|
Из истории одной станции
[Вынужденные меры]
Огромное значение придавал В.И. Ленин восстановлению железнодорожного
транспорта. И поэтому он в своих выступлениях не уставал говорить о значении для
Советской страны нормально функционирующего железнодорожного транспорта. В
известной речи «О работе для транспорта», записаны им в марте 1920 года на
граммофонную пластинку, он сказал: «Все работы, необходимые для восстановления
транспорта, должны выполняться с полным рвением, революционной энергией,
беззаветной преданностью».
Неимоверная разруха, необеспеченность продовольствием и топливом, а также
большая скученность населения (в 1920 году в Великих Луках проживало 16756
человек, не считая воинских частей и госпиталей) вызвали в городе массовые
заболевания тифом, туберкулезом и другими инфекционными болезнями.
В 1919, в гражданскую, Луки были одной из целей Юденича, в армии которого в то
время применялись и бронепоезда (один из них был захвачен красными в районе
Новосокольников, т. е. недалеко от Лук).
В Великолукском архиве, фонд Р-645 опись 1, ед. хр. 16, сохранился Приказ по
военным сообщениям западного фронта № 358 гор. Смоленск, 13 июня 1920 года.
При сем объявляется для сведения и неуклонного исполнения приказ армиям
Западного фронта № 1171.
Приказ № 1171
Гор. Смоленск 11 июня 1920 года.
«Прибывающие в большом количестве эшелоны на Зап-фронт, благодаря тому, что
крайне медленно разгружаются, постепенно забивают узловые станции и
приостанавливают движение. Для устранения этого ненормального положения
приказываю:
1. В пунктах выгрузки распоряжением начальника штаба Зап-фронта учреждать должность начальника разгрузки и придавать
ему необходимую воинскую силу. Начальнику разгрузки при исполнении им своих обязанностей предоставляются широкие права, вплоть до применения вооружённой силы.
2. Наштазапу через начвосо в пунктах выгрузки увеличивать
путем постройки числа разгрузочных платформ до требуемого
числа.
3. На разгрузку воинских эшелонов тратить не более одного
часа времени, а на разгрузку эшелонов с грузами не более четырех часов.
4. Начальников воинских эшелонов, задерживающих под разгрузкой состав более одного часа, арестовывать и передавать военно-революционному трибуналу.
5. Для разгрузки эшелонов с грузами распоряжением начвосо
выделять достаточной силы рабочие команды. Ответственность
за своевременность предоставления помещений для разгружаемых товаров несет ответственность начснабзап.
6. Настоящий приказ вручается под расписку каждому начальнику эшелона и вводится в действие по телеграфу.
Подлинный подписали:
командующий армиями фронта
М. Тухачевский.
Член реввоенсовета фронта
И. Уншлихт.
Начальник штаба, Генерального штаба
Шварц.
Начальник и военный комиссар управлении военных сообщений Западного фронта
Горескилло.
Начальник 1-го отдела Попов.
Как видно из приказа, не простая обстановка была и
в новой армии.
В предвоенные годы: 1-го сентября 1920 года ввиду ликвидации управления
Северо-Западных железных дорог эти дороги перешли в Управление Октябрьской
железной дороги, в 1940 году (после заключения договора с Финляндией 12 марта
1940 года) к Октябрьской железной дороге присоединены Финляндские железные
дороги Карельского перешейка.
Лишь 5 января 1921 года в Псковской губернии и Великолукском уезде было снято
военное положение. На 20 лет... Трудящиеся Великих Лук приступили к
восстановлению разрушенного хозяйства.
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|