|
Из истории одной станции
[В годы первой мировой войны]
Псковская губерния оказалась в годы войны прифронтовой. Заметная ноша
войны пала на долю одного из уездных тогда городов Псковщины - Великие Луки, и
особенно на плечи рабочих железнодорожного узла. Роль нашего города в войне
была, прежде всего, стратегической. От Великих Лук близко до Латвии, Эстонии,
Литвы. Здесь сходились железнодорожные пути с севера и юга (Петроград - Гродно),
с запада (Прибалтика) и с востока (Москва и Замосковье).
«Задолго до первой мировой войны был создан мощный железнодорожный треугольник
Великие Луки - Новосокольники -
Невель. Как поворотный круг в железнодорожном депо, этот треугольник позволял
маневренно выполнять воинские перевозки на решающих направлениях фронта,
обращенного к Германии», -писал один из военных журналистов.
На протяжении всей войны через Великие Луки шли грузы на фронт и с фронта. Здесь
скапливалось большое количество воинских частей, пленных, эвакуированных.
В нашем же городе размещались эвакуированные из Эстонии и Латвии некоторые
учебные заведения (в результате чего в 1914-1915 учебном году общая численность
учащихся в Великих Луках составляла около трех тысяч человек). Переполнены были
госпитали, больницы и даже некоторые частные дома.
Но особой страницей войны входят Великолукские главные железнодорожные
мастерские. К этим мастерским, обслуживающим тогда всю
Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, было приковано пристальное
внимание. В первые же дни войны управлением дороги был прислан специальный
циркуляр об установлении строгой военной дисциплины в мастерских. Во всех
служебных помещениях был вывешен высочайший указ, что «за нарушение или
неисполнение обязательного постановления виновные в том лица подвергаются
распоряжением особого комитета в административном порядке аресту до 30 дней или
денежному штрафу до 100 рублей». В ходе войны этот указ подкреплялся
обязательными различными постановлениями и указаниями.
Для создания более «надёжной» обстановки неугодных начальству рабочих
отправляли на фронт, а с вновь поступающих брали подписку с гарантией неучастия
в организациях, запрещенных законом от 2 декабря 1905 года.
В разгар войны, с 1915 года, мастерские были переключены на выполнение воинских
заказов: в августе 1915 года по заказу военного ведомства им было поручено
изготовить 9556 штук фугасных гранат. По согласованию с Главным артиллерийским
управлением мастерские изготовляли, в основном, трехдюймовые фугасные гранаты
по французскому образцу, о чем сохранился документ-контракт, заключенный 1
августа 1915 года между артиллерийским управлением армии и управлением
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Трудящиеся, в том числе рабочие мастерских, проклинали ненужную им войну. Но
всё усиливающийся нажим администрации заставлял рабочих выполнять заказы
относительно быстро. К 29 августа 1915 года, т. е. менее чем за месячный срок,
великолукские литейщики отлили 143 модели и детали для обточки снарядов, выполнили и другие работы. Тогда же центральный военный
промышленный комитет поручил великолукским мастерским изготовить пробную партию (20-30 штук) фугасных гранат из старой осевой стали.
Численность железнодорожников в 1913 г., их средняя заработная плата в месяц (по
всем службам)*
Категория
работников |
Число работников
с зарплатой, руб. |
Всего работников |
Средний месячный заработок, руб. |
до 20 |
20,1-30 |
30,1-40 |
40,1 и выше |
1. Постоянные
в % |
-
- |
14 604
3,8 |
236 201
59,2 |
146 874
37 |
397 679 |
40,1
100 |
2. Временные
в % |
1279
5,8 |
15 505
69,8 |
4 442
20 |
985
4,4 |
22211 |
19,4
100 |
3. Поденные
в % |
19 569
8,7 |
133 211
59,1 |
68 408
30,2 |
4 760
2 |
225 648 |
26,3
100 |
Всего
в % |
20 848
3,2 |
163 320
2,5 |
309 051
48,2 |
152 619
23,6 |
645 538
100 |
34,3 |
Средний месячный заработок постоянных и временных работников железных дорог в
1913 г. по основным службам*
Категория дорог |
Заработок по службам, руб. |
управление |
тяга |
путь |
движение |
СЦБ и связь |
средний по всем службам |
1. Казенный
в % к среднему заработку |
61,5
162 |
46
121 |
19,9
53 |
35,6
84 |
42
106 |
37,9
100 |
2. Частные
в % к казенным |
70
114 |
37,5
81,5 |
19,5
98 |
34,3
96,5 |
39,5
94 |
35,6
91,6 |
* Данные таблицы охватывают около 80% работников железных дорог России в
границах 1924 г., когда был образован СССР.//Железнодорожный транспорт в 1913 г.
-М.: Транспечать, 1925.
К концу 1916 года численность железнодорожников в России достигла 1 млн. чел. И
продолжала расти. На Николаевской дороге, к этому времени, работало 52848 чел.
(не считая подростков и детей), из них квалифицированных рабочих 23998,
чернорабочих
14856, занимающихся интеллигентным трудом 9615, прочих (военнопленные, инородцы
и др.) 4379.
В конце 1916 года в строй эксплуатируемых вступила Мурманская дорога
протяженностью 1245 верст. На ней работало 20020 чел. На
Московско-Виндаво-Рыбинской (Петроградская сеть) рабочих и служащих трудилось
26778, на Северо-Западной - 38875 чел. Таким образом, общая численность
железнодорожных рабочих и служащих на дорогах Северо-Запада составляла 138524
чел.
Кризис железнодорожного дела отражал общий кризис царизма. Царское
правительство и владельцы частных дорог переложили все трудности, связанные с
эксплуатацией железных дорог, на плечи трудящихся. Экономическое и правовое
положение служащих, мастеровых и рабочих в стране всегда было хуже, чем
фабрично-заводских рабочих. При этом чистая прибыль от эксплуатации железных
дорог была огромной. В 1913 году она составила, например, 362 млн. руб. В годы
войны, несмотря на разруху, прибыли большинства частных и казенных дорог
оставались чрезвычайно высокими. Типичным показателем является выручка по
Московско-Виндаво-Рыбинской дороге: в 1914 году она составляла 44,5 млн. руб.,
в 1916 году - более 97,3 млн. руб. Получение максимальных прибылей
обеспечивалось жесточайшей эксплуатацией рабочих, мастеровых, служащих.
На магистралях стал широко применяться труд женщин и детей. Они использовались
в качестве чистильщиков паровозов, истопников, ремонтных рабочих, стрелочников и
т. п. Платили женщинам и подросткам значительно меньше, чем мужчинам.
Кроме всех сложных условий труда работников железнодорожного транспорта, при
приёме на работу требовалось пройти не простой отбор. Согласование с
жандармерией и запросы о благонадёжности требовали определенного времени
будущего работника любой должности от прислуги, кондуктора, стрелочника и др.
Великолукский архив дело № 46 из ф. 768, оп. 2, ед. хр. 32 (за 1914 год), л. 45
значится: запрос начальника Великолукского отделения
Санкт-Петербург-Виндавского жандармского полицейского управления железной
дороги от 25 марта 1914 года № 584. «Прошу, согласно данных, помещенных на
обороте сего, дать справки по вопросам имеющихся там же о вновь поступающем на
службу вверенного мне отделения на должность кондуктора»
Полковник
(подпись)
I. Данные
1. Имя Отчество Фамилия - Георгий Алексеевич Лашутин;
2. Звание, и какой губернии, уезда, волости и деревни: - мещанин, г. Невель Витебской губернии;
3. Возраст - 19 лет;
4. Какое, где и когда получил образование - в Пулковском церковно-приходском училище;
5. Профессия - Кондуктор;
6. Где проживал ранее (последние 5 лет) - в д. Лашутино Сокольнической волости, Невельского уезда;
7. Где служил ранее (последние 5 лет) - нигде не служил.
П. Нравственная благонадёжность
1. Каких нравственных качеств —
2. Был ли судим, за что, какие наказания отбыл и был оправдан -
не был;
3. Уволился сам с места своей службы или был уволен и причина
увольнения —
Секретно
Начальнику Великолукского отделения С.-Петербург-Виндавского жандармского
полицейского управления железной дороги.
«Неблагоприятных в политическом отношении соблюдении об упомянутом в сем запросе
лице, вверенном мне управлении не поступало».
Начальник Витебского губернского жандармского
управления (подпись)
Дело №3751. 12 апреля 1914 года.
г. Витебск».
III. Политическая благонадежность
1. Состоял ли в какой-нибудь политической противоправительственной организации - нет;
2. Если состоял, то в чем выразилась его деятельность -;
3. Участвовал ли в открытых смутах и восстаниях - нет;
4. Был ли под судом, за что именно, какое наказание отбыл, или
был оправдан - нет;
5. Подвергался ли какой-нибудь административной каре - нет;
Секретно
Начальнику Великолукского отделения С.-Петербург-Виндавского жандармского
полицейского управления железной дороги.
«Сообщаю, что упоминавшийся в запросе мещанин Георгий Алексеевич Лашутин по
делам вверенного мне управления не проходил. Подробные сведения о Лашутине не
собирались, так как он мещанин города Невеля, Витебской губернии, и место
жительства его в Псковской губернии в запросе не указано».
За начальника Псковского Губернского жандармского
управления, его помощник Ротмистр /Злобин/.
№ 2720
29 марта 1914 года.
г. Псков.
Подобные запросы были проведены на стрелочников
Василия Никандровича Чистякова,
Антона Игнатьевича Груша, а также на работников службы движения
Василия
Валериановича Капского, Анну Васильевну Полякову и многих других работников
станции Великие Луки.
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|