|
Из истории одной станции
[Восстановление народного хозяйства]
Победоносно закончив войну с интервентами и белогвардейцами, советский
народ завоевал возможность осуществлять социалистические преобразования страны в
мирных условиях. Перед советским народом встала задача восстановить народное
хозяйство и определить пути дальнейшего движения к социализму.
Сложившаяся в годы гражданской войны и интервенции военно-политическая форма
союза рабочего класса и крестьянства оказалась не достаточной в мирных условиях.
Возникли серьёзные политические трудности, порождённые несоответствием
политики военного коммунизма новым условиям. Недовольство крестьян
продразвёрсткой использовали остатки контрреволюционных партий. Влиянию
мелкобуржуазной стихии поддалась и часть рабочих, связанных с деревней. На почве
голода эти рабочие выражали недовольство экономической политикой Советской
власти.
Политический кризис в стране отразился и на политике.
Вот почему главным вопросом в период восстановления народного хозяйства явился
переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП).
Схема укрупнённой Октябрьской железной дороги
и описание к ней
Гражданская война и хозяйственная разруха тяжело отразились на состоянии
промышленности и коммунального хозяйства страны, в том числе и городе Великие
Луки. Промышленность города была представлена мелкими полукустарными фабриками и
заводами. Очень слаба была энергетическая база. В городе действовала одна
маленькая электростанция мощностью в 50 кВт. Не было водопровода, канализации,
автобусного движения. Городские улицы были замощены не более чем на 3%, да и то
в центре города, а на окраинах была непролазная грязь.
Большие трудности испытывал город и в снабжении продовольствием. В 1921 году
страну постигло большое бедствие - засуха в хлебных важнейших районах, особенно
в Поволжье.
Центральный комитет партии и Советское правительство организовало всенародную
борьбу с голодом. В Великих Луках, и всюду, были созданы комиссии помощи
голодающим. Для обслуживания линейных станций были организованы вагон-лавки.
Вагон-лавка для обслуживания линейных станций
Мировая война, вспыхнувшая вслед за ней война гражданская, а также иностранная
интервенция привели железнодорожный транспорт, экономику всей России в
плачевное состояние. Война катастрофически отрицательно отразилась на работе
транспорта. Из имевшихся тогда в Советской России 63 тыс. вёрст железнодорожных
путей - 40 тыс. были сильно разрушены.
К январю 1921 года число больных паровозов составляло 62% от общего их
количества (в 1913 году - только 17%), из 502 тыс. вагонов к 1922 году
требовали ремонта около 38% (в 1913 году -только 5,5%). Транспорт испытывал
недостаток топлива. 75% сети тягового подвижного состава работали на дровяном
топливе. Часто поезда останавливались в пути и стояли часами, пока
железнодорожники вместе с пассажирами рубили лес для паровозов. Без
восстановления транспорта и укрепления железной дороги нельзя было поднять
промышленность и сельское хозяйство, снабдить голодающие города
продовольствием, а сельское хозяйство - промышленными товарами.
Великолукские железнодорожники самоотверженным трудом восстанавливали
разрушенное хозяйство узла. Большую роль в его восстановлении сыграли
субботники, воскресники и разные другие общественные начинания: такие как
«недели транспорта», «недели перевозок», «недели ремонта» и т.д. Только в
августе 1919 года было проведено пять субботников. В них приняло участие 734
человека, заработано 10732 рубля. В августе 1920 года в субботниках уже
участвовало 4279 человек, которые погрузили 26 вагонов и 20 платформ,
разгрузили 50 вагонов и 20 платформ. Коммунистические субботники проводились
каждую неделю. С 25 апреля по 1 мая 1920 года была проведена «Неделя трудового
фронта».
В апреле 1921 года комиссаром путей сообщения был назначен
Ф.Э. Дзержинский. Им
был подготовлен Декрет народных комиссаров «О применении на транспорте
хозрасчетных начал». Переход на хозрасчет в начале 1922 года, ликвидация бесхозяйственности, экономия топлива, снижение себестоимости перевозок,
увеличение грузооборота ликвидировали к 1923 году дефицитность железных дорог,
и в дальнейшем они стали давать доход государству.
В это время издаются ряд руководящих документов для наведения порядка на
транспорте на всех уровнях.
Великолукский архив, фонд Р-545, оп.1, ед. хр. 34, л. 1-18 сохранил некоторые из них.
Р.С.Ф.С.Р.
ПРИКАЗ
По Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге
Марта 24 дня 1923 года
№70
В отмену приказа по дороге от 15-го сентября 1922 года за № 74 с объявлением
Положения об охране железнодорожных путей сообщения.
П.1
Объявляя при сем утверждённое Ц Положение и временные штаты об охране
железнодорожных путей сообщения, объявленные в приказе Н.К.П.С. от 20-го марта
сего года за № 1419, приказываю:
1. Новое Положение об охране немедленно провести в жизнь и реорганизацию её на
местах закончить не позднее 10-го апреля сего года.
2. Все, без исключения, агенты путей сообщения обязаны ознакомиться с настоящим Положением об охране, твёрдо и
неукоснительно проводя принцип персональной ответственности за целость грузов соответствующих должностных
лиц.
П. 2
(Описывается структурное подчинение).
П.3
К должности начальника отдела охраны допускаю Николая Ивановича, врид. Помощника
его назначаю т. Нарбут Владислава Ивановича.
П.4
(О реорганизации на новых началах)
П. 5
(О количестве районов).
П. 6
(О границах районов). ... и далее организационные вопросы, всего 13 пунктов.
Врид. УЦД Белкин
Врид. Н. Эйсымонт
А. Арцишевский АОХР Фомин.
ПРИКАЗ Н.К.П.С.
20 марта 1923 года № 1419 г. Москва.
(В отмену приказов № 1343 от 16.08 - 1922 года, № 3724 от 30.08 и 165 от 13.01)
в части, касающейся инспекторского п/отдела Отдела Охраны п.с.
Объявляя при сём утверждённые мною 13 дня с. г. «Положение об охране
железнодорожных Путей Сообщения, Отдела Охраны дорог, частей охраны линотделов
и участков охраны дорог и линотделов, Приказываю:
1. Новое построение охраны на принципах подчинения охраны, в порядке
использования соответствующим агентам путей сообщения персонально ответственным за целость грузов и имущества,
осуществить и закончить не позднее 10-го апреля с. г.
2. Всесторонне ознакомить соответствующих агентов п.с. с настоящим Положением,
твёрдо и неукоснительно проводить принцип персональной ответственности.
ОН и Н
требовать от агентов п.с. надлежащего знания и выполнения всех требований
настоящего Положения об охране.
Ц. Дзержинский
За ЦН Малевинский
ЦС Князев
(М.П) С подлинным верно: НАЧ. ИНСПЕКТОРСКОГО П/ОТДЕЛА Рудаков
Утверждаю 13 марта 1923 года
Ц. Дзержинский
За ЦН Малевинский
ЦА и Начтогпу Благонравов
ЦС Князев.
ПОЛОЖЕНИЕ
Об охране железнодорожных путей сообщений.
1. Общее...
2. Организация охраны.
... Служба эксплуатации.
А. Для охраны имущества и грузов, находящихся в ведении службы Эксплуатации, на
территории станций, в распоряжение начальника станции предоставляется команда
вооруженных агентов охраны, во главе с начальником команды охраны, подчинённым
начальнику станции, в порядке п. 15 настоящего Положения.
Охрана грузов в пути осуществляется в порядке п. 20 настоящего Положения.
Всю полноту ответственности за целость и сохранность грузов и имущества
Службы Эксплуатации, находящейся в пределах территории станции, несут
персонально начальники станций, смотрители погрузочных дворов, заведующего
манёврами, агенты по передаче грузов, весовщики и др. агенты Службы
Эксплуатации».
Далее в этом документе определяются права и обязанности Других организаций и
служб, железных дорог.
В Приказе по Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге № 72 от 26 марта
1923 года.
«О введении премий за раскрытие случаев хищения и за сохранность перевозки
багажа и грузов».
Эти и другие документы позволили решить ряд главных вопросов по улучшению
работы железнодорожного транспорта с использованием строжайшей производственной
дисциплины на данном этапе.
Советское правительство предпринимает самые энергичные меры, чтобы в короткие
сроки создать отечественный тепловоз. Уже 4 января 1922 года Совет Труда и
обороны (СТО) принимает постановление: в месячный срок завершить разработку
проектов и техническую документацию тепловоза. 24 июля 1922 года было создано
бюро из восьми человек под руководством профессора Петроградского института
путей сообщения Я.М. Гаккеля. Оно и занялось созданием нового тепловоза.
Тепловоз конструкции Я.М. Гаккеля Гэ 001 был опробован 5 августа 1924 года.
Свой первый рейс - от Ленинграда до Обухова - он выполнил 7 октября того же
года.... Серийный выпуск отечественных тепловозов начался с 1932 года на
Коломенском заводе.
Надо заметить, что железная дорога в Луках с трудом, как и вся страна, пережила
революционные события 1917 года и «пришла в себя» только к концу 1920 года.
В 1922 году вышло предписание всем железнодорожным рабочим вернуться на
железную дорогу. 1923 год был переломным в работе железнодорожного транспорта.
Показатели его работы пошли неуклонно вверх. В 1925 году по пассажирским
перевозкам и грузообороту был превзойдён уровень 1913 года, выросла длина
дорог, восстановлен и получил новое пополнение парк подвижного состава. К 1925
году восстановление железных дорог было закончено. Перед железнодорожниками
встали новые задачи технической реконструкции, повышения мощности паровозного
парка, грузоподъёмности вагонов, усиления пути, введения новых средств
сигнализации и связи.
К 1923 году экономика уезда стала выходить из состояния разрухи. К этому же
времени крестьяне вместе с уездной милицией ликвидировали на территории уезда
все банды.
После многих лет нужды и недоедания в городе в достаточном количестве появилось
мясо, хлеб и другие продукты питания. В течение 1923 - 1927 годов наладилось
регулярное автобусное движение, открылся дом отдыха для рабочих
железнодорожного узла, установилась телефонная связь между Великими Луками -
Новосокольниками, Локней и Насвой. В 1927 году русско-германское общество воздушных сообщений закончило строительство аэродрома и
аэропорта.
Страна Советов приступила к мирному труду. Большую организационную помощь
железнодорожному узлу оказывал узловой комитет РКП(б), организованный на
Великолукском железнодорожном узле.
К концу 1921 года в числе первых железных дорог была восстановлена
Николаевская.
27 февраля 1923 года Нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский подписал приказ № 1313, в котором за заслуги тружеников магистрали в революции Николаевская переименована в
Октябрьскую железную дорогу.
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|