Из истории одной станции
[В годы первых пятилеток]

  В период первой пятилетки возникло социалистическое соревнование среди рабочих. Оно было подготовлено всей предшествующей воспитательной работой партии и ростом творческой активности рабочего класса.
  Ещё в годы восстановления народного хозяйства по инициативе самих рабочих стали создаваться комиссии, проводиться производственные совещания, смотры и конкурсы на лучшую бригаду, лучшего рабочего. Рабочие вносили предложения, направленные на улучшение производственного процесса, использование оборудования, экономию сырья и материалов.
  В ходе производственных смотров и конкурсов развернулось трудовое соревнование на железнодорожном узле и паровозовагоноремонтном заводе, стали создаваться ударные группы и бригады. Вступая в социалистическое соревнование, работники станции и другие предприятия железнодорожного транспорта узла и города обязались максимально поднять производительность труда, до предела сократить брак, экономить каждую минуту рабочего времени, материалы и сырьё. Ударники пересматривали существующие нормы выработки, выступали инициаторами снижения расценок, себестоимости выпускаемой продукции, активно участвовали в рационализации. Только на заводе ПВРЗ в первом квартале 1929 года было внесено 143 предложения, 139 из них одобрены и 52 внедрены в жизнь.
  В социалистическое соревнование включалось всё больше и больше людей, смен, бригад. Особенно широкий размах оно получило на предприятиях железнодорожного узла в 1931 году.
  С каждым месяцем увеличивалось число ударных бригад и ударников на предприятиях. Только на заводе было 2600 ударников, организованных в 295 ударных бригад. 80% комсомольцев завода были ударниками.
  В результате социалистического соревнования многие предприятия добились заметных успехов. Увеличилось количество выпускаемой продукции, повысилась производительность труда. Трудовой подъём масс дал свои результаты. По ряду важнейших измерителей перевозочного процесса показатели были перевыполнены. Создалась реальная возможность сократить сроки выполнения первого пятилетнего плана.
  Идея досрочного выполнения пятилетки охватила широкие массы рабочего класса страны, в том числе и коллектив станции Великие Луки.
  В августе 1935 года в стране возникла новая форма социалистического соревнования - стахановское движение. Постепенно оно охватывало одну отрасль за другой. В стахановское движение включились и рабочие великолукских предприятий.
  Первая пятилетка вошла в историю нашей страны как пятилетка всеобщего начального обучения и борьбы за сплошную грамотность. За годы двух пятилеток более двух тысяч трудящихся Великих Лук ликвидировали свою неграмотность и малограмотность. В 1932 году было введено обязательное семилетнее обучение.
  С каждым месяцем в городе увеличивалось число стахановцев. Имена знатных машинистов-стахановцев В. Мейкстуна, В. Зайцева, П. Варфоломеева были известны далеко за пределами депо. Они водили тяжеловесные поезда на больших скоростях, перевыполняли техническую скорость, имели большую экономию топлива. За хорошую работу коллективу депо было присуждено три переходящих Красных знамени. К четвёртой годовщине стахановского движения в депо насчитывалось 345 стахановцев.
  Героический труд рабочих и железнодорожников узла в годы первых пятилеток позволили превратить узел в комплекс передовых, по тому времени, железнодорожных предприятий, которые по-прежнему во всех отношениях возглавляли деятельность возросших к тому времени численно и количественно других предприятий города Великие Луки.
  В это время всё чаще стали издаваться приказы на разных уровнях о поощрении лучших работников. Особенно ярко такие методы проявлялись на железной дороге, в том числе и на станции Великие Луки.
  Псковский железнодорожный архив сохранил некоторые из таких приказов.

Приказ № 71
по станции Великие Луки Калининской железной дороги  от 7/Ш-1937 года

  В ознаменование международного коммунистического дня 8-е Марта, за образцы социалистического отношения к делу, стахановские методы в работе объявляю благодарность с занесением в трудовую книжку следующим передовикам-женщинам работницам станции Великие Луки:
  1) Васильковой А.     ст. стрел.     12) Рыбаневич М.     бил. кассир.
  2) Семёновой Е.        -»-                13) Козыревой Е.      мл. стрел.
  3) Пугачевой М.         -»-                14) Ташкан С.           бил. кассир.
  4) Полещенковой С.  -»-                15) Горбуновой Г.    пер. контрол.
  5) Ивановой М.          -»-                16) Вельевой В.         кл. кам. хран.
  6) Желудевой А.        сигнал.         17) Морозовой В.      -»-
  7) Алексеевой Е.        -»-                18) Ивановой Е.         уборщ.
  8) Кузьминой О.        -»-                 19) Байковой А.         -»-
  9) Щемелёвой М.   мл. стрел.         20) Усович Н.          счетовод.
10) Смирновой Г.       -»-                  21) Зиновьевой Д.   бухгалт.
11) Воробьёвой М.      -»-                  22) Григорьевой О. весовщик.
  Отмечая лучших передовых женщин, руководство станции Великие Луки надеется, что эти вышеуказанные товарищи закрепили за собой право лучших работниц и в дальнейшем покажут еще большую производительность труда в порученной работе.
    Начальник станции                            Хряков.
    Великие Луки Калин, жел. дор.
     Из приказа № 111 начальника станции от 29 апреля 1937 года объявить благодарность старшему дежурному по станции Бутович Николаю Владимировичу и другим работникам.
     Начальник станции
     Великие Луки Калин, жел. дор.       Хряков.

  В том же деле № 8.
  Премируются денежными вознаграждениями распоряжением начальника Калининской железной дороги Колесов Андрей Афанасьевич - старший стрелочник станции Великие Луки.

Приказ
от 29/1V- 1938 года по 3-му отделению службы движения Калининской железной дороги.

  Премируются денежными вознаграждениями:
  Лебедев Павел Николаевич - составитель поездов ст. Великие Луки;
  Васильев Павел Васильевич - » -
  Артемьев Владимир Антонович - ст. стрелочник ст. Великие Луки;
  Полещенкова София Архиповна - мл. стрелочник ст. Великие Луки;
  Медникова Александра Павловна - оператор ст. Великие Луки;
  Борисов Максим Сергеевич - сцепщик ст. Великие Луки;
  Козлов Никита Иванович - ст. весовщик;
  Усачёва Татьяна Яковлевна  - уборщица ст. Великие Луки.
  В этом же приказе:
  За проявленную инициативу в социалистическом соревновании объявить благодарность:
  Белостокову Павлу Ивановичу - временно исполняющему обязанности начальника станции Великие Луки;
  Козлову Ивану Михайловичу - дежурному по станции Великие Луки;
  Башмакову Мирону Федоровичу - дежурному по станции Великие Луки;
  Дубровскому Виктору Емельяновичу - дежурному по ст. Великие Луки;
  Нефёдову Степану Ильичу - дежурному по станции Великие Луки;
  Бутовичу Николаю Владимировичу - ст. дежурному по ст. Великие Луки.
  Однако, не только делами хорошими славны работники, но и делами безответственными тоже. На транспорте одна из главных задач решалась жесткой трудовой дисциплиной. Было немало людей, которые позволяли себе халатно относиться к работе.
  Псковский железнодорожный архив дело № 1 233/40 г. сохранил немало документов по этим вопросам. Приведем один из них.

Приговор

  ... Воронова Андрея Трофимовича, 1900 года рождения, малограмотного, беспартийного, женатого, семейного, имеет жену и двух детей школьного возраста, неимущего, проживающего в деревне Лаврино Великолукского сельсовета того же района. Уроженец Купуйского сельсовета, дер. Фенково Великолукского района, из крестьян-бедняков, не судимого, работает в багажной кассе станции Великие Луки грузчиком с октября 1939 года с месячным заработком 200 рублей. До этого состоял членом колхоза «Безбожник» Золотковского сельсовета, на военном учете состоит рядовым.
  По обвинению .... Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26/VI-40 г. ст. 5, ч. 2, установлено, что обвиняемые Гусев Василий, Воронов Андрей и Закревский Александр без уважительных причин, самовольно, 13 августа сего года на 30 минут оставили работу раньше времени и ушли домой. Чем совершили преступление, предусмотренное ст. 5 ч. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26/VI-40 г. Руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УНК

Приговорил:

  1) Гусева В.А. 2) Закревского А.С. и 3) Воронова А.Т. всех троих на основании ст. 5 ч. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26/VI-40 г. к шести месяцам исправительным трудовым работам каждого по месту работы, с удержанием 25% из зарплаты каждого. Приговор подлежит немедленному исполнению.
   Народный судья:  Лиознов.
   Секретарь            Лукашенко.

  Непростое было это время даже для рядовых работников. Жесткая дисциплина, за каждым работником контроль, доносы на своих же товарищей. Частые ночные аресты вызывали гнев и обиду у людей.
  Бывший работник локомотивного депо Великие Луки Попов Анатолий Григорьевич был свидетелем рассказа своего одноклассника, когда забрал его отца «черный ворон» ночью по доносу, как позже выяснилось.
  «Утром, как всегда, начался первый урок. Мой сосед по парте Разумилов вдруг заплакал. Я его спрашиваю:
  - Что случилось?
  - Моего папу сегодня ночью арестовали.
  ГПУ в то время располагался в одном здании с Райпрофсожем и работниками политотдела. (Ныне филиал СПГУПСа). Страшное это здание было, его старались обходить все. Мало кто из него возвращались живыми. Судьба его папы тоже была плачевной. Примерно через месяц его выпустили, так как факты не подтвердились, а отец-то через неделю умер. Часто недобрыми словами впоследствии за этот месяц он вспоминал капитана ГПУ товарища Гусева».
  Просматривая личные дела работников станции того времени, всё больше и больше удивляешься, как могли почти безграмотные, полуголодные люди работать на железной дороге, выполняя столь ответственную работу. По существу в их руках были тысячи человеческих жизней. Одной из главных целей, кажется, была - выжить.
  «Личное дело Новикова Степана Георгиевича 1889 года рождения. Родился в деревне Носково Великолукского сельсовета. Образование один класс сельской школы. Рабочий до 1914 года, с 1914 по 1918 годы служил в старой Армии, с 1918 по 1922 годы служил в РККА. С 1922 по 1926 годы - рабочий 3-й Великолукской дистанции связи. С 1926 по 1928 годы - рабочий дистанции пути. С мая по август 28 года - стрелочник станции Воробецкая. С 11 августа 28 по декабрь 29 годов - младший стрелочник станции Великие Луки, с 1 марта 30 года по 15 мая 1932 года - старший стрелочник. С 15 мая по 1 октября 32 года - составитель поездов, с 1 октября 32 года по 16 сентября 40 года снова старший стрелочник. С 16 сентября 40 года был назначен дежурным по путям и паркам, проработав в этой должности до 1 апреля 1941 года, а затем назначен запасным
агентом отдела эксплуатации. С 2 июля по 22 ноября 1941 года находился в госпитале после налета авиации по ранению. После чего вышел на пенсию. После окончания войны с 15 мая 1944 года - инструктор стрелочного хозяйства на станции Великие Луки и работал до 1 апреля 1945 года».
  Младший сын Николай Степанович вспоминает: «Мой отец Степан Георгиевич был делегатом на Съезде Стахановского движения в Москве, который состоялся 14 ноября 1935 года. На этом Съезде присутствовали Нарком Путей Сообщения Л.М. Каганович и И.В. Сталин. Сидя в шикарном кресле и слушая доклады высокопоставленных чиновников о достижениях железнодорожников, Степан Георгиевич решил выступить с «большой» трибуны на всю страну. Написал записку: «Прошу предоставить слово для выступления старшему стрелочнику второго района станции Великие Луки Новикову С.Г.» и послал её по рядам ведущему Съезда. А она, каким-то образом, оказалась у И.В. Сталина.
  Через некоторое время в прениях было предоставлено слово для выступления Степану Георгиевичу. (Он не ожидал, что ему могут дать такую возможность). Пока он шёл до трибуны, Иосиф Виссарионович подошёл к отцу и говорит:
  - Расскажи, товарищ Новиков, как обстоят дела на железной дороге? Чем живут простые люди на транспорте, а то тут ваши большие начальники, наверное, меня обманывают, что у них всё хорошо.
  Степан Георгиевич в своём выступлении, кроме вопросов житейского характера, поднял вопрос об использовании земель в полосе отвода (отчуждения) в качестве сенокосных угодий не только в Великих Луках, но и по всей стране.
  Вскоре вышло постановление о разрешении работникам железнодорожного транспорта, особенно в этом нуждались работники промежуточных станций, использовать эти земли.
  Часто отец вспоминал о встрече и разговоре со Сталиным».
   А самое главное, он воспитал целую династию железнодорожников, но об этом ниже.
  Личные дела того времени похожи во многом.
  Дело № 93 Дмитриева Константина Дмитриевича, сторожа станции Великие Луки.

Автобиография

  «Дмитриев Константин Дмитриевич 1877 года рождения. Родился в деревне Подобедово Калининской волости Себежского уезда Витебской губернии. Работать по найму начал с 10 мая 1899 года пас коров и работал по найму «работником». В 1902 году был взят на действительную службу в г. Ленинград. (Санкт-Петербург). После чего опять работал два года по найму. В 1904 году был взят на русско-японскую войну. С 1904 года начал работать грузчиком на железной дороге станции Себеж и там работал по 1914 год. В 1914 году был переведён на станцию Великие Луки стрелочником, где и работаю по настоящее время».
  1936 года. Написана чужой рукой со слов Дмитриева.
              (Роспись не разборчива).
  В другой автобиографии на него же, написанной другим человеком:
  «В 1903 году был взят на русско-японскую войну, на которой пробыл до апреля 1906 года. В этом же году женился. В мае 1906 года поступил работать на железную дорогу в городе Себеж, где работал в качестве стрелочника до 1914 года. В 1914 году переведен на станцию Великие Луки, где работал по 1916 год стрелочником. С 1918 года - сторож.
  По просьбе неграмотного подписала Лукина».

Дело № 8

  «Артемьев Владимир Антонович 1896 года рождения. Родился в деревне Рыжково Сивцевского сельсовета Великолукского района Калининской области. Подённый рабочий на станции Великополье с 1913 по 1915 год.
ник с 1932 года»
  С 1915 по 1917 годы - рядовой старой армии. В Красной Армии с 1917 по 1923 годы - рядовой. С 1923 по 1931 годы подённый рабочий 14 колодка службы пути. Станция Великие Луки - кондуктор с 1931 по 1932 годы, станция Великие Луки - стрелочник с 1932 года.
                                              Далее подпись (Артемьев).
  9 мая 1938 года в акте испытаний он же от 3 октября 1935 года:
  «С 24 августа станция Великие Луки - младший кондуктор, с 21 февраля 1933 года станция Великие Луки - младший стрелочник, с 1 июня 1935 года - временно исполняющий обязанности старшего стрелочника». На этом записи закончились.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS