Из истории одной станции
 
ГЛАВА II
 [Война народная]

«Доказано: человек, лишённый
 исторической памяти, обретает себя
на духовное оскудение. Но жизнь тем и
 сильна, что нерасторжима в ней связь
 времён, поколений, традиций. Наш
долг - предостеречь от опасного забвения,
 уроков прошлого»
.
(«Дороги памяти» М.Ф. Харитонов).

  Зина Макаренко, телефонистка узла связи, была первой из великолучан, кто в ясное, июньское утро сорок первого года услышал слово «война». А 22 июня 1941 года в 12 часов 15 минут миллионы советских людей услышали по радио заявление правительства о вторжении фашистской Германии в пределы СССР. Начался первый день кровопролитной опустошительной войны, которая длилась 1417 дней.
  Когда фашистская Германия коварно, без объявления войны, напала на нашу Родину, наиболее сильным вражеским ударам, в первые же дни и часы, наряду с военными объектами подвергались и важнейшие железнодорожные узлы и станции. С первого же дня войны железная дорога Псковщины стала фронтовой.
  «В НКПС были рассмотрены неотложные вопросы по организации работы в военных условиях. И 24 июня ввели воинский график движения поездов, по которому предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и обеспечение быстрой и четкой работы станций». (Октябрьская магистраль, № 48, 2008 год).
  Первая бомба упала на Октябрьскую (в нынешних её границах) железную дорогу на одиннадцатый день войны. Это произошло 2 июля в 13 часов 05 минут. Высоко в небе над перегоном Остров - Брянчаниново появился вражеский самолёт.
  С первых дней войны в Великие Луки хлынул поток беженцев из западных районов страны. Люди двигались поездами, автобусами, ехали на автомашинах, лошадях, велосипедах или пешком. В отдельные дни в город прибывало 5-7 тысяч человек. Это было страшное зрелище народного горя!
  И великолучане делали все возможное для облегчения страданий людей. Измученные, объятые страхом, голодные люди получали медицинскую помощь, питание, приют. В районе железнодорожной станции и в самом городе специальные группы собирали детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними, устраивали их в детсады и ясли, а затем эвакуировали. В те дни быстрой эвакуацией беженцев железнодорожники спасли тысячи советских людей от фашистской неволи.
  Уже 23 июня 1941 года от Наркомата путей сообщения поступило на железнодорожный узел указание мобилизационного управления генерального штаба Красной Армии о том, что все рабочие и служащие железнодорожного транспорта мобилизации в армию не подлежат.
  В последних числах июня началась эвакуация из города, в первую очередь промышленных предприятий, Госбанка, сберкасс, детских учреждений, больниц, складов. Начатая 1 июля эвакуация завода ПВРЗ, которую возглавил первый секретарь Великолукского горкома партии М.П. Ермолович, проводилась очень быстро. С 4-го июля из Великих Лук на восток страны стали уходить эшелоны с оборудованием, с работниками и их семьями. В середине июля в Чкалов было отправлено важнейшее оборудование ПВРЗ, в Саратов - трикотажно-перчаточная фабрика. Более мелкие предприятия эвакуировались в отдалённые города Калининской области, часть оборудования пряталось на месте...
  Эвакуация железнодорожников и их семей была закончена 16 июля 1941 года. Железнодорожники отправлялись из Великих Лук отдельным поездом, начальником его был А.И. Орёл. Железнодорожный узел оказался на передовой линии фронта. Участились воздушные налёты. Воинские эшелоны шли через станцию Великие Луки сплошным потоком, днём и ночью.
  Первое крещение огнём великолучане получили 2 июля 1941 года. Во второй половине дня над городом появились вражеские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями.
  Предварительно разрушив станцию Чернозём и Великополье, немецкие стервятники обрушили свой удар на район железнодорожного узла, где в то время скопилось несколько эшелонов. После этого обстреляли город. Налет принёс много жертв и разрушений.
  В это время весь командный состав станции и отделения эксплуатации находились на своих рабочих местах. Рискуя своей жизнью, помогали составительским бригадам, стрелочникам готовить маневровые маршруты, расцеплять и сцеплять горящие вагоны и отгонять их в безопасное место.
  От разрыва бомбы, вблизи которой находился, запасной агент отделения Новиков Степан Георгиевич осколком был тяжело ранен.
  Одна из бомб попала в эшелон с боеприпасами, рядом с которым стояли поезда с ранеными и беженцами. Несколько вагонов загорелось, начали рваться снаряды, патроны и гранаты, пожар г грозил перекинуться на цистерны с горючим. Кругом стоял грохот взрывов, стоны и крики людей.
  К горящему эшелону бросился начальник товарного двора Цветков и стал расцеплять вагоны. Подоспевшие к нему на помощь бойцы с воинского эшелона и железнодорожники руками откатили вагоны на безопасное расстояние. В то же время бригада маневрового паровоза отвела цистерны с горючим.
  Отважно вели себя бойцы истребительного отряда Дашкевич и Богданов. Вскочив на близлежащий к их посту паровоз, они дали команду растерявшейся бригаде подходить к горящему составу. Через несколько минут паровоз подошёл, к нему прицепили загоны, и он быстро увёл их из зоны пожара.
  По тревоге на станцию прибыл отряд медицинских сестёр Тамары Павловой. Разбившись на группы, отважные девушки в течение двух часов выносили раненых. Многие из них были вчерашними школьницами. К сожалению, сохранились имена не всех патриоток. Но некоторые из них следует назвать. Это Клава Попланова, Галя Метляева, Ира Алексеенкова, Катя Лобанова, Аня Емельянова, Женя Леонова, Наташа Дмитриева, Катя Маслобоева, Настя Орлова, Оля Игнатьева, Лена Афанасьева, Ксения Макеева, Дуся Яковлева. Впоследствии Клава Попланова и Галя Метляева стали отважными разведчицами. Катя Лобанова, Сеня Леонова, Аня Емельянова и некоторые другие сражались в партизанских отрядах. Их бывший командир Тамара Николаевна Павлова, пройдя всю войну, участвовала в восстановлении родного города, и долго работала в одном из медицинских учреждений города.
  Участились налёты вражеской авиации. Нередко поезда обстреливались пулеметным огнём. Вспоминая тревожное время, машинист паровоза К.К. Августов рассказывал:
  - В первых числах августа 1941 года отправились с поездом до станции Осташков. Благополучно проследовали первые станции. И вдруг из-за леска вынырнул желтокрылый стервятник. Низко пронёсся над поездом, возвратился и стал пикировать. Одна бомба упала у первого вагона. Вторая - справа от тендера. Копной гравия и огня взметнулась насыпь рядом с паровозом. Крупным осколком пробило водяной бак. Остановил поезд. Помощник П. Жуков с девушкой-кочегаром спрыгнули с паровоза и укрылись в несжатой ржи. Я залёг за крупным камнем, что белел неподалеку от паровоза. Фашист сбросил ещё несколько бомб, обстрелял из пулемёта. Когда он улетел, я услышал зов о помощи:
  - Рука, рука!
  Подбежал, а мой помощник Петр Жуков весь в крови. Одна рука плетью повисла у окровавленного бока. Другой он прикрыл окровавленный живот.
  Положение на фронте с каждым днем обострялось. Фронт приближался к Великим Лукам. По-прежнему напряжённо работала железнодорожная станция. Часто все пути оказывались заставленными поездами. Эшелоны с войсками, боеприпасами, военной техникой, продовольствием, горючим направлялись к фронту. С фронта в тыл шли поезда с ранеными, эвакуированным населением, оборудованием предприятий. Иногда фашистам удавалось кое-где разбомбить путь, но железнодорожники всегда быстро устраняли повреждения и обеспечивали отправление поездов.
  В годы Великой Отечественной войны милиция встала на защиту Родины в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, вписав героическую страницу в историю Отечества.
  Начиная со 2 июля 1941 года, гитлеровцы стали совершать систематические налёты на железнодорожную станцию, имевшую важное стратегическое значение. В них участвовало от 20 до 50 самолётов одновременно. Нападения повторялись через каждые два-три с половиной часа. Об этих событиях Николай Григорьевич Манеров (подполковник запаса, в то время сержант милиции) вспоминал: «Во время бомбёжки железнодорожных парков это было зрелище ада, страшного кошмара, когда в воздух летели снаряды, цистерны с горючим, вагоны с людьми, со снарядами. Они поднимались до 10-20 метров в высоту, из них разбрасывались в разные стороны раскаленные добела снаряды и бом бы, они ложились на землю, как горох. Мне неоднократно приходилось быть на месте такого кошмарного ада. Я занимался организацией работы в парке. К эшелонам поездов подойти было почти невозможно, рабочие временно прятались, пока пройдут бомбёжки, кто в кюветах, в ямах, в ложбинах, за железнодорожными бровками, а другие просто у рельсов на железнодорожном полотне. Каждый, выжидая момента, стремился вскочить и оказать кому-то помощь, отцепить вагоны от горящих составов. В перерывах между налётами нужно было срочно ликвидировать их последствия. Всё делалось четко, по команде, хотя подчас из-за грохота, крика и стона людей, треска от пламени огня ничего разобрать было невозможно. Мы почти не видели друг друга из-за дыма и смрада.
  Рискуя жизнью каждую минуту, подбадривая друг друга, наши сотрудники - оперуполномоченный Николай Корнев, милиционеры Иванов, Дуганов, Ульяничев, подползали к горящим составам, расцепляли их и вручную отгоняли в тупики. Выводили и выносили раненых в укрытие. Затем другие бригады тушили пожары, отбрасывали в сторону сгоревшие остатки, вагоны, полувагоны, платформы, орудия, сразу ремонтировали путь и через два-четыре часа пропускали новые прибывшие поезда».
  Под постоянными бомбёжками паровозы и вагоны, мосты и обустройства железной дороги выходили из строя. Необходимо было как можно быстрее возвращать порушенное в работу.
  Так на пятый день войны на ПВРЗ был сформирован и оснащён всем необходимым для ремонта специальный поезд «Подрем-2». Личный состав подвижной ремонтной мастерской состоял из заводчан, деповчан и других железнодорожных коллективов узла.
  В последний день эвакуации хозяйства Великолукского железнодорожного узла 16 июля 1941 года состав «Подрем-2» отправился в прифронтовой военный путь по железнодорожным станциям: - Великие Луки - Торопец - Бологое - Икша-1 - Бескудниково (под Москвой). Оттуда: - Ярославль - Бологое - Медведево - Торопец - Великие Луки. В марте 1942 года на станции Горовастица при бомбёжке поезда были убитые и раненые.
  В 1943 году во время боёв за освобождение Великих Лук труженики поезда ремонтировали паровозы и бронепоезда 57-го отдельного дивизиона.
  «Пылал седой Псков». Дым пожарищ поднимался над узловыми станциями Великие Луки, Дно. ... И всюду - человеческие жертвы, лежащие в руинах здания и сооружения. 9 июля 1941 года наши части оставили Псков.
  Вскоре на Псковской земле появились подпольные группы сопротивления, партизаны. Среди них было много железнодорожников. Активно действовали работники, работавшие на станции Великие Луки. Машинист паровозного депо Николай Николаев со своими друзьями выводили из строя паровозы и другой подвижной состав, срывая график движения воинских эшелонов противника. Без малого три года на Псковщине гремели взрывы на железнодорожных линиях, сходили с рельсов поезда с живой силой и техникой противника. Отряды партизан-железнодорожников действовали в составе партизанских бригад легендарного партизанского края, раскинувшегося на территории Калининской, Псковской, Новгородской областей.
  В своей книге «В боях за Великие Луки». Таллин, 1973 год. Ф. Паульман писал:
  «20 июля 1941года войска 22 армии Западного фронта оставили Великие Луки...
  1 июня 1942 года разведывательная группа 31 стрелковой бригады в районе Косьяново взорвала бронепоезд и платформу, под Новосокольниками спустила эшелон под откос. 5 июня 1942 года партизанская группа Воскакова на перегоне Великие Луки -Невель взорвала бронепоезд. 8 июня партизанская группа Бондарева спустила с рельс два вражеских эшелона в районе Новосокольников. 11 июня разведчики 257 дивизии в 5 километрах юго-западнее Великих Лук пустили под откос эшелон из 40 вагонов. 16 июня группа партизан Бондарева в 1,5 километрах западнее Новосокольников взорвала железнодорожный мост, а разведчики 31 стрелковой бригады на перегоне Невель - Великие Луки спустили с рельс вражеский эшелон. В июле 1942 года партизаны и армейские разведчики пустили под откос и взорвали 14 паровозов и 87 вагонов, а за 4 летних месяца 20 паровозов и 147 вагонов, взорвали три бронепоезда и 26 железнодорожных мостов.
  ...Железную дорогу Невель - Великие Луки прикрывал 591 охранный и 5 егерский батальоны. Оборону железной дороги на Новосокольники осуществлял 343 охранный батальон. В районе станции Опухлики располагались 2 и 4 егерские батальоны. Район станции Насва прикрывали два батальона «СС». Резервы Великолукской группировки располагались вдоль железной дороги Насва - Невель.
  В 1941 году была организована 5-я головная колонна паровозов особого резерва Главнокомандующего. Сформированная, в основном, из машин и рабочих Великолукского депо, колонна прошла путь от Сталинграда, Ровно и до Берлина. В этой колонне, наравне с мужчинами, водила паровоз машинист К.С. Варфоломеева, помощник машиниста - Лебедева А.И., Ершова З.А., Иванова Е.П., Гайдукова А.Я. и Евстигнеева А.С.
  Железнодорожники Октябрьской помнят этих героев: - начальника разведки отряда партизанской бригады «Неуловимые» великолучанина - А.И. Валентика, партизанку - дочь путевого обходчика Е.Ф. Семченок-Яковлеву, разведчицу 8-й партизанской бригады - стрелочницу А.С. Быстрову, бойца агентурной разведки 1-й партизанской бригады М.И. Орлову, разведчика 1-й партизанской бригады - начальника станции Любятово Г.Ф. Нефёдова, партизана 5-й партизанской бригады - начальника станции Гачки Тимофеева, бойца партизанской бригады «Смерть фашизму» И.П. Чекланова, организатора партизанского отряда -столяра локомотивного депо Новосокольники Н. А. Кудрец, за голову которого гитлеровцы обещали 10 тысяч марок, и многих других.
  Нелегкими были трудовые будни прифронтовых магистралей. С июля по декабрь 1941 года только на Октябрьской железной дороге погибло 1222 и ранено 1315 железнодорожников.
  После ожесточенных боёв немецкие захватчики ворвались в город Великие Луки 18 июля 1941 года, однако через три дня он был освобождён Красной Армией.
  Всего три дня пробыли захватчики в городе, но за это время они оставили после себя многочисленные следы разрушения, зверств, грабежа.
  22 июля на центральной площади - площади Ленина - освобождённый город хоронил погибших воинов и замученных фашистами великолучан.
  С первого дня обороны фашисты приступили к артиллерийскому обстрелу города. Артиллерийские налёты совершались через определённое время. Население и ополченцы быстро «привыкли» к этому «расписанию» и вовремя укрывались от огня. Особенно часто варварскому обстрелу подвергался центр города и железнодорожная станция. После каждого налёта в Великих Луках бушевали пожары. Каждые сутки «наведывались» вражеские бомбардировщики. Ночью они выбрасывали осветительные ракеты и бомбили железнодорожную станцию, важные объекты города, позиции нашей артиллерии.
  Освобождение Великих Лук и его последующая героическая оборона сыграли немаловажную роль в оборонительных боях на одном из центральных участков Советско-Германского фронта в 1941 году - Московском направлении под Смоленском, и внесли весомый вклад гитлеровского плана «молниеносной войны».
  Особого героизма в те суровые дни требовала работа железнодорожников: узел по существу оказался на самой линии фронта. Поезда прибывали и отправлялись днём и ночью. Рискуя жизнью, люди по целым суткам не покидали своих постов. Артиллерия и самолёты противника разрушали путь, рвали провода, но станция работы не прекращала. В этом была немалая заслуга начальника политотдела Великолукского отделения движения М.И. Григорьева, начальника станции Зотика Марковича Богданова, начальника дистанции сигнализации и связи С.М. Веселова. Дни и ночи проводил у железнодорожников и секретарь горкома партии И. И. Григорьев, организуя беспрепятственную отправку населения и грузов.
  Вблизи железнодорожной станции находился штаб боевого участка. Здесь работал генерал-майор Г.К. Силкин.
  24 августа 1941 года в 15 часов 45 минут начальник гарнизона генерал-майор Силкин и комиссар танковой дивизии Н.И. Соколов отдали приказ об отходе наших частей с занимаемых рубежей. Был разработан план отхода.
  Стратегическое значение Великих Лук в начальный период Великой Отечественной войны оценивалось очень высоко. Ставка, зная о тяжёлом положении 22 армии, тем не менее, решительно требовала Великие Луки не сдавать. Ибо от этого зависело многое. Пока удерживается древний город на Ловати, две ударные немецкие группировки («Север» и «Центр») оказывались разъединёнными, что улучшало положение наших фронтов.
  Поэтому сразу после вынужденного оставления Великих Лук 19 июля 1941 года наше командование приняло безотлагательные меры к возвращению города в свои руки.
Быстро осуществив перегруппировку войск, в ночь на 21 июля частью сил 179-й (командир полковник Н.Г. Гвоздев), 126-й (командир полковник Е.В. Бедин) стрелковых дивизий, 29 стрелкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Самохин) и частью сил 48-й танковой дивизии (командир полковник Д.Я. Яковлев) решительным контрударом освободили древний город на Ловати.
  «Наша ночная атака для гитлеровцев оказалась полной неожиданностью, - вспоминал позднее бывший начальник штаба 48-й танковой дивизии И.И. Ющук.
  - Воины с винтовками наперевес, стреляя на ходу, бегом ринулись на врага. Они неслись, как огненная лава, сметая на своём пути всё живое, в том числе и технику врага.
Гитлеровские офицеры оказались не способными организовать оборону города, потеряв управление подразделениями. Видя бессмысленность удерживать отдельные дома, и даже улицы, они стремились вывести свои части из города во избежание их полного истребления...».
  Во время этого ночного удара противник был отброшен на шесть километров. Наряду с большими потерями личного состава гитлеровцы потеряли значительное количество боевой техники и вооружения, в том числе 9 исправных немецких танков.
  Вместе с красноармейцами весомую лепту в первое освобождение родного города внесли и бойцы народного ополчения.
  Великие Луки стали пятым городом бывшего СССР и третьим в России, которому удалось испытать радость освобождения ещё на начальном этапе войны.
  Зато в гитлеровском штабе по этому поводу установилась мрачная атмосфера. Как вспоминал бывший командующий 3-й танковой группой немецких войск Г. Гот, «настроение главнокомандующего сухопутными силами 21 июля было подавленным. Также и начальнику генерального штаба перспективы на достижение сколько-нибудь значительного успеха в этой битве не казались блестящими. Из кольца окружения под Невелем, на создание которого бросили так много сил и средств, ускользнуло значительное количество русских войск. Великие Луки, оперативное значение которых ОКХ (главное командование сухопутных войск Германии) понимало лучше, чем группа армий «Центр», пришлось оставить».
  Сам же начальник генерального штаба Ф. Гальдер в своём дневнике не преминул отметить так это событие: «На северном фланге группы армий «Центр» нашим войскам, к сожалению, пришлось оставить Великие Луки. Это очень не выгодно...».
  Победа нашего народа в Великой Отечественной войне начала коваться в сорок первом, и одним из ярких очагов этого действия явились Великие Луки. (Газета «Стерх-Луки» № 9 от 02.03.2005 года).
  ...Лишь когда наступление гитлеровцев захлебнулось под Смоленском, и они перешли к обороне, фашистское командование смогло усилить свои фланги и активизировать действия под Великими Луками.
  Началась 33-дневная оборона Великих Лук. Немецкие войска не смогли взять город лобовыми атаками с запада. Они начали окружать его. Когда остался узкий проход на север, наши войска по приказу свыше с боем оставили город и ушли на Торопец.
  В своей книге «Право на бессмертие» Павел Андреевич Сень писал: «25 августа 1941 года в город вошли немецкие войска и оккупировали Великие Луки. И без того наполовину опустевший город, словно вымер. Те, кто остался здесь, старались не показываться на глаза проклятым гитлеровцам. Даже, обычно шумливая, вездесущая ребятня притихла, отсиживаясь по домам.
  Но у фашистов на такие случаи всё продумано. Уже на следующий после вторжения в город день стены домов и заборы запестрели заранее заготовленными приказами немецкого командования. Предписывались всем жителям окрестных деревень и горожанам вернуться в свои дома, предлагалось сообщать в комендатуру новым властям фамилии и адреса коммунистов, ответственных работников и евреев, сдать огнестрельное и холодное оружие, а также радиостанции. Был установлен комендантский час - от захода до восхода солнца. Запрещалось появляться на улицах группами более трёх человек.
  Палачи врывались в дома, грабили, насиловали, зверски убивали ни в чём не повинных жителей. Повсюду запестрели приказы оккупантов, угрожающие расстрелом за укрытие партизан, коммунистов, советских активистов и евреев, за слушание радио и хранение оружия. Приказы требовали от жителей, чтобы все они в возрасте от 14 до 60 лет явились на биржу труда, которая принудительно направляла этих лиц на восстановление железнодорожного узла, ПВРЗ, городской электростанции и других объектов, необходимых фашистам для военных целей. За невыполнение многочисленных приказов устраивалось два вида наказания - расстрел или повешение.
  Подвергавшееся систематическому грабежу население влачило полуголодное существование, так как никаких продуктов жителям не выдавалось. Среди горожан начался голод, болезни, в том числе и тиф. В предвоенный период в городе проживали 56 тысяч человек, из них только 20 тысяч, по разным причинам, остались в оккупированном городе. Среди этих жителей было много бесстрашных патриотов...
  Для ускорения восстановления ПВРЗ немцы прислали свой железнодорожный батальон, доставили несколько десятков квалифицированных рабочих и оборудование из Прибалтики, Белоруссии и Польши. Под угрозой расстрела привлекали местных жителей и советских военнопленных из лагерей.
  По мере восстановления завода стали возникать неполадки и сбои в работе. Это был результат «работы» патриотов, оставшихся волею судеб в оккупированном городе».
  Историческое наступление Советской армии, начатое в декабре 1941 года, разгром немецких захватчиков под Москвой и получившее своё развитие в северо-западном направлении, завершилось выходом войск 3-й Ударной армии Калининского фронта на подступ к городу Великие Луки.
  Наступление продолжалось. И вот, сквозь дымку морозного утра 29 января воины увидели силуэты каменных зданий, очертание прямых улиц, тёмные пятна садов и парков. То были Великие Луки - старинный русский город. В этот день командование принял полковник А.А. Дьяконов - Герой Советского Союза.
  31 января 1942 года части дивизии подошли к городу с севера и северо-востока, и завязали бой с противником, в результате которого были перерезаны важнейшие коммуникации.
  В 17 часов 1 февраля части дивизии перешли в наступление на город. К 24 часам этого дня 943-й стрелковый полк занял пункты врага на северо-западной и западной окраинах.
Разгромив немецкий полк, к 18 часам 2 февраля бригада подступила к Великим Лукам, сходу заняла Трубицино, Волково, Астратово, Ново-Смоляниново, кирпичный завод, Жестки и выход к совхозу «Никулино», оседлав Невельское шоссе.
  А подразделения 257-й дивизии в эту ночь продолжали вести бой на окраинах города Великие Луки.
  Каждая армия укрепляла свою оборону, прибывали людские ресурсы, строились укрепления, минировались поля, везде была колючая проволока. Одновременно велись бои за более выгодные позиции и с целью разведки сил противника. В городе немцы почти все подвалы домов превратили в долговременные оборонительные точки, многие улицы перегородили баррикадами из камней и брёвен. Для обеспечения своего тыла оккупанты стали усиленно вывозить по железной дороге жителей города в Белоруссию, Прибалтику и в Германию. До трёх тысяч человек они насильственно ежедневно использовали на строительстве укреплений. В Великих Луках было более пяти тысяч немецких солдат. Входы и выходы из города были закрыты, близлежащие деревни немцы сожгли. У жителей усилился голод, болезни, многие болели тифом.
  Организатором и руководителем антифашистского подполья на ПВРЗ, а с 14 января 1942 года руководителем всех подпольных организаций города был Геннадий Васильевич Фокин.
  Подпольщики, не зная о предательстве Шумкова, продолжали свою подрывную работу.... Однако, эти группы были малочисленны и не успели активно проявить свою деятельность против оккупантов. Аресты подпольщиков начались с 14 февраля и продолжались до 24 февраля 1942 года.
  Одновременно для маскировки гестаповцы арестовали и предателей Родины, ставших немецкими агентами, - Генриетту Беляеву и Григория Шумкова, которые при первом допросе назвали всех известных им членов подпольной организации.
  Предатель Шумков работал на заводе ПВРЗ техником-чертёжником одного из цехов, был в непосредственном подчинении директора предприятия фашиста Того Ганна и выполнял его особые задания.
  Крупный узел железных и шоссейных дорог, город преграждал нашим войскам путь в Прибалтику и служил для немцев прикрытием рокадной железнодорожной магистрали Ленинград -Витебск, проходившей в 25-ти километрах западнее Великих Лук.
  31-я стрелковая бригада под Великими Луками вела активную оборону. Большое внимание она уделяла железной дороге, по которой передвигались бронепоезда. Проводила операции по уничтожению гарнизонов в тылу противника, на станции Чернозём, Касьяновского моста через реку Ловать, имевшего большое значение для коммуникаций между немецкими гарнизонами Великих Лук, Невеля и Витебска.
  Всего частями 31-й стрелковой бригады за период с 15 марта по 30 июня 1942 года было уничтожено 2213 солдат и офицеров врага, 59 автомашин с боеприпасами и горючим, 5 складов с боеприпасами. Выведено из строя ранеными 661 человек, взято в плен - 12. За это время захвачено у противника: 4 миномёта, 13 ручных и 5 станковых пулемётов, 221 винтовку, 50 тысяч патронов и 18 лошадей.
  Потери бригады за указанный период: 212 бойцов, командиров и политработников пали смертью храбрых, 371 человек ранен, восемь попало в плен. А за всё время боевых действий с 31 января 1942 года бригадой было уничтожено: 4531 солдат и офицеров противника, 77 грузовых автомашин и 4 легковых. Выведено из строя ранеными 1261 солдат и офицеров, взято в плен 170.
  Потери бригады в оборонительных боях под Великими Луками составили 604 человека убитыми, 1022 - ранеными.
  Проводилась большая воспитательная работа в войсках. Агитаторы рассказывали бойцам о том, что в 1242 году русские воины под руководством Александра Невского разгромили на льду Чудского озера орды немецких псов-рыцарей. Говорилось и о том, что древний город Псковщины - Великие Луки, был «предсердием» Москвы, надёжным стражем границ Московского государства.
  С апреля 1942 года оккупанты начали осуществлять массовый угон жителей в немецкое рабство.
  Первая партия великолучан в 600 человек была отправлена в Германию в конце апреля, вторая - 340 человек - в мае. С 1 по 8 июня ежедневно отправлялись целые эшелоны или отдельные вагоны с невольниками. Только за эти восемь дней было отправлено три тысячи человек. Всего за 1942 год немцы угнали из Великих Лук в Германию около восьми тысяч человек. Так как ехать в Германию никто не хотел, фашисты применяли насильственные меры.
  Под угрозой расстрела они обязывали явиться на сборные пункты, якобы для отправки на оборонительные работы. Собравшихся граждан приводили на вокзал, загоняли в вагоны и увозили. «Новый порядок принес Великим Лукам несколько тысяч замученных и угнанных в рабство мирных граждан и военнопленных, полное истребление еврейского населения, полное уничтожение всех промышленных предприятий, социально-культурных учреждений и жилого фонда. Фактически город перестал существовать.
  Проведение Великолукской наступательной операции было поручено 3-й Ударной армии (генерал К.И. Галицкий). О значении операции свидетельствовал приезд на место событий представителя Ставки Верховного Главнокомандования - генерала армии Г.К. Жукова и командующего Калининским фронтом генерал-полковника М.А. Пуркаева.
  В 12 часов 25 ноября 1942 года после мощной артиллерийской подготовки войска 3-й Ударной армии под командованием генерал-лейтенанта К.Н. Галицкого приступили к боевым действиям по овладению Великолукского плацдарма. Противник пытался любой ценой сохранить за собой город на Ловати. К исходу дня, преодолевая упорное сопротивление врага, наши подразделения продвинулись на 4-5 километров. Однако прорвать оборону гитлеровцев на всю глубину и овладеть Великими Луками с ходу не удалось.
  К началу осады немецкий гарнизон в Великих Луках насчитывал около десяти тысяч отборных фашистских войск. Начальником гарнизона был ярый фашист - командир 247-го пехотного полка, подполковник Фрей Гер фон Засс.
  ... При штурме города было истреблено свыше пяти тысяч немецких солдат и офицеров.
  В сорок втором году, до освобождения Великих Лук, паровозное депо «квартировалось» на станции Торопец. А в кабине каждой краснозвёздной машины, деповской комсомольско-молодежной колонны был портрет Лизы Чайкиной, девушки с железнодорожной станции Пёно, питомицы Калининского комсомола. В  результате успешных действий 9-й гвардейской, 357-й и 381-й стрелковых дивизий к исходу 29 ноября внешнее кольцо вокруг Великих Лук замкнулось.
  30 ноября 1942 года замкнулось и внутреннее кольцо вокруг города. Отборные фашистские войска великолукской группировки оказались в двойном кольце, 257-я и 357-я стрелковые дивизии в течение 11 и 12 декабря с боем выдвинулись на исходное положение для штурма.
  Штурм начался в 12 часов после двухчасовой артиллерийской подготовки. Авиация, из-за нелётной погоды, ни перед штурмом, ни в день штурма в наступлении участия не принимала.
  К концу первого дня штурма части 257-й стрелковой дивизии овладели всей северо-западной частью города, от улицы Петербургской (Розы Люксембург) до улицы Барановской (Сибирцева), и вели бои на территории, непосредственно прилегающей к реке Ловать.
  Чтобы прекратить напрасное кровопролитие, советское командование через своих парламентёров - старшего лейтенанта М.Д. Шишкина и лейтенанта В.И. Смирнова - предложило 15 декабря вражескому гарнизону прекратить сопротивление, сложить оружие и сдаться в плен. Но немцы, надеясь на обещанную Гитлером помощь, уклонились от переговоров. Завязав парламентёрам глаза, они отправили их обратно за линию фронта.
  Не желая бесцельного кровопролития, наше командование 16 декабря обратилось по радио уже непосредственно к солдатам и офицерам сложить оружие, гарантируя всем сдавшимся в плен сохранение жизни. Однако предложение было вновь отвергнуто.
  Успех наших войск в центре города подорвал стойкость всей неприятельской обороны. К исходу 31 декабря, в канун нового года, большая часть города была в наших руках, и только две разъединенные немецкие группировки, одна в крепости, другая на узле в районе железнодорожной станции, продолжали оказывать сопротивление.
  ...2 января 1943 года 57 и 67 дивизионы бронепоездов подполковников Кавтуцкого и Пащь помогали наступающим артиллерийским огнём.
  Не желая дальнейшего кровопролития, наше командование предложило немецкому гарнизону на железнодорожном узле капитулировать. Об этом сообщала армейская газета «Вперёд на врага» 2 января 1943 года:
  «Новый год гитлеровцев начался так: ровно в 12 часов ночи немцы услышали перекрывающий все громы боя голос советского радио. Военный диктор от имени командования 3-й Ударной армии говорил: «Ваше положение безнадёжно, в ваших руках остались считанные очаги сопротивления. Не хотите смерти - сдавайтесь. Ждём ваших представителей с белым флагом у моста на Торопецкой улице. На размышление - 40 минут».
  3 января было закончено уничтожение противника в Венцах, а 4 января стремительной атакой одной из штурмовых групп взят хлебозавод.
  «...Наступающим потребовалось 5 суток, чтобы выбить гитлеровцев из района вокзала и депо. К вечеру 5 января атакующие роты вышли в район вагоноремонтного завода. В прилегающих к вокзалу кварталах находились железнодорожные мастерские, 14 каменных корпусов завода имени Макса Гельца. В стенах были пробиты амбразуры. На железнодорожных путях стояли сотни вагонов и паровозов, на которых были оборудованы огневые точки.
  ...В ночь на 6 января батальон 925 полка начал бой на заводе имени Макса Гельца. К утру были отбиты несколько цехов. Бойцы освободили около 300 советских граждан. Они оказались рабочими завода, которых оккупанты всё время держали за колючей проволокой. 7 января сводный батальон под командованием старшего лейтенанта Немшенова выбил противника из сильно укреплённого здания клуба имени Ленина. Клуб трижды переходил из рук в руки. 917 стрелковый полк, используя успех 47 механизированной бригады и 28 корпусного сапёрного батальона, к исходу дня 6 января пробился в район депо и виадука. 921 стрелковый полк вёл тяжёлые бои в районе депо и завода имени Макса Гельца.
  ...В январе в районе вокзала приземлилась группа немецких парашютистов. На следующий день была предпринята попытка десанта с 10 планерами (в каждом по 20-30 человек десанта). Все планеры разбились.
  ...В районе железнодорожного узла оборонялись около 1500 солдат и офицеров. 336 охранный батальон из 700 человек потерял в Великих Луках до 400.
  ...Утром 7 января три стрелковых роты 917 полка, группа сапёров 28 корпусного сапёрного батальона и штурмовая группа курсантов учебного батальона 7 дивизии пошли на штурм вокзала. Первыми туда ворвались бойцы 8 роты под командованием лейтенанта Михкельсона. Развернулось ожесточённое сражение в три яруса. Группе наших бойцов удалось пробиться на 3 этаж (видимо чердачное помещение), а немцы отступили на 2 этаж. Вскоре на помощь роте Михкельсона подошли сапёры. Бойцы под командованием лейтенантов Воробьёва, Шелудченко, Моисеева и Дервяниченко прорвались в здание вокзала. Им на помощь прибыл взвод лейтенанта Минина. К полудню треть вокзала очистили от противника, но борьба за вокзал продолжалась в течение двух суток.

Вокзал после освобождения, 1943 год

  ...Выбив гитлеровцев из вокзала, подразделения стали готовиться к штурму депо. Продвижению вперёд мешал привокзальный дзот, который был уничтожен замполитом 1 батальона 770 артиллерийского полка старшим лейтенантом Степановым.
  ...Для атаки депо из подразделений 917 полка сформировали три штурмовые группы. Первая (50 человек) - лейтенант Булкин, вторая (30 человек) - младший лейтенант Либе, третья (30 человек) - лейтенант Овечкин. Стремительной атакой бойцы захватили часть депо. С запада и юга на депо наступали подразделения 925 и 921 стрелковых полков 249 дивизии.
  ...Много огневых точек немцы соорудили на паровозах и вагонах... В бою за каменные корпуса депо отличилась 76-миллиметровая батарея 921 полка.... В районе вокзала наши бойцы захватили три 310-мм дальнобойных орудия... 14 января восточнее вокзала разгорелся ожесточённый бой за сильно укреплённый дзот  коменданта гарнизона подполковника фон Засса.... К утру 16 января 917 полк и части 257 дивизии добили врага в районе депо.... У противника было захвачено 52 паровоза и 873 вагона». ( Продолжал писать Ф. Паульман «В боях за Великие Луки»)
  Наступая вдоль Торопецкого шоссе, части 257-й дивизии 13 января овладели Курьянихой, 15 января - Глинкой и подошли к паровозному депо.
  47-я механизированная бригада под командованием И.Ф. Дрёмова 2 января форсировала Лазавицу и вела бои вдоль железной дороги. Каждый метр территории ей приходилось отвоёвывать с жестоким боем. 6 января на рассвете воины бригады штурмом овладели зданием вокзала и пристанционными постройками.
  Продвигаясь вперёд с жестокими боями, часто доходившими до рукопашных схваток, эстонские воины прорвали последнюю линию обороны немцев и заняли Сотово и район, прилегающий к заводу. Немцы отчаянно сопротивлялись. Особенно упорно они обороняли дом южнее железнодорожной станции. 15 января и этот опорный пункт был взят. Немецкий гарнизон в районе железнодорожного узла доживал последние часы.
  ...Стойкость немцев падала. Грязные, оборванные, они в одиночку и группами стали сдаваться в плен. Только 14 января части 257-й дивизии взяли в плен около 500 человек. В районе железнодорожного узла вместе со штабом 277-го пехотного полка сдался в плен комендант и начальник великолукского гарнизона фашистских войск полковник фон Засс, бывший прибалтийский барон.

Пленение фон Засса

  Командный пункт фон Засса находился в глубоком бетонированном убежище, построенном ещё в 1940 году как командный пункт на случай военных действий, в сотне метров восточнее железнодорожного вокзала.
  Толщина стен и потолка убежища достигала полутора метров. На подступах к нему находилась система дзотов, надежно прикрывающих от возможного нападения. Место размещения начальника гарнизона стало известно 15 января, захват фон Засса был поручен майору Э. Леммингу, командиру одной из частей эстонского корпуса.
  Бойцы эстонского корпуса генерал-майора Л.А. Пэрна один за другим обезвредили окружавшие убежище дзоты, затем подошли к нему. Засыпав один выход из убежища, они предложили немцам сдаться. Ответа не последовало.
  Тогда майор Лемминг приказал прекратить стрельбу и соблюдать тишину, надеясь, что немцы, обеспокоенные ею, вышлют разведку. Его предположение оправдалось. Через некоторое время из убежища показались два солдата. Один из них был тут же убит, а второй взят в плен. В дверь полетели гранаты.
  После второго предложения о сдаче немцы выслали парламентёра, который попросил разрешения вынести раненых, заявив при этом, что остальные не сдадутся. Наше командование разрешило вынос раненых.
  Позднее от пленных стало известно, что находившиеся в убежище солдаты и часть офицеров согласны были сдаться, но им запрещал это сделать фон Засс. По их же показаниям стало известно, что немецкое командование по радио обещало Зассу помощь с минуты на минуту. Последняя передача командира немецкой дивизии генерала Шерера гласила, что немцы уже в 500 метрах от убежища, и даже был установлен условный знак: две красных ракеты с самолёта - пробиваться, две белых - прекратить сопротивление.
  Закрывшись в убежище, немцы упорно не хотели сдаваться. Тогда наши решили подорвать его. Заряды сложили на крыше. Раздался взрыв, образовались трещины. Но немцы упорствовали. Утром 16 января на крыше убежища снова было сложено около тонны тола. Осаждённый гарнизон получил 10 минут на размышление. Через некоторое время из убежища показался парламентёр и объявил о сдаче. За ним появились фон Засс и 52 офицера и солдата. С разгромом последних очагов сопротивления древний русский город Великие Луки был вырван из лап фашистских захватчиков и навсегда возвращён Родине. Через три дня наши войска окончательно отбросили вражеские части в юго-западном
направлении. Великолукский плацдарм, укреплявшийся немцами 11 месяцев, был ликвидирован. В годы войны здесь впервые была проведена операция по окружению и уничтожению группировки немецко-фашистских войск. Не случайно она называлась «малым Сталинградом», не случайно после её завершения И.В.Сталин пригласил командующего 3-й Ударной армией генерала Галицкого и командира Эстонского корпуса генерала Пэрна к себе в Кремль и поблагодарил за операцию, упрекнув, однако, их за
большие потери в живой силе.
  Великолукская операция 3-й Ударной армии 20 января 1943 года завершилась. Задача, поставленная войсками армии, была выполнена.
  В своей книге «Воспоминания и размышления» Маршал Советского Союза Г.К. Жуков пишет: «...операция под Великими Луками и в прилегающих к ним районах имела важное значение и для прорыва ленинградской блокады».
  К 17 января 1943 года немецкий гарнизон был уничтожен, город был освобождён, но война у его стен продолжалась. Фронт остановился в 6-8 километрах западнее Великих Лук, где по линии Невель - Новосокольники - Насва немцы создали мощный узел обороны, который Красная Армия с ходу взять не смогла.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS