|
Из истории одной станции
[Прогулка в прошлое]
У железнодорожников есть изречение «Город начинается с вокзала».
Восстановленный после Великой Отечественной войны, капитально перестроенный в
1960-х годах, принадлежавший Николаевской (ныне Октябрьской железной дороге),
начинает свою биографию с 1907 года. После того, как он стал общим для
акционерной Московско-Виндавской и государственной Николаевской железных дорог, в
построенном ранее деревянном здании вокзала (находящемся на месте нынешней
автобусной остановки) на Привокзальной площади открылась школа для детей
железнодорожников. Она просуществовала до 1936 года, когда учащиеся были
переведены в новые школы №№ 11 и 33 (в послевоенное время школа № 70). Здание
сгорело в годы войны.
Памятник В.И. Ленину на Привокзальной площади был открыт в 1954 году,
реконструирован в 1966.
Фотография строящегося вокзала
Неподалеку от железнодорожного вокзала находится так называемый «бункер фон
Засса». В этом построенном перед войной советском командном пункте и
бомбоубежище устроил свой штаб фашистский комендант Великих Лук подполковник
барон фон Засс. Здесь он был пленен 16 января 1943 года. В настоящее время он не
используется, так как во время пленения стены помещения получили деформацию
взрывами, из-за чего затоплено водой. Пройдя по правой части моста через
железнодорожные пути и спустившись вниз, мы окажемся между стадионом «Экспресс»
и Домом культуры имени В.И. Ленина. До войны на месте стадиона находилась
деревня Собакино. Сам же стадион, с трибунами на 5500 мест, построен в конце
1960-х годов. История ДК имени Ленина начинается с 1927 года, когда для заводчан
Главных железнодорожных мастерских был построен двухэтажный, с одноэтажным
кинозалом, рабочий клуб. В нем действовало много детских и взрослых кружков и
секций, спортзал, библиотека, радиоузел. Рядом оборудовали танцплощадку. Во
время войны клуб был почти полностью разрушен, красивое нынешнее здание ДК
открыто в 1956 году.
Перейдя загрязненную речушку Ситовку (от славянского «сито» - камыш), именуемую
также «теплой канавой», справа увидим мемориальный комплекс локомотиворемонтного
завода, посвященный заводчанам - участникам революций, гражданской и Великой
Отечественной войн. В дореволюционные и предвоенные времена на этом месте
располагалась железнодорожная поликлиника.
Продолжим свой маршрут по улице Малышева, названной в честь известного
государственного деятеля, детство и юность которого связаны с нашим городом.
Прежнее название улицы - Красный Поселок. Данная территория, хотя и начала
заселяться довольно рано, в городскую черту вошла только в 1926 году и еще долго
оставалась далекой окраиной, а её связь с центром Великих Лук была очень слабой.
Рядом с мемориалом находятся заводоуправление и корпуса одного из старейших и
крупнейших предприятий нашего края - Великолукского локомотиворемонтного завода
имени 50-летия СССР, имеющего славную и богатую историю. В связи с прокладкой
через Великие Луки Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на так
называемом Волчьем болоте в четырех километрах от города в 1898 году началось
строительство Главных железнодорожных мастерских, в которых должен был
ремонтироваться подвижной состав дороги. 10 сентября 1901 года состоялась их
приемка и открытие. Мастерские являлись самым современным по тем временам предприятием: они располагались на площади в 20
гектаров, имели 7 цехов, собственную электростанцию, водопровод, канализацию и
паровое отопление. Работало в них свыше 500 человек. История ЛРЗ хорошо
отражена в изданных книгах и газетных публикациях. А свой столетний юбилей
завод отметил недавно. В 1970 году, к столетию со дня рождения В.И. Ленина,
перед центральной проходной был открыт бронзовый памятник вождю мирового
пролетариата.
Далее по улице Малышева, с правой стороны, которой за домами и бетонным забором
тянутся заводские постройки, в довоенное время располагались невзрачные
различные строения: небольшая башня над артезианской скважиной, ледник... Более
внушительно выглядели два одноэтажных дома, построенные еще до революции для
заводского начальства. В видоизмененном виде (сейчас двухэтажные) они
сохранились. Рядом с одним из домов находился небольшой, но очень уютный сад,
где любили играть местные ребятишки и молодежь. ТЭЦ (тепловую электроцентраль)
построили только в 1936 году с помощью ленинградских специалистов. До этого на
ее месте находился дровяной склад. Возле ТЭЦ от улицы Малышева под острым углом
на восток к деревне Лычево отходит улица, которая носит имя крестьянина из
деревни Куракино Героя Советского Союза Матвея Кузьмина, в феврале 1942 года
повторившего подвиг Ивана Сусанина. До 1965 года улица называлась Ориглодовской.
В начале улицы Матвея Кузьмина находится еще одно дореволюционное промышленное
предприятие - кирпичный завод (первый кирпичный). Он был построен в 1896 году
немцем инженером М.И. Бреслауэром (переделанным великолучанами в Брусляева) и
являлся одним из крупнейших в губернии. На заводе имелся паровой двигатель,
работало 72 человека и производилось до 2-х миллионов кирпичей в год.
Напротив завода, на левой стороне улицы, стояли два двухэтажных крытых
черепицей «брусляевских дома». Бреслауэр, будучи не только предпринимателем, но
и домовладельцем, имея ряд домов в районе железнодорожного узла, сдавал их внаем
жильцам. После революции дома были национализированы, но сохранили свое
название. Они сгорели в годы войны.
Улица Малышева и ул. Матвея Кузьмина, пересекаясь у кирпичного завода и ТЭЦ,
переходят в улицу Новоселенинскую, возникшую в 1940-х годах при перепланировке
поселка Новоселенино. Единственное строение, привлекающее на ней сегодня
внимание, - это заводская баня (ныне муниципальная). Построенная еще в начале
XX века, она и поныне выполняет свои функции. Кстати, уже упоминавшая «теплая
канава» свое название
получила именно от бани, которая сливала свою использованную воду в речушку,
отчего та не замерзала даже зимой.
Новоселенинская улица выводит нас к берегу речки Лазавицы и Лазавицкому
железнодорожному переезду (лаз - по-славянски брод). Ныне Лазавица загрязнена
промышленными стоками, а еще в начале 1960-х годов в ее чистой прозрачной воде
ловилась рыба, купались дети и взрослые.
Через речку построены еще в конце XIX - начале XX веков два железнодорожных
моста. Нижний принадлежал Московско-Виндавской, а верхний Николаевской железным
дорогам. Сейчас обе линии между Лазавицким и Самарским переездами связывает
«бабья ветка» (её строили в 1930-е годы тачками и лопатами только женщины).
Большую впадину, через которую проходит железнодорожная насыпь, во время боев за
город называли «оврагом смерти», так как при форсировании реки Лазавицы,
превращенной немцами в мощную оборонительную линию, здесь погибло много наших
воинов.
За Лазавицким переездом, вправо, параллельно путям идет дорога на
железнодорожный вокзал. До революции пассажиров по ней возили извозчики и
дилижанс (крытая повозка, запряженная парой лошадей, способная вместить десяток
людей). А перед самой войной от вокзала до центра города был пущен небольшой
автобус.
Пройдя под железнодорожным мостом (слева находится великолукский автовокзал,
построенный в 1966 году, а справа - с дореволюционных времен по конец 1930-х
годов был «сад 14 участка» - место отдыха жителей железнодорожного узла), улица
Новоселенинская упирается в проспект Гагарина.
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|