Из истории станции Преображенской

   Вскоре после устройства в 1858 году железнодорожной станции Преображенская, сведения о ней появляются в различных справочниках и путеводителях. В данной статье мы приводим некоторые из них, где упомянута Преображенская и её окрестности. Для удобства читателей, мы расположили цитаты и комментарии в хронологическом порядке. Таким образом становится очевидным рост значения Преображенской и прилегающих к станции территорий в жизни как Лужского уезда, так и губернии. Сразу необходимо отметить, что далеко не все цитируемые источники с достаточной полнотой раскрывают исторические сведения, зачастую отвлекаясь от описания самой Преображенской к её не менее интересным окрестностям.
  В списке населенных мест по сведениям 1862 года при описании 1-го стана Лужского уезда, по железной дороге указана станция Преображенская при реке Луге, в 13 верстах от уездного города. При станции указаны три двора, в которых числилось 13 жителей мужского пола и 4 – женского. Очевидно, эти первопоселенцы были служащими железной дороги.
  В этом же справочнике по Динабургскому (современному Киевскому) шоссе неподалеку от Преображенской указана и деревня «Жильцы» с мызами владельцев. Всего здесь числилось 18 дворов, где проживало 59 мужчин и 65 женщин. Здесь же располагалась и почтовая станция.
  Во втором выпуске путеводителя В.К. Симанского «Куда ехать на дачу? Петербургские дачные местности в отношении их здоровости», изданном в 1892 году, при описании линии Варшавской железной дороги отметил: «Преображенская - (116 в. от СПб.) расположена в довольно живописной местности на берегах р. Луги и Оредежа, по которым ходит пароход до села Тесова, в соседней Новгородской губернии. Тесовская волость выдается среди других волостей промышленным духом и зажиточностью своих жителей. Кроме лесного и охотничьего промыслов, во многих деревнях волости садоводство развивается с каждым годом; в особенности производство черной смородины и крыжовника, которое достигает в урожайный год, на сумму около пятнадцати тысяч рублей. Ягодное садоводство ведется весьма правильно; ягоды улучшаются из года в год и находят для себя верный сбыт в Петербурге.
  В последние годы замечается также улучшение и в земледелии: более зажиточные крестьяне бросили соху и хворостяную борону и перешли к плугам и боронам с железными зубьями. Крестьяне сами изготовляют себе эти орудия, применяясь к местным условиям почвы. Вместе с тем, в хозяйстве их появились и улучшенные семена ржи. У многих крестьян заведены в последнее время искусственные луга, засеваемые клевером и тимофеевкою. Но существует и всеми сознаваемое зло - кабаки, явные и тайные, которые найдутся в каждой деревне. Трезвая часть населения вполне сознает необходимость закрытая кабаков и замены их штофными лавками и чайными заведениями».
  Автор данного путеводителя точно подметил следующее обстоятельство: «Дачная эмиграция петербуржцев в последние годы все более и более распространяющаяся по линиям железных дорог, особенно сильно направляется в Лужский уезд. Запустелые здешние усадьбы оживляются на лето; местные предприниматели стали строить дачи, чтобы эксплуатировать любовь столичных жителей к деревенской жизни; явились, наконец, и новые помещики-землевладельцы, устраивающие свои усадьбы в современном вкусе, ведущие хозяйство на рациональных основаниях и, вообще, вносящие в уездное захолустье такие современные порядки и понятия, которые представляют собою живое отрицание еще далеко не везде отживших традиций крепостной помещичьей эпохи. В этом отношении, типичным представителем новых веяний является приютившееся невдалеке от Преображенской станции имение «Калище», где рядом с устройством имения, владельцы устроили на свой счет небольшую больницу, под которую отведено прекрасное место, вблизи мызы, на высоком берегу озера, среди молодой рощи».
  В то же время на территории современного Толмачево существовало имение, называвшееся как и станция – Преображенское. Его владельцем в 1898 году стал статский советник Р.А. Криммер. Кроме того, от линии железной дороги вдоль берега реки располагались имения «Дубки», «Лидино», «Жербинка», «Затишье». На другом берегу Луги – «Тосики». Владельцы имений сдавали дачи на лето петербуржцам, а местные крестьяне снабжали отдыхающих свежими продуктами. Здесь же у дороги был построен деревянный храм в честь Преображения Господня. Таким образом, окрестности станции все более приобретали вид дачной местности, по аналогии с Сиверской и Вырицей. В расписании пригородного движения на 1895 год отмечено, что ежедневно на станции Преображенской делали остановку шесть пассажирских поездов, следовавших из Петербурга на Псков. Скорые проходили без остановки.
  Если заглянуть в III – й том настольной и дорожной книги для русских людей «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», изданной в Петербурге в 1900 году под редакцией В.П. Семенова и под общим руководством вице – председателя Императорского Русского Географического Общества П.П. Семенова и председателя Отделения Этнографии того же Общества академика В.И. Ламанского, станции Преображенской и её ближайшим окрестностям уделено, хоть и небольшое, внимание. Особенно интересны некоторые приведенные цифры, говорящие о том, что на рубеже XIX – XX столетий в экономической жизни Лужского уезда станция Преображенская имела большое значение.
  «На 116 – й версте путь подходит к ст. Преображенской. Станция грузит до 1 миллиона пудов, преимущественно дров и лесных материалов. При ст. Преображенской находится лесопильный завод Томасова, распиливающий, при 37 рабочих, досок более чем на 91 тысячу рублей.
  От ст. Преображенской имеется пароходное сообщение вверх по рекам Луге и Оредежу до с. Ям-Тесова. Первой более населенной местностью, прилегающей к реке, является с. Перечицы, в 16 верстах от станции. В Перечицкой волости находится, при с. Заполье, стеклянный завод Зайцевский, выделывающий бутылок и посуды почти на 27 тысяч рублей, при 37 рабочих. В той же волости, в имении Тосиках имеется мукомольная мельница Прозорова, размалывающая муки и вырабатывающая крупы почти на 85 тысяч рублей…». Интересно, что в этом же описании сказано, что «фабрик в Луге, кроме лесопильни Казачкова, распиливающей досок на 10 тысяч рублей, нет», а торговое значение этого уездного города, увы, «невелико».
  В начале XX века жизнь Преображенской начала стремительно развиваться. Дачный путеводитель «Луга и её окрестности», изданный О.Ф. Луцевичем в 1909 году, отмечал, что «благодаря местоположению и удобствам, соединенным с близостью города, Преображенская считается одним из лучших дачных мест в уезде».
    И.В. Половинкин, В.Н. Матвеев  Газета «Провинциальные новости» №33 2008 г. С.17.

   Интересным источником по истории железнодорожной станции Преображенская являются расписания движения поездов пригородного сообщения Петербурго - Варшавской железной дороги. Напомним, что от столицы Российской империи Преображенская находилась в 116 верстах и от уездного центра - Луги, в 13 верстах.
  Согласно расписанию 1895 года через Преображенскую ежедневно проходило и делало остановки шесть поездов, из них один почтовый и пять пассажирских с вагонами I - III класса. Два скорых поезда пролетали мимо станции со скоростью ветра, даже не останавливаясь. К слову, согласно этому расписанию, время пути обычного пассажирского поезда, ведомого паровозом, от станции Преображенской до Луги занимало в среднем 18 - 20 минут. Так что несмотря на то, что мы сейчас живем в веке скоростей, наши предки от нас тоже не отставали. Из шести поездов, останавливающихся на Преображенской, три были дневными, а три - ночными. В то время ночными считались поезда, приходящие с 18.00 до 6 часов утра.
  На рубеже XIX - XX столетий, когда окрестности Преображенской стали развиваться как дачная местность, а также с возникновением здесь промышленных предприятий, значение железнодорожной станции начало возрастать. В расписании, введенном в действие с15 октября 1905 года, на станции Преображенской делают остановку уже семь поездов: один почтовый и шесть пассажирских. Скорые же поезда по - прежнему «игнорировали» Преображенскую, делая остановки по пути следования лишь во Пскове, Стругах, Луге и Гатчине. Интересно, что тогда на скорых поездах не действовали «билеты пониженного тарифа».
  Как известно, период 1905 - 1907 годов был ознаменован революционными событиями. Восстания в армии и флоте, забастовки и террористические акты, нападения на поезда «экспроприаторов», а также всплеск убийств и грабежей вынудили правительство к решительным мерам по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Например, с 1 января 1907 года, как писала газета «Родина», в департаменте полиции был образован особый отдел по розыску «политических» по линиям железных дорог. Два года первой русской революции станция Преображенская, наряду со многими другими, была под пристальным вниманием жандармерии и тайной полиции. К счастью, волнения в стране прекратились и жизнь Преображенской вернулась в свое привычное дачное русло.
  В 1909 году в Луге был издан дачный путеводитель «Луга и ее окрестности». Станции Преображенской в нем отводится одно из ведущих мест. Издатель путеводителя О.Ф. Луцевич отмечал, что она «отличается возвышенной местностью, благоустроенными, красивыми дачами и довольно высоким благосостоянием населения. Отсюда начинается пароходство и к низовьям реки Луги и вверх по реке Оредеж».
  Далее он пишет: «Жизненные удобства вполне предусмотрены: есть много магазинов, булочные. Аптека и доктора к услугам нуждающихся. При вокзале имеется буфет. Хорошая гостиница тут же у пароходной пристани». Главным преимуществом Преображенской являлось то, что «все носит пригородный характер». «Местность эта пользуется большой любовью петербуржцев и заселяется с большой охотой. Цены на дачи с каждым годом увеличиваются. На берегу настроено много весьма роскошных дач для богатого класса дачников. В ¼ версты от станции через реку Лугу, которая в этом месте имеет много рукавов, проходит высокий железнодорожный мост».
  Одной из особенностей этой дачной местности было то, что «в 12 верстах отсюда находится летняя резиденция митрополита Антония и называется «Зачеренье». Митрополит здесь ведет простой образ жизни и доступ к нему свободный».
  В год издания путеводителя - 1909, согласно расписанию движения на станции Преображенской Варшавской железной дороги останавливалось уже девять поездов. Причем, их прибытие было согласовано с отправкой пароходов от Преображенской пристани вверх до Ям - Тесово и вниз до Хилка. Кстати, именно пароходом отсюда можно было доплыть и до станции Оредеж другой железной дороги - Московско-Виндаво-Рыбинской, также проходившей через Лужский уезд. Очевидно, к началу XX века относится и возведение на станции Преображенская нового каменного вокзала в стиле модерн. К сожалению, точную дату постройки и автора проекта пока установить не удалось.
  В 1914 году началась Первая мировая война. Естественно, что интенсивность движения по железной дороге значительно возросла. Вопросами железнодорожных и водных перевозок для нужд фронта занималось Главное управление военных сообщений, положение о котором было утверждено 18 сентября 1915 года и спустя всего пять дней введенное в действие. Помимо всего прочего, в задачи этого Управления включалось заведование «во всех отношениях» железными дорогами, а также водными и шоссейно - грунтовыми путями сообщения. Кроме того, Главное управление осуществляло общее руководство организацией охраны этих путей.
  В военном отношении станция Преображенская и пристань стали играть важное стратегическое значение. Посудите сами, в 1915 году в войне начался «позиционный период». Войскам потребовалась огромная масса строительных материалов для инженерного усиления позиций. В итоге это заставило прибегнуть к активному использованию не только железнодорожного, но и водного транспорта. С весны 1916 года эксплуатация водных путей приняла значительные размеры. Пароходное сообщение по рекам Луга и Оредеж, пересекавшее линии железнодорожных дорог на станциях Луга, Преображенская, Оредеж и Передольская, как нельзя лучше подходило для выполнения этой важной государственной задачи.
   И.В. Половинкин, В.Н. Матвеев  «Провинциальные новости» №40 2008 г. С.34.

  Стоит учесть, что еще в 1912 году российский Генеральный Штаб в случае войны рассматривал реки Луга и Оредеж как последний рубеж обороны при наступлении вероятного противника на Петербург. Как оказалось буквально несколько лет спустя, царские стратеги оказались правы. Это показали события Гражданской войны.
  Однако вернемся в канун приснопамятного 1917 года. Продолжалась Первая мировая. Штаб Северного фронта в то время находился уже во Пскове. Уездный город Луга и станция Преображенская являлись ближайшим тылом частей русской армии. По Петроградско – Варшавской линии Северо – Западной железной дороги движение было очень интенсивным. В Лугу и далее в столицу шли эшелоны с беженцами из прибалтийских губерний и ранеными воинами. В сторону фронта двигались составы с пополнением, вооружением и боеприпасами. Естественно, что пропускная способность линии для гражданских пригородных перевозок была минимальной. Это подтверждается расписанием движения поездов на 1917 год.
  Несмотря на то, что в среднем время пути от Преображенской до Луги в среднем составляло двадцать две минуты, здесь проходило и делало остановки всего пять поездов: один почтовый, два пассажирских и два товарно – пассажирских. По – прежнему в ходу оставались вагоны I – III классов, но на участке Петроград – Луга в почтовом поезде «месячные, сезонные и годовые тарифы» были уже недействительны.
  После Февральской революции и отречения императора Николая II престола Россия стремительно начала скатываться к военной и политической катастрофе. В конце августа 1917 года, когда к Луге двинулись части кавалерийского корпуса генерала Крымова – главной ударной силы «Корниловского мятежа», пробольшевистски настроенная часть многотысячного лужского гарнизона предприняла все возможные меры, чтобы не пропустить к Петрограду казаков и «Дикую» дивизию. Для этого солдаты вместе с железнодорожниками на дрезине отправились разбирать путь на 124 – й версте. По другим источникам, рельсы разобрали на мосту через реку Лугу у станции Преображенской. Как считает исследователь В.И. Хрисанфов, не исключается вероятность того, что это было сделано сразу в двух указанных местах. Отрезанная таким образом от Луги станция Преображенская оказалась «забитой холодными паровозами».
  Вскоре после победы Октябрьской революции и заключения сепаратного мира с Германией, которая использовала его лишь как передышку для решающего броска на Петроград, станция Преображенская снова оказалась в центре внимания военного руководства молодой Советской республики. Весной 1918 года, замершие в ожидании немецкого наступления немногочисленные отряды Красной гвардии начали подготовку к разрушению железнодорожных путей, сооружений и мостов на участке от Струг Белых (совр. Струг Красных Псковской области – авт.) до Преображенской. К счастью, фронт стабилизировался и станция Преображенская не была уничтожена.
  Не осталась без внимания новой власти и пристань Преображенского пароходства компании П.П. Плетцера. Еще 23 февраля 1918 года Совет Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина был принят декрет «О национализации торгового флота». Таким образом все пассажирские и грузовые суда были объявлены собственностью Советской республики. Во все национализированные судоходные предприятия временно назначались комиссары.
  Вслед за этим 27 февраля Совнарком утвердил постановление «Об управлении морским и речным торговым флотом и водными путями сообщений». Для руководства отдельными речными бассейнами избирались специальные комитеты. Комиссаром водного транспорта Лужского бассейна стал товарищ Мейте, в обязанности которого входила и охрана мостов у станции Преображенская. Тем временем в стране разгоралась Гражданская война.
  Весной 1919 года в связи с первым наступлением Белой армии Юденич, обстановка под Петроградом чрезвычайно обострилась. На нарвском направлении белые части провели удачную операцию, использовав военную хитрость. Одновременно с этим началось наступление главных сил Северного корпуса. 15 мая белые взяли Гдов, а спустя десять дней – Псков. 17 мая войска красных оставили Ямбург (совр. Кингисепп – авт.). После падения Ямбурга Луга и примыкавший к ней участок фронта приобрели особо важное значение. на Петроград. В Луге и уезде было введено осадное положение.
  18 мая решением уездного комитета РКП(б) и Исполкома Лужского совета был создан чрезвычайный орган управления краем – Комитет обороны. Как пишет доктор исторических наук профессор В.И. Хрисанфов, подробно изучавший в архивах этот период, с этого момента вся власть перешла к Комитету обороны, о чем было оповещено все население. Для связи с волостями, примыкавшими к железной дороге, были выделены «инициативные работники». На станцию Преображенская был направлен Коптелов, который одновременно был назначен комиссаром водных путей Лужского уезда. Помимо всего, ему вменялось в обязанности и охрана пароходов на пристани. Чуть позднее в помощь ему был прислан товарищ Голубев. Из представителей Осьминского исполкома, пристанционного поселка и речников Коренковым и Мурыгиным на станции Преображенская был создан районный Комитет обороны. По мнению членов Комитета, в виду явного саботажа со стороны железнодорожной администрации, за ней был установлен надзор, кроме того, была усилена охрана моста через реку Лугу. Эту задачу возложили на проверенных членов партии. На саму станцию из Луги прислали вооруженную группу, которую на всякий случай снабдили пятью сотнями патронов.
  Кругом царил хаос и пораженческие настроения. Чтобы спасти положение, для организации обороны Лужского участка в Лугу был направлен в качестве особоуполномоченного 7-й армии Николай Гурьевич Толмачев (1895 – 1919), куда он и прибыл 21 мая. По прибытии в наш город он узнал, что находящийся здесь 49-й полк взбунтовался и не выполняет приказа командования о выдвижении на передовые позиции. Нужно отдать должное молодому комиссару. Как блестящий оратор и агитатор Толмачев сумел переломить ситуацию, после чего взялся за укрепление дисциплины в других частях лужского гарнизона, где процветало пьянство и карточная игра.
    И.В. Половинкин, В.Н. Матвеев «Провинциальные новости» №41 2008 г. С.34.

   Несмотря на то, что в Луге был образован Комитет обороны, как пишет в своей книге «Николай Толмачев» (Лениздат, 1960) биограф комиссара Н.В. Мансветов, Толмачев скептически относился к его деятельности, так как в Комитете «царила бестолковщина и неразбериха». Лугу, как стратегически важный и ключевой пункт, было необходимо удержать любой ценой. Поэтому Н.Г. Толмачев, как особоуполномоченный Реввоенсовета 7-й армии, возглавил оборону Лужского участка фронта. Кроме того, Николай Гурьевич направлял работу Лужского уездного Комитета обороны в правильное русло, приложив для этого немало усилий.
  Тем временем оперативная обстановка на фронте стремительно менялась. 25 мая, когда Толмачев находился на станции Преображенской, ему доложили, что красноармейский батальон под натиском противника оставил линию обороны и в беспорядке отступает. Белые части вели наступление со стороны Осьминской волости по дороге вдоль реки Луги и уже находились неподалеку от большого села Красные Горы на берегу одноименного озера.
  Для того, чтобы выиграть время, Толмачев принял неожиданное и смелое решение – использовать имеющиеся на Преображенской пристани пароходы. Стоит сказать, что в разгар Гражданской войны, еще в апреле – июне 1918 года, для ведения боевых действий, перевозки войск и боеприпасов на реках и озерах Северо – Запада из реквизированных судов большевиками были организованы военные флотилии: Онежская, Волхово-Ильменская, Селигеро-Волжская и Чудская, создание которой, на случай дальнейшего отступления русской армии, относится еще к сентябрю 1915 года.
  Белогвардейцы также имели в своем распоряжении военно-речные силы: Онежскую и Чудскую озерные флотилии, Нарвскую речную флотилию под командованием капитана 1 ранга Д.Д. Тыртова, а также десантный отряд. Кроме того, в составе армии Юденича имелось четыре бронепоезда и бригада по эксплуатации железных дорог. Соответственно, значение железнодорожной станции Преображенская и пристани для большевиков нельзя было переоценить. Поэтому захват белыми Преображенской, при наличии в их армии специалистов железнодорожного и водного транспорта, мог бы сыграть роковую роль в судьбе революционного Петрограда.
  В ночь с 25 на 26 мая 1919 года от Преображенской пристани вниз по течению реки Луги под командованием Н.Г. Толмачева отправился караван судов – пароходы «Забава», «Работник» и баржа, вооруженные пулеметами. На их борту находился десантный отряд, насчитывавший две с половиной сотни красноармейцев. Пройдя чуть более пятнадцати верст, вскоре после деревни Натальино отряд высадился на левый берег и направился в сторону Красных Гор. Там, на берегу озера, на рассвете и произошел бой.
  Как писал Н.Ф. Куразов в 1934 году: «Из показаний местных крестьян и местного медицинского фельдшера было выяснено, что неприятель окружил 34-й полк кольцом, полк был слабый, люди частью сдались в плен, а частью разбежались. Товарищ Толмачев все время руководил боем, но видя, что выхода нет, расстреляв все свободные патроны, бросился к нашим пулеметчикам, которые перестали работать. Убедившись, что уцелевшие пулеметчики взяты белыми в плен, и не желая сдаться живым, Толмачев последней пулей убил себя…». 26 мая Лужский Комитет обороны принял запоздалое решение – распустить Красногорский волостной исполком. А распускать – то уже было некого…
  Во время весеннего наступления Юденича на Петроград большевикам удалось отстоять станцию Преображенская и Лугу. Гораздо серьезней все происходило осенью 1919 года. В воскресенье 12 октября после полудня по Луге прокатился слух о прорыве белыми фронта у Преображенской. Действительно, в два часа дня в трех верстах от города появились белые разъезды. Лужские советские учреждения начали срочную эвакуацию. На следующий день со стороны станции Преображенская в Лугу вошли белые части.
  Находясь на Преображенской, полусотня белых совершила поход на Перечицы. Более активных боевых действий в районе станции белогвардейцы не предпринимали.
  Луга находилась в руках частей Юденича всего чуть больше двух недель. Уже 31 октября красные после упорного боя взяли её. Вскоре была освобождена и станция Преображенская. Как пишет В.И. Хрисанфов, при отступлении белые приказали остановить лесопильный завод и разобрать машины. Однако рабочие, саботируя разборку оборудования, не допустили этого. Белые отошли к станции Мшинская, которую под натиском красных оставили 2 ноября. Так закончилась Гражданская война в пределах Лужского уезда.
  В память о погибшем Николае Гурьевиче станцию Преображенская переименовали в Толмачево. Также его именем был назван и пассажирский пароход «Забава», который ходил по маршруту Толмачево – Ям-Тесово и Толмачево – Хилок вплоть до середины 1950-х годов.
  В расписании движения пригородных поездов на 1922/1923 год станция Преображенская фигурирует уже как Толмачево. Правда, тогда на линии Петроград – Луга ежедневно ходило всего два пассажирских поезда. Расстояние от Толмачево до Луги они преодолевали за 20 и 23 минуты соответственно. Тем временем в истории поселка над Лугой начинался новый исторический этап…
    И.В. Половинкин, В.Н. Матвеев «Провинциальные новости» №42 2008 г. С.34.
 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS