Из истории одной станции
[Реорганизация производства в документах]

 Массовое соревнование и ударничество создало в городе обстановку большого трудового и политического подъёма. Дела и имена лучших ударников пользовались всеобщим признанием. Так, например, имя литейщика Великолукского ПВРЗ А.В. Сиротинина. 29 сентября 1930 года в паровозном депо станции Великие Луки произошло волнующее событие. Из горячей промывки за 5 часов был выпущен паровоз серии «С» № 309, тогда как на эту работу затрачивалось 24 часа. А 24 октября того же года рабочие депо одержали новую блестящую победу - за 21 час 30 минут выпустили из обточки паровоз серии «ОВ» № 6825, тогда как аналогичные предприятия страны выполняли такую работу в течение 69 часов. По этому поводу центральная газета «Правда» тогда писала, что «Рекорд по обточке паровоза принадлежит теперь Великолукскому депо».
    В деле фонда р-545, оп. 1, ед. хр. 160, л. 147 есть циркуляр:
  Месткомам: 13, 7, 30, 50, 39 и 45.
  ... Задача МК закрепить имеющиеся достижения и еще твёрже вести борьбу через мобилизацию масс за полное выполнение приказа Наркома Путей Сообщения т. Андреева и решений Октябрьского Пленума ЦК ВКП(б).
  Имена лучших энтузиастов-ударников, проявивших себя в борьбе за рационализацию приказа т. Андреева, как по производственной, так и по общественной работе, должны быть известны каждому железнодорожнику. Поэтому РПС (Райпрофсож) предлагает одновременно с опубликованием в печати выделить лучших ударников, старых производственников для выдачи им бесплатного билета на все постановки, кино и т. д. клуба им. Ленина. (МК-7 = 4 билета, станция Великие Луки) до 26/12.1931 года дать сведения.
  При всех столовых узла организовать столы ударника, на которых будут отпускаться усиленные обеды, в настоящее время в столовой - 1 рубль 15 копеек (МК-7 = 15 обедов), до 27/12.1931 года - дать сведения.

СВЕДЕНИЯ

  «Проведена проработка в жизнь приказа Наркома т. Андреева Местком - 7 станции Великие Луки выполнены следующие мероприятия:
  Охвачено .... человек;
  Проведено ...собраний;
  Выпущено.... стенгазет;
  Проведено два субботника по сбору металлолома;
  Оказана помощь новому строительству по развитию узла НСР - 10, отработано 107 рабочих дней;
  Проведено 3 субботника по разгрузке вагонов;
  Охвачено социалистическим соревнованием 90% работающих;
  За 1931 год было премировано 39 работников станции;
  Перевыполнены основные измерители работы станции».
       Председатель МК                                (Васильев)
   
  Ввиду того, что в 1929 году Северо-Западные железные дороги перешли в ведение Октябрьской железной дороги, изменились соответственно и границы Райпрофсожа, из его отчета следует:

ОТЧЕТ
О работе Великолукского РПС-7 5-го эксплуатационного
района М.Б.Б. железной дороги за период с 1-го октября
1928 года по 1 апреля 1931 года.

  Район деятельности РПС, штаты союзных организаций и клубов.
  «Район деятельности РПС-7 за отчетный период видоизменился, в связи с тем, что видоизменилось административное деление бывших участков и дороги.
  Если на 1/10 - 1928 года район деятельности РПС-7 имел границы от станции Западная Двина и до госграницы с Латвией, от Великих Лук до Полоты вкл., от Полоцка до Пскова искл., от Невеля до Новосокольников равнялась - 730 километрам, то с 1-го апреля 1930 года, в связи с приёмом части бывшей Северо-Западной дороги и Октябрьской, РПС-7 были приняты участки от станции Новосокольники до станции Дно и от Великих Лук до станции Бологое.
  Взамен принятых участков РПС-7 сдал Октябрьской железной дороге участок Псков - Полоцк и райпрофсожу-6 (Ржевскому) участок Великие Луки - Западная Двина. Вслед за этим, в целях приспособления районов, обслуживаемых профорганизациями к границам административных единиц, РПС-7 сдал Витебскому РПС участок Невель - Дно. Одновременно с этим, в связи с переходом Главных Великолукских мастерских в ведение ВОРЗ и переименование их в ПВРЗ, из обслуживания РПС-7 отдало и их обслуживание.
  В настоящее время район деятельности РПС-7 имеет границы от станции Бологое до станции Полоцк искл. И от станции Великие Луки до госграницы с Латвией, равняясь общим протяжением - 604 километра.
  Количество профединиц за означенный период имело следующее видоизменение:
  На 1-е октября 1928 года РПС-7 объединял 46 местных комитетов, 1 бюро Профсекции, 4 клуба и 1 красный уголок на станции Идрица. На 1-е апреля 1931 года РПС-7 объединяет 41 местный комитет, 6 клубов (из них один ещё не открыт, построенный вместо красного уголка на станции Идрица)».

Динамика роста членов союза.

  «В связи с имевшими место приёмами и сдачами целых участков, количество членов союза, объединенных Райпрофсожем, естественно имели резкие скачки, доходя порой до 10000 человек.
  Если эти скачки не учитывать, то всё же, в связи с увеличением работ, полнейшей ликвидацией безработицы и широко развернувшейся стройкой, рост членов союза естественно имел место и это подтверждается следующими цифрами:

Состояло на 1/10-1928 г. Состояло на 1/4-1929 г. Состояло на 1/4-1930 г. Состояло на 1/4-1931 г.
работающих безработных  всего работающих безработных всего работающих безработных всего работающих безработных всего
6953 611 7564 6306 1058 7364 8261 1731 9992 5138 5 5143

  Из выше приведённых цифр видно, что в связи с развернувшимся строительством резко снизилось число безработных, так как на 1/4-1930 года число безработных равнялось 1731 человеку, а на 1/4-1931 года безработных осталось всего 5 человек. Эти безработные являются инвалидами 3-й категории и проживают на полевых (промежуточных) станциях, почему и не могут быть использованы на подходящей работе».
  Начало массовому движению за овладение техникой положила первая Всесоюзная конференция работников промышленности, состоявшаяся в феврале 1931 года. Выдвинутый и поддержанный конференцией лозунг «Большевики должны овладеть техникой» способствовал резкому повороту внимания партийных, хозяйственных и профсоюзных организаций к этой важной проблеме социалистического строительства. Основной формой подготовки кадров для промышленности и транспорта стали школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ).
  За первую пятилетку школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) дали железнодорожному транспорту 54558 квалифицированных рабочих.
  Поход за техническими знаниями широко развернулся на железнодорожном транспорте. Острота этой проблемы здесь была обусловлена тем, что за годы первой пятилетки пришли более 500 тысяч новых работников, которые не знали специфики железнодорожного дела. Специальным постановлением СТО в 1933 году 250 тысяч железнодорожников должны были пройти через курсы техникумов.
  Во все времена существования железнодорожного узла, вплоть до наших дней, узел являлся кузницей кадров для промышленных предприятий города и других отраслей народного хозяйства. И в дни войны Великолукские железнодорожники дали стране трех генералов: генерал-полковник Антонов, генерал-майоры А.И. Игнатьев, С.П. Андреев и наш современник А.С. Карпухин.
  Здесь, в железнодорожном училище, готовили себя для дальнейшей деятельности В.А. Малышев - нарком танковой промышленности в годы войны, заместитель Председателя Совета Министров, Герой Социалистического Труда и Лауреат Государственной премии и один из организаторов партизанского движения на железнодорожном транспорте в Белоруссии К.С Заслонов. Гордостью не только великолучан, но и всего советского народа является сын машиниста Великолукского депо, выдающийся военачальник нашего времени Маршал Советского Союза и Маршал Польши, дважды Герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.
  В решения производственных вопросов через профсоюзы были привлечены широкие массы работников железнодорожного транспорта для достижения выполнения заданных измерителей.
  Архив г. Великие Луки, Р-545, оп. 1, ед. хр. 50, л. 40-43, сохранили:
  ПРОТОКОЛ 1-го Районного Съезда Профессионального Союза железнодорожного транспорта 5-го эксплуатационного района МББ железной дороги от 28-29 апреля 1931 года.
  ... От станции Великие Луки выступил т. Грибов с критикой о плохой работе по некоторым вопросам в обеспечении работников в огороднических мероприятиях. Район плохо руководит диспетчерским персоналом и другим вопросам. Федосов критиковал руководство службы эксплуатации за невыполнение измерителей, дисциплины оперативного аппарата, руководство кондукторского резерва.
  С приветствием от имени работников станции Великие Луки зачитал рапорт делегат т. Смайкин:

РАПОРТ

  1-му Районному Съезду 5-го эксплуатационного района рапортуем:
  Работа узла станции Великие Луки о выполнении заданных нам измерителей:
                                                                                       План      Выполнение
  Отправление грузовых поездов по расписанию    67,7%    74%
  Маневровый коэффициент                                       21,5       22
  Простой вагонов I                                                        8,4        8,3
                                II                                                    15,5       13,5
  Происшествий                                                             1            1
  Неявок                                                                        16            7
  Мы, работники станции Великие Луки, заверяем 1-й районный съезд в том, что с 1-го мая обязуемся выполнять на 100% «как-то отправление, следования и, нагружая полный вес поездов одновременно с выполнением маневрового коэффициента, заданный 22,5, а встречный 23, обязуемся - выполнять, а также простой вагонов под выгрузкой 1-8, II-13».
  Трудовую дисциплину и правильное регулирование рабочей силой поднять на 100%, добиться выполнения всех заданных измерителей.
  Мы, работники станции Великие Луки, объявляем себя ударниками имени 1-го Мая для выполнения пятилетки в ТРИ года, в чем и заверяем 1-й районный Съезд.

29 апреля 1931 года.                    

  Чем больше изучаешь дела Райпрофсожа, тем больше и больше познаёшь активную деятельность того времени, когда все коллективы железнодорожного узла, все организации проявляли самоотверженный труд в деле, которому они служат. Это борьба за её качество работы и количественные задания. Узнаёшь новых людей, которые работали в то время на производстве, кто руководил людьми на местах. Архивное дело Р-545, оп.1, ед. хр. 51, л. 162-163 подтверждают это.

ПРОТОКОЛ №3
Заседания Президиума Райпрофсожа-7 Великие Луки
М.Б.Б. железной дороги от 12 мая 1931 года.

  Присутствовали: т.т. Бертулан, Павлюченко, Потапов, Кривошеева, Ершов, Шеренкова. От 5-го эксплуатационного района: Озол, Жуков, Орёл, С (видимо начальник станции)Белостоков , председатель МК-7 Грибов, от Дорпрофсожа - Анашкин.
  Председатель: Бертулан
  Секретарь   Павлюченко

Повестка дня:

  1) Доклад о своевременном и полновесном отправлении поездов со станции Великие Луки (доклад НД и бригада Райпрофсожа);
  2) О развёртывании детских площадок
  3) Разное.
  Слушали: п. 1. Доклад С (начальник станции) Великие Луки Белостокова и содоклад НД Жукова, бригады РПС - Потапов о своевременном и полновесном отправлении поездов.
  По докладу задано 17 вопросов.
  В прениях выступили: Озол, Ершов, Грибов, Бертулан и др.
  И далее

ПОСТАНОВИЛИ

Прилагается

АКТ

  1931 года Мая 10-го дня. Мы, ниже подписавшиеся, составили настоящий акт в том, что по проверке графиков исполненного движения 5-го эксплуатационного района и настольных журналов движения поездов станции Великие Луки за период с 1-го января по 30-е апреля 1931 года установили, что за означенный период было отправлено товарных поездов по коммерческому графику 911 (девятьсот одиннадцать) штук. Из них не полновесных и не полносоставных, при наличии груза на станции Великие Луки и отсутствие груза для поездов на линию 159 (сто пятьдесят девять) поездов, что составляет в процентном отношении от общего количества отправленных поездов - 17,6%.
  Благодаря неполновесности и неполносоставности несвоевременно отправлено со станции Великие Луки 890 вагонов. Отправление неполновесных и неполносоставных поездов, при наличии грузов по месяцам:
                          Поездов   Вагонов
  Январь           38             223
  Февраль         36             224
  Март               37             233
  Апрель           48             210
  ИТОГО        169             890
   Участие в отправлении неполновесных и неполносоставных поездов дежурных по станции Великие Луки:

 Фамилия Имя Отчество   Поездов   Вагонов
 Константинов                 48             284
 Цибульский                       10             52
 Версян                               26             146
 Козлов                               10              49
 Космачев                            8              43
 Мацур                                21              97
 Кучинский                          1              10
 Грядецкий                          8              44
 Бегачев                              14              80
 неизвестные                     13              83
 ИТОГО                           169            890
  Участие в отправлении неполновесных и неполносоставных поездов диспетчеров 5-го эксплуатационного участка:
 Мацур                                2              12
 Новиков                          13               53
 Сопко                              12               49
 Козаков                             4               15
 Рябухин                             2               11
 Дмитриев                       10                61
 Космачев                        19             116
 Хурс                                33             184
 Шедько                           19             109
 Прохоров                         9               59
 Григорович                   16             101
 Нассонов                         8               62
 Иванов                            2               14
 Семёнов                          8               28
 Мейнерт                         2               16
   ИТОГО                     159             890
  Несвоевременно отправленные вагоны по назначению, по направлению разбиваются:

                           вагонов
 на Невель         146
 на Полоцк        210
 на Торопец      277
 на Зап. Двину 122
 на Себеж         135
 ИТОГО            890
  *к учёту принимались по весу вагоны полногрузные.
  Для отправления выше перечисленных вагонов потребовалось назначение дополнительно поездов:
  на Невель         3 поезда;
  на Полоцк        5 поездов;
  на Торопец      7 поездов;
  на Зап. Двину 3 поезда;
  на Себеж         3 поезда;
  ИТОГО          21 поезд.
  Стоимость одного поезда:
  до Невеля         100 руб. х 3 = 300 руб.
  до Полоцка       330 руб. х 5 = 1650 руб.
  до Торопца       200 руб. х 7 = 1400 руб.
  до Зап. Двины 270 руб. х З = 810 руб.
  до Себежа         330 руб. х 3 = 990 руб.
  ИТОГО                                     5150 рублей.

  Простой вагонов, примерно, в течение одних суток по стоимости одного вагона 4 рубля 50 копеек х 890 = 4005 рублей. Общая сумма непроизводительного вагона, расходов от отправления поездов неполновесными и неполносоставными - составит 9155 рублей (девять тысяч сто пятьдесят пять).
  Анализируя работу отдела эксплуатации 5-го района М.Б.Б. железной дороги и станции Великие Луки, приходим к заключению, что отправление поездов неполновесными и неполносоставными носит хронический характер с тенденцией на неснижаемость. Означенное ненормальное положение, считаем, создалось «благодаря»:
  1) - отсутствию твёрдого руководства на основе экономичности и успешности перевозок со стороны руководства отдела эксплуатации 5-го района и станции Великие Луки;
  2) - отсутствию анализов графиков исполненного движения, отсутствием чего не были своевременно приняты меры к изжитию следования поездов неполновесными и неполносоставными при наличии на станции Великие Луки грузов;
  3) - неорганизованности маневровых работ на станции Великие Луки, а также и неорганизованности работы подсобного аппарата при дежурных по станции;
  4) - отсутствию со стороны диспетчерского аппарата и отдела эксплуатации 5-го района действенных и своевременных мер по недопущению хронического отправления неполновесных и неполносоставных поездов.
  Подписи:
     Председатель РПС-7                     (Потапов)
     Представитель района                  (Кривошеев)
     Представитель диспетчерского аппарата    (Иванов).
  Далее идёт Приложение к акту от 10 мая 1931 года и:

ВЕДОМОСТЬ
о неполносоставных и неполновесных поездах,
отправление со станции Великие Луки за период с 1 января
по 30 апреля 1931 года.

  В поисках новых методов управления и более совершенных способов работы в 1931 году по М.Б.Б. железной дороге вышло ряд приказов по вопросам:
  - о премировании работников эксплуатации и маневровых бригад (с публикацией через газету «Гудок», № 108 от 4 мая 1931 года);
  - о порядке формирования кондукторских бригад (Дело Р-545, оп. 1, ед. хр. 119);
  - о переводе кондукторских бригад на сдельную систему оплаты труда (там же);
  - о состоянии внедрения рационализации (там же);
  - о премировании нарядчиков паровозных и кондукторских бригад (там же);
  - об укреплении и усилении организации эксплуатационных районов дороги (там же);
  - об усилении борьбы с безбилетным проездом (там же);
  - об упорядочении водоснабжения (там же);
  - об административном делении линии М.Б.Б. железной дороги на участки ревизоров-инструкторов отдела доходов (там же);
  - о количестве пар пассажирских поездов и о беспересадочных сообщениях с 1 октября с. г. на М.Б.Б. железной дороге (там же).
  А так же

УТВЕРЖДАЮ:                              
Народный Комиссар Путей Сообщения M.Л. Рухимович. 12 августа 1931 г.

    «Положение об организации руководства коммерческой эксплуатацией на железнодорожных станциях»:
  1. Организация и руководство коммерческой работой железнодорожной станцией возлагается на начальника железнодорожной станции, который является полностью ответственным за правильную постановку работы железнодорожной станции в этой области.
  2. В целях обеспечения начальнику станции возможности правильного и своевременного выполнения руководства и надзора за коммерческой работой железнодорожной станции в помощь ему учреждается: 1. должность заместителя начальника станции по коммерческой части (СЗК) и 2. должность заместителя начальника станции по погрузочно-разгрузочным работам (СЗР).
  3. Должность СЗК учреждается на железнодорожных станциях - внеклассных и первого класса.
  6. СЗК и СЗР в своей практической и руководящей работе обязаны неукоснительно осуществлять единоначалие .

II Круг влияния СЗК.

  7. В ведении СЗК находится:
  - товарная контора с кассами;
  - контора обмена (передач);
  - товарный двор;
  - билетные кассы;
  - багажные кассы;
  - бюро обслуживания с камерами хранения.

III Круг ВЛИЯНИЯ СЗР

  9. В ведении СЗР находится:
  - все грузовые пункты;
  - все механизированные устройства;
  - весь инвентарь;
  - общежития, бараки, ожидалки, дома грузчиков и весь их инвентарь и спецодежда по обслуживанию грузчиков;
  - счётный аппарат по погрузочно-разгрузочным работам;
  - весь штат рабочих и служащих по погрузочно-разгрузочным работам.
  10. В круг обязанностей СЗР входит: ---

УТВЕРЖДАЮ:        
Народный Комиссар Путей Сообщения
М.Л. Рухимович. 12 августа 1931 г.

   «Положение о коммерческом подотделе эксплуатации отдела, эксплуатационного района железной дороги»:

УТВЕРЖДАЮ:          
Народный комиссар Путей Сообщения
М.Л. Рухимович. 12 августа 1931 г.

     «Положение о коммерческом отделе дирекции железной дороги».

Список
Лучших ударников по МК- 7 (станции Великие Луки).

   Фамилия, имя, отчество.                                                                                    Характеристики
  Островский Игнатий               12 лет производственного стажа, один из лучших ударников, составитель поездов станции Великие Луки. Член ВКП(б), общественник.
  Ткаченко Иван            5 лет производственного стажа - ударник, выдвинут из грузчиков на должность весовщика станции Великие Луки, беспартийный, активный общественник.
  Вашитов Андрей         8 лет производственного стажа, сцепщик поездов станции Великие Луки, из рабочих. Беспартийный, общественник.
  Подобулкин Константин 19 лет производственного стажа, сцепщик поездов станции Великие Луки, работал по колхозному строительству в счет 25-тысячников. Член ВКП(б). Активный общественник, ударник на производстве.
  Захаров Александр Захарович   21 год производственного стажа, старший дежурный по станции Великие Луки. Один из лучших ударников, первый зачинщик социалистического соревнования, за что имеет диплом. Беспартийный. За активную общественную работу неоднократно премировался.
  Иванов Михаил 18 лет производственного стажа, кондуктор станции Великие Луки, член ' ВКП(б). Лучший работник резерва, активный общественник.
 
  С 24 по 27 июня 1931 года в Москве состоялся IV дорожный Съезд Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги с отчетным докладом НКПС:
«Железнодорожный транспорт и его очередные задачи» Резолюция по докладу т. Рухимовича и содокладу т. Андреева, принятая пленумом ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. (Великолукский архив, дело Р-545, оп. 1, ед.хр. 158).
  1. Из доклада (выписки): за первые два года пятилетки грузооборот железных дорог СССР вырос с 156 млн. т в 1929 году до 238 млн. т в 1930 году, против 132 млн. т в 1913 году, превысив, таким образом, довоенный уровень на 80%.
  Одновременно бурно растут и пассажирские перевозки: в истекшем 1930 году железнодорожным транспортом перевезено 557 млн. человек против 291 млн. в 1928 году и 185 млн. человек в 1913 году.
  По выполненной грузовой работе железнодорожный транспорт СССР занял первое место в мире. В 1930 году железные дороги СССР выполнили 133 млрд. т/км против 61 млрд. т/км в Германии.
  2. Указанный рост работы железнодорожного транспорта основан как на увеличении его материально-технической базы, так, особенно, и на улучшении использования ресурсов железнодорожного транспорта.
  За период существования Советской власти построено и сдано в эксплуатацию по 1930 год 12,8 тыс. км новых железных дорог.
  Это увеличение материальной базы сопровождалось значительным ростом качественных показателей работы транспорта. Среднесуточный пробег товарного вагона в 1930 году составил 93,4 км, против 72 км в 1913 году; пробег товарного паровоза -153 км в 1930 году против 119 км в 1913 году.
  3. Однако, несмотря на несомненные успехи в работе железнодорожного транспорта, темпы роста его не соответствовали темпам развёртывания социалистического строительства страны, в результатах чего транспорт» стал узким местом в народном хозяйстве.
  Далее по разделам:
  I. Задачи реконструкции транспорта...
 II. Новое железнодорожное .строительство...
 III. Осенне-зимние перевозки:
  А) по тяговому хозяйству;
  Б) по движению:
    а) принять решительные меры к ликвидации опозданий пассажирских поездов и следование товарных поездов по расписанию;
    б) обеспечить повышение квалификации и улучшение подбора диспетчерского аппарата и работников станций;
    в) и других мероприятий.
  В) по усилению пропускной способности:
    а) строительство вторых путей на однопутных участках с наиболее интенсивным движением;
    б) укладка тяжёлых рельсов;
    в) содержание верхнего строения пути и т. п.
  Г) по водоснабжению.
 IV. Материально-техническому снабжению железнодорожного транспорта.
 V.  По заводам ВОРЗ.
 VI. О хозрасчете на транспорте.
 VII. Планирование перевозок и взаимоотношение транспорта с клиентурой.
 VIII. По организационной структуре.
 IX. По заработной плате и жилищно-бытовым вопросам.
 X. О профессиональной и партийной работе на транспорте.
   Съезд представлял от станции Великие Луки Кондаков М.П. - председатель местного комитета и Захаров А.З. - кондуктор.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS