к ближайшей рюмочной.
  Ничего, ведь, не произошло. Просто очередной "Иван, не помнящий родства" расстался за бутылку водки с памятью о своих родственниках. Подойдем и мы поближе.
  Покупатель доволен. Пара десятков фотографий железнодорожников в форме 30-х годов уйдут не менее, чем по 50 рублей за штуку, столько же различных бумаг с печатями ОГПУ, НКВД, НКПС, КГБ пойдут по "сотке" и выше. А если подойдут иностранцы, то и в два раза дороже. Есть из-за чего стоять.  Разговорились:
  - А куда их ему нести? В музей? Им не надо, да и ничего не дадут. Был бы начальник крупный. Если бы не я, выбросят в мусорный бак. Знаки и медали, видно, давно "ушли". Теперь бумаги понес.
  ... Когда в 1914 году началась Первая Мировая война, тверской железнодорожник Михаил Макаров пошел на фронт. После ранения был направлен в Псков комендантом в школу прапорщиков. Любители истории знают о роли этой школы при установлении Советской власти в городе. Сотрудники НКВД из Калинина историей тоже интересовались и в 1937 году расстреляли Михаила Макарова, который после гражданской войны вернулся на железную дорогу.
  Его сын, Михаил Михайлович, тоже стал железнодорожником. В 1955 году он умер. Долгое время его семья бережно хранила его награды, номер дорожной газеты "Сталинец" с некрологом, фотографии, последний билет, по которому Михаилу Михайловичу уж не удалось съездить в очередную командировку. Родные добились реабилитации отца - почетного железнодорожника, кавалера орденов Ленина и "Знак Почета" в 1960 году.
  В 2007 году архив этой семьи оказался на помойке. Видимо, умерла память в этой семье. Один из бывших руководителей Псковского отделения дороги на мою просьбу дать воспоминания и фотографии для этого проекта ответил:
  - Я же не умер еще. Вот помру, спросишь у детей. Они воспоминаниями обо мне поделятся и фотографии подарят...
   Хочется верить, что его архив за бутылку водки на рынок не понесут.
    Юрий Киселев. "Псковские Железные Дороги". Июль 2007 года. Псков.
  Фотографии и документы из архива М.М.Макарова:
  ЛИИЖТ, 30-е годы. Фотография 1, фотография 2, фотография 3, фотография 4, фотография 5.
  Работники Северо-Западного округа железных дорог Министерства путей сообщения СССР.
  Пропуск для входа в военный отдел в 1946 году и его внутренняя сторона.
  Последний билет Михаила Михайловича Макарова.
  Газета "Сталинец" от 8 сентября 1955 года.
  Некролог от группы товарищей М.М.Макарова.
  Удостоверение М.М.Макарова 1946 года.
  Приглашение на концерт, посвященный 130-летию ЛИИЖТ. 1939 год.
  Приглашение на юбилейную научно-техническую конференцию кафедр ЛИИЖТа. Обложка приглашения.
  Приглашение на торжественное заседание, посвященное 130-летию ЛИИЖТа: обложка, первая и вторая страницы, повестка дня заседания, текст приглашения, задняя обложка.
  Фотография неизвестного ленинградского (?) железнодорожника, предположительно, заместителя начальника дороги.
  Фотография неизвестной ленинградской (?) железнодорожницы - кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. Судя по звездам, как минимум, начальник отдела дороги.
  Фотография неизвестной ленинградской (?) железнодорожницы - кавалера знаков "Ударник Сталинского призыва" и "Отличный путеец", инженер-капитан службы пути. На обороте надпись: "Читальный зал, 1954 год".

  Если кто узнал железнодорожников на последних трех фотографиях, просьба сообщить. Заранее спасибо!

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS