Из истории одной станции
[Станция Великие Луки в прошлом и сегодня]

   Начало строительства железной дороги к городу Великие Луки относится к концу XIX века - к периоду общего хозяйственного подъема и подъема железнодорожного строительства в России. Эта магистраль усиливала связь Центра с Балтийским морем, откуда осуществлялся импорт промышленных изделий в Россию и экспорт хлеба за границу.
  Летом 1893 года был заложен фундамент под железнодорожные мастерские и началось строительство Великолукского участка новой железнодорожной магистрали. Сооружение этого участка железной дороги осуществлялось Московско-Виндаво-Рыбинским обществом в течение трех лет. Осенью 1901 года началась эксплуатация линии Москва - Виндава.

Первый деревянный вокзал станции

  Этот вокзал встречал первый пассажирский поезд в Великих Луках. С 1907 года по 1936 год в нем действовала школа для детей железнодорожников.
  Как выше упоминалось, 28 сентября (10 октября) через Великие Луки прошел первый пассажирский поезд. 11 ноября 1904 года началось регулярное железнодорожное сообщение на всей тысячеверстной линии.

Схема железной дороги Москва - Крейцбург - Виндава, 1030 вёрст. 1897-1904 г.г.

  К этому времени и был построен одноэтажный кирпичный вокзал. Увеличено количество путей до 6 на Балтийской стороне вокзала, тем самым схема стала более удобной в эксплуатации.

Часть первой схемы станции Великие Луки

  В 1907 году была построена вторая железнодорожная линия, связывающая Бологое и Полоцк. Были уложены дополнительно 8 путей на Октябрьской стороне станции Великие Луки. Обе линии обслуживались паровозами серии «ОВ». Вес поездов составлял от 400 до 800 тонн.

Схема узла Великие Луки 1910 года

  В путеводителе «От Москвы до Виндавы» издания 1909 года читаем: станция Великие Луки являлась промежуточною, которая от соседних отличалась лишь большими размерами пассажирского здания и расположением при ней главных железнодорожных мастерских». С проведением через г. Великие Луки новой казенной железной дороги ветви Бологое - Волковыжск (от ст. Бологое Николаевской ж. д. до ст. Волковыжск Полесской ж. д.) линия эта составляет часть вновь построенной железнодорожной линии Бологое - Седлецк, сооружение которой закончено осенью 1906 года. Станция Великие Луки сделалась «узловою станциею» двух дорог: Московско-Виндавской и Николаевской.
  Станция Великие Луки до 1923 года входила в состав Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.
  В 1923 году Народным Комиссаром путей сообщения была организована Калининская железная дорога, куда была включена и станция Великие Луки.
  В 1929-30 годах была произведена реконструкция железнодорожного узла. Было уложено дополнительное количество путей. Произведены работы по укладке развязок узла и построен ходовой путь с балтийской стороны в депо. (Насыпь до сих пор частично сохранилась).
  По выполняемым объемам работы станция Великие Луки до 2003 года являлась сортировочной - внеклассной станцией, работающей на четыре направления.
  В период Великой Отечественной войны 1941-45 годов железнодорожный узел был разрушен полностью.
  В 1943 году началось восстановление узла и его путевого развития. В настоящее время узел восстановлен в пределах довоенного времени, за исключением ходового пути с Балтийской стороны в депо и путепровода для отправления поездов на Полоцкое направление.
  В 1946 году на всех железных дорогах были организованы отделения железной дороги (НОД), в т.ч. и Великолукское отделение Калининской железной дороги. (Приказ МПС № 632-Ц от 29.04.1946 года).
  Для ускорения восстановления объектов народного хозяйства в 1944 году была создана Великолукская область, а в 1957 году произошло объединение Псковской и Великолукской областей.
  В 1961 году, после ликвидации Калининской железной дороги, станция Великие Луки включена в состав Октябрьской железной дороги. В 1962 году Великолукское отделение влилось в состав Псковского отделения Октябрьской железной дороги. (Приказ МПС № 506-Ц от 19.04.1962 года).
  31 июля 1996 года Псковское отделение было реорганизовано в Псковский подотдел Санкт-Петербург - Витебского отделения Октябрьской железной дороги. В 2000 году подотдел был упразднен.
  В настоящее время станция оборудована полуавтоматической блокировкой и, к сожалению, всё еще на ручном управлении стрелок и сигналов. На маневрах работают современные тепловозы.
  Станция Великие Луки обслуживает по перевозкам грузов и пассажиров развитый промышленный район города Великие Луки и Великолукского района. На участках Москва - Рига и Бологое - Полоцк работают современные отечественные тепловозы.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS