|
Казенный дом
Голые стены, убогая мебель, натянутые в
углах комнаты веревки с бельем. Суровый мужской
быт. Если бы здесь жили женщины, то, конечно же,
застелили бы стол какой-никакой скатертью.
Мужчины постилают газетки…
Кто-то читает, кто-то спит перед ночной сменой, не реагируя на хлопанье дверей и
на горящую люстру. Комнаты для командированных на пять и десять человек
расположены прямо перед входной дверью в вестибюле. Звукопроницаемые стены
(интересно, из чего они сделаны?), кажется, не заглушают стук, а усиливают.
Вспомнилось из современного юмора: «Человек – не скотина, ко всему привыкает…»
Однако не привыкли.
«Приезжайте, пожалуйста, и посмотрите, в каких условиях мы здесь живем.
Огромные, похожие на больничные палаты, комнаты на 5 и 10 человек, которые при
всем желании нельзя назвать жилыми. В стену невозможно вкрутить шуруп, чтобы
повесить элементарную полку. Он в ней просто не держится. В другом крыле
комнаты, наоборот, крошечные, с низкими потолками. Живут по 3–4 человека. По
центру свободен только пятачок размером 2х2 метра. Кухня совмещена с туалетом, а
туалет без вентиляции.
На кухне убогая мебель, которая просится прямиком на свалку. Одна
двухконфорочная электроплитка на всех. Одно мусорное ведро. Один туалет,
совмещенный с умывальником, на всех. Да вдобавок он еще не оборудован
вентиляцией. Уборка помещений общего пользования происходит в лучшем случае два
раза в неделю.
Под окном стоят мусорные баки, вследствие чего проветривание в жаркое время года
станет невозможным» (из коллективного письма в редакцию).
– Условия проживания в командировке резко ухудшились летом прошлого года, когда
нас переселили на первый этаж из пятого бокса. Там были комнаты на 2–3 человека,
чисто и более-менее уютно, насколько это возможно для общежития, – рассказывает
Андрей Рыжаков. – Когда нас заселили в новые помещения, на кухне даже не было
электроплиты, не говоря уже о холодильнике. Мы обратились к руководству депо: на
чем готовить? Спустя какое-то время завезли большую плиту. Оказалось, нерабочую…
Опять пошли по начальству. «Добились» маленькой плитки – две конфорки на всех.
Потом, правда, депо купило нам холодильник и микроволновку. Спасибо. Но в
остальном условия для жизни малопригодные.
Можно было бы потерпеть временные неудобства жизни, если бы «временное» не
превратилось в «постоянное» для большей части командированных, проживающих в
железнодорожном общежитии на Купчинской улице. Теперь они – вахтовики.
– С 2001 года меня посылают в командировки в Питер. Раньше – по желанию, а
теперь – в обязательном порядке. Выбора нет. Один месяц дома в
Пыталово работаю,
а другой – на Санкт-Петербургском узле. Получается шесть месяцев в году, –
поясняет осмотрщик-ремонтник
Александр Громин. – Неудобство большое, конечно.
Только успеешь «отойти» после командировки, как уже снова нужно собирать
чемодан. Некоторые люди от командировок какую-то выгоду имеют, а у нас от
командировочных даже на обед не остается. На дорогу уходит больше ста рублей в
день. Я работаю на Фрезерной. В один конец – 76 рублей, включая железную дорогу.
Покупаем билет на электричку, бесплатно не возят. Не говорю уже о том, что ехать
отсюда до Фрезерной два с половиной часа. В пять утра нужно вставать, чтобы к
восьми на работу попасть. А ведь при таких затратах денег и времени, наверное,
положены разъездные?
– Сказали, что оплачивать будут, если соберем проездные билеты и отдадим в
бухгалтерию. Ничего подобного! Собирали, отдавали, а компенсации нет, –
возмущается
Борис Петров. – Я теперь совсем в
Пыталово не уезжаю, с нового года
в командировке. Потому что чуть побольше денег дают. Первые десять дней платят
100 рублей, а потом – 150 (правда, все равно из них какой-то налог высчитывают,
и на руки – почти та же сумма). Представляете, как хитро придумано? Через месяц
возвращаешься в Питер из дома, у тебя начало новой командировки, и третью часть
месяца начисляют не 150, а 100 рублей!
А вот
Сергея Сухорукова с ПТО Сала отправили в Санкт-Петербург в пожарном
порядке. Человек молодой, мобильный, он бы и не против, но…
– Позвонили ночью по телефону, чтобы срочно выезжал. Бесплатного билета у меня
нет. Командировочные не дали, сказали, что получу сразу же по приезде на место.
Однако вот уже пять дней прошло, а денег нет, – возмущается Сергей.
Как же человек может существовать без еды и питья, да еще и работать?
– Мы помогаем друг другу, – поясняет
Валерий Мандрикин. – Не дадим с голоду
умереть!
– Я из-за этих командировок даже жениться не могу. Только познакомлюсь с
девушкой – глядишь, уже уезжать надо на целый месяц, – то ли шутит, то ли
всерьез говорит
Григорий Баранов.
О чисто семейных проблемах командированные с периферийных станций не говорят,
хотя можно себе представить, как страдает семья в подобной ситуации вынужденной
разлуки. Жена без мужа, дети без отца. Сам институт семьи ставится под вопрос,
когда глава полгода в командировке. Ведь брак – это не штамп в паспорте, а
совместная жизнь, ведение хозяйства, воспитание детей. Человек, оторванный на
длительный срок от дома, страдает во всех смыслах. В нашем случае состояние
внутреннего дискомфорта усиливается еще и бытовой неустроенностью.
Начальник отдела управления персоналом Санкт-Петербург-Витебского отделения
Анатолий Ходырев считает, что для вахтовиков оборудовали неплохие помещения.
– Вода есть, туалет, электроплитка. Что мы еще могли сделать? Собирали мебель по
крохам. Ведь в бюджете нет ни одной строчки, предусматривающей выделение средств
на эти цели. Раньше для проживания наших работников использовались комнаты
общежития железнодорожного техникума, теперь нам в этом отказано, – пояснил
Виктор Анатольевич.
Если рассматривать эту ситуацию с жестких экономических позиций, в ней нет
ничего экстраординарного. Напротив, все происходит в соответствии с рыночными
законами. Спрос и предложение нашли друг друга. Идея привлечения в крупный
мегаполис трудовых ресурсов из российской глубинки – не ноу-хау железной дороги.
На вахтовиках, например, держится весь строительный рынок Санкт-Петербурга и
области. Для железнодорожного ведомства задача привлечения иногородней рабочей
силы облегчается тем обстоятельством, что она решается в рамках не только одной
дороги, но подчас – одного линейного предприятия. Так, вагонное депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский использует для работы на станциях
Санкт-Петербургского узла ресурсы своих же ПТО в Пыталово и Сале. Это позволяет
очень оперативно решать проблемы кадрового дефицита в столице.
С другой стороны, если пыталовские вагонники откажутся ездить в командировки, их
штат на пограничной станции будет сокращаться и многие потеряют работу. Те, кто
ездит через месяц в Питер, добровольно согласились на это – во избежание
худшего. И любой грамотный экономист может обосновать целесообразность вахтового
метода. При этом нравственная сторона вопроса остается открытой, как
внеэкономическая категория. Как чувствуют себя люди, по полгода живущие в
«казенном доме», мало кого беспокоит. Впрочем, если рассматривать данный
конкретный случай под углом международного стандарта качества, то придется
все-таки менять отношение к рядовым работникам, исполнителям, персоналу (как
угодно назови). Человека, рассматривающего систему как враждебную себе,
невозможно вовлечь в процесс постоянного улучшения качества работы. Он
однозначно не может гордиться, что работает в ОАО «РЖД». Мне довелось не так
давно присутствовать на совещании, на котором начальник дороги Виктор Степов
пытался убедить командный состав в неэффективности «рабовладельческого» стиля
управления. Руководитель магистрали настойчиво внедряет в руководящий слой
современные принципы управления, в том числе один из главных – принцип обратной
связи. Если сигналы снизу не идут или ты их не слышишь, или слышишь, но не
принимаешь к сведению, то не сможешь принимать верные решения. Так называемые
«решения, основанные на фактах».
В феврале, по словам осмотрщиков-ремонтников, проживающих на
Купчинской, 5, они
отдали письмо с перечисленными выше претензиями секретарю начальника депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский. Ответа до сих пор не получили. Да,
человек, стесненный со всех сторон непреодолимыми обстоятельствами, может
терпеть долго. Особенно русский человек, привыкший при душевной боли применять
алкогольную анестезию. А мы делаем вид, что нас это не касается…•
Галина Морозова
28 апреля 2007 года. Газета "Октябрьская
магистраль"
|