Из истории одной станции
[Политические события]

 В Великих Луках, насчитывающих в начале XX века всего около 9000 жителей, было много питейных заведений, двенадцать церквей. Но к другому тянулись рабочие. С интересом слушали они рассказы товарищей о том, как бастуют в Петербурге и Москве, как борются с притеснениями администрации рабочие Главных паровозных и Главных вагонных мастерских Николаевской дороги.
  Было начало XX века. Назревали бурные события, всколыхнувшие всю Россию. Уже в 1903 году в Великих Луках возникла социал-демократическая группа, вошедшая в состав Псковской организации РСДРП. Великолукские социал-демократы были связаны с Московским комитетом РСДРП. Они вели активную пропаганду среди железнодорожников, интересовавшихся политическими событиями в стране и марксистской литературой.
  Трагические события на Дворцовой площади в Петербурге 9 января 1905 года всколыхнули страну. В знак протеста против кровавых событий повсюду начались забастовки и демонстрации. Прокатилась волна протеста и по Псковской губернии. Одними из первых откликнулись на события 9 января рабочие Великолукских железнодорожных мастерских. Они начали забастовку 3 февраля 1905 года. В состав забастовочного движения, кроме рабочих железнодорожных мастерских, также входили: помощник начальника участка службы пути Б.Н. Кректышев, счетовод А.Ф. Социловский и врач В.В. Булычёв.
  Летом 1905 года за городом на реке Ловати продолжались сходки рабочих. В них приняли участие до 300 человек, преимущественно рабочие железнодорожных мастерских, а также учащаяся молодежь, железнодорожные служащие. О размахе революционного движения, охватившего Великие Луки в дни Октябрьской стачки, свидетельствовала мощная демонстрация, организованная в городе 19 октября после опубликования царского манифеста.
  Муниципальное учреждение культуры «Краеведческий музей города Великие Луки» (Д. 3, с. 21.) любезно представил материал:
  Псковский губернатор 11 октября получил от Великолукского уездного исправника телеграфное сообщение: - «Рабочие Великолукских мастерских забастовали. Сообщение поездами от Москвы приостановлено».
  Две роты солдат, прибывшие из Витебска, пытались восстановить движение поездов. Находившиеся в Новосокольниках посланцы Великолукских железнодорожных мастерских твердо заявили, что поезда пропускать не будут.
  В выпущенном обращении-прокламации Великолукской организации РСДРП содержались призывы присоединиться к Всероссийской Октябрьской политической забастовке.
  «Гулко разнёсся боевой клич рабочего класса, призывающих всех честно мыслящих к защите своих прав. Самодержавное правительство в потоках крови хочет утопить стремление рабочих улучшить свое экономическое и политическое положение... Дружно и стойко, товарищи, будем держаться во время нашей забастовки. Всем российским пролетариатом составим грозную силу, против которой не устоит самодержавное правительство».
  Настроение в городе было напряженное. Все чего-то ждали. Около 11 часов вечера 17 октября по городу разнесся слух, что есть манифест о «свободе». На следующий день слух окреп, стало известно, что состоится большой митинг в мастерских, где соберутся рабочие со всех предприятий. 18 вечером забастовали учащиеся железнодорожного училища, 19 - реального училища и женской гимназии. 19 октября на двухдневном митинге начальник мастерских огласил небезызвестный царский манифест. Многие и на этот раз поверили царю, но многие другие предупреждали собравшихся, что манифест не что иное, как хитрый манёвр, ловушка.
  Митинг закончился постановлением о проведении демонстрации. Рабочие выстроились в колонну по шесть человек и с песней «Смело, товарищи, в ногу!» двинулись к центру города. Впереди колонны развивалось красное знамя, на котором были написаны слова «Долой самодержавие!», «Да здравствует свобода!». Знаменосца окружали 10 рабочих, вооруженных револьверами.
  Около вокзала колонну попытались остановить жандармы, но под напором рабочих вынуждены были отступить. Демонстранты прошли по Торопецкой улице, затем по Никольской, свернули на Смоленскую, затем на Троицкую. Здесь их пытался остановить исправник Попов, но демонстранты столкнули его на тротуар. На торговой площади демонстрантов ждали черносотенцы, но напасть не решились и только на левом берегу Ловати, увидев подходящих солдат, черносотенцы бросились на демонстрантов. Исправник, пытавшийся вырвать знамя, был ранен рабочими, но подоспевшие полицейские всё же сорвали, знамя. Раздались выстрелы. Городовым был ранен рабочий Базенков. Озверевшие черносотенцы палками забили бухгалтера Петкевича, несколько человек сбросили с моста в Ловать.
  Демонстрация была разгромлена. Дарованные царём «незыблемые основы свободы» на деле оказались «свободой» для городовых и черносотенцев.
  Вечером начался еврейский погром, который длился два дня.
  Контрреволюция восторжествовала. 23 октября забастовка великолукских железнодорожников закончилась, но революционный накал не угас. Искра вновь грозила зажечь пламя борьбы.
  8(21) декабря утром на станции Великие Луки из Москвы была получена телеграмма с сообщением о том, что рабочие Петербурга объявили всеобщую политическую забастовку. Рабочие мастерских вновь забастовали.
  8 и 9 в паровозном цехе проходили митинги, где рабочие высказывались за то, чтобы не начинать работу до тех пор, пока правительство не удовлетворит всех требований рабочих, пока не будет созвано учредительное собрание и не будет полностью осуществлены обещания, данные в манифесте от 15 октября. В Дно было направлено до 50 человек рабочих с призывом поддержать забастовку, по городу расклеивались прокламации. Но активизировалась и охрана. 14 декабря ею были арестованы Кректышев, Курлин, Социловский, Экимашко и ещё три человека. 19 декабря - ещё 6 передовых рабочих и социал-демократов. Но несмотря на это забастовка продолжалась.
  В Великие Луки прибыл уполномоченный Министерства путей сообщения Фишер с заданием проверить рабочих и возобновить работу. Однако рабочие отказались. В качестве условий для возобновления работы они потребовали освобождения арестованных, оплаты за дни забастовки и гарантии, что забастовщики не будут подвергнуты репрессиям. Миссия Фишера закончилась безрезультатно. Тогда администрация пошла на крайние меры.
  Близилось Рождество, и рабочие разъехались в двухнедельные отпуска. 7(20) января, по возвращении из отпусков, их ждало у ворот объявление о закрытии мастерских и увольнении всех рабочих. Новый прием на работу был назначен на 10(23) января 1906 года.
  Многие рабочие предпочли уехать, чтобы найти новую работу в другом месте, а оставшиеся 10 января потянулись к воротам завода. Здесь уже были жандармы. Каждого рабочего сверяли со своими списками и бывших на подозрении тут же забирали и отправляли в жандармское отделение. Других просто не принимали на работу.
  Все обвиняемые по делу декабрьской забастовки, а их было 28 человек, были отданы под суд. Следствие тянулось около двух с половиной лет. 13-14 июля (26-27) 1908 года особое присутствие Петербургской судебной палаты в Великих Луках приговорило 15 человек к заключению в крепость и тюрьмы на различные сроки. Остальные были оправданы.
  Так закончился первый год «генеральной репетиции» Октябрьской революции в Великих Луках, где только что образовавшийся небольшой отряд промышленного пролетариата города дал достойный отпор царскому самодержавию.
  Разгром социал-демократической организации города в ходе первой русской революции, ядром которой явилась социал-демократическая организация железнодорожного узла, увольнение революционно настроенных рабочих из мастерских тяжело сказалось на рабочем движении города и узла в период между двумя революциями.
  Усиление реакции, увеличение мелкобуржуазной прослойки в среде рабочего класса мастерских привело в конечном итоге к укреплению в мастерских меньшевистского влияния, что обусловило значительный революционный спад.
  Но введенные в заблуждение меньшевиками рабочие мастерских в большинстве своём остались верны пролетарским традициям.
  После поражения Декабрьского 1905 года вооруженного восстания союз железнодорожников ушёл в подполье. Но в 1905 году это была ещё большая сила. Только Великолукский комитет союза железнодорожников объединял 270 рабочих. В общей же сложности на всей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге насчитывалось 12 таких комитетов.
Вот что, в частности, говорилось о деятельности Великолукского комитета в следственных и судебных документах «по делу о забастовке рабочих Главных железнодорожных мастерских» 17 апреля 1906 года:
  «По делу о забастовке рабочих Великолукских железнодорожных мастерских, а он объединял всех железнодорожников на станции Великие Луки (Примечание автора) выяснено, что бывший во главе образовавшегося в мастерских преступного общества комитет, состоящий из 11 лиц, стремился к изменению существующего в государстве строя. По делу установлено, что комитет имел в своем распоряжении склад холодного и огнестрельного оружия и ведал также кассой, которая образовалась из ежемесячного взноса каждым рабочим одного процента из получаемого жалования. Члены комитета не отрицают существования среди рабочих боевой дружины». (Гос. архив Псковской области. Ф. 57. ОП. 1. Д. 13. Л. 20.)
  О деятельности комитета говорится также в приговоре Санкт-Петербургской судебной палаты от 13-14 июня 1908 года.
  «Приговором особого присутствия Санкт-Петербургской судебной палаты с участием сословных представителей.... признано доказанным, что в декабре 1905 года в городе Великие Луки Псковской губернии существовало сообщество, присвоившее себе наименование Великолукского комитета, составляющего одну из групповых организаций Всероссийского железнодорожного союза и заведомо для его участников поставившее своей деятельности достижение удовлетворения правительственной властью заявленных служащими на железных дорогах требований улучшения служебного их положения. Возбуждение железнодорожных служащих, мастеровых и рабочих к нарушению установленного правительственной властью расписания движения поездов Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и временному прекращению установленной правительством деятельности названной железной дороги посредством забастовки. Причем, в видах осуществления намеченных целей сообщество это вручило начальнику станции Великие Луки Розевскому письменное объявление о воспрещении выдачи и приема грузов, приёма и передачи правительственных и частных телеграмм и отправления поездов без особого на то каждый раз разрешения комитета и также письменно потребовало от того же начальника станции явки в комитет для объяснений по поводу поступивших на него - Розевского - жалоб на несоблюдение данных ему в этом направлении указаний, сносилось по вопросам, касавшимся забастовки, с другими существовавшими на линии комитетами и собирало с железнодорожных служащих и рабочих для своих надобностей и целей деньги».
  Читаем далее:
  «Инженер-технолог Михаил Александрович Курлин, 33-х лет, счетовод Андрей Францевич Социловский, 35-ти лет, инженер путей сообщения Борис Николаевич Кректышев, 27-ми лет, электротехник Николай Николаевич Харитонов, 37-ми лет, слесарь железнодорожных мастерских Александр Егорович Кузнецов, 22-х лет, токарь железнодорожных мастерских Иван Григорьевич Табачников, 22-х лет, признаны виновными в том, что они в декабре 1905 года в городе Великие Луки состояли участниками вышеописанного сообщества, зная о преследуемых ими противозаконных целей, причем Курлин, занимая должность помощника начальника Великолукских железнодорожных мастерских и будучи председателем вышеупомянутого Великолукского комитета, в видах достижения означенных целей собственноручно написал вышеуказанное требование явки начальника станции Розевского в заседание комитета для представления объяснения.
  Социловский в качестве члена того же сообщества и в видах достижения намеченных им целей вручил начальнику Великолукской железнодорожной станции Розевскому вышеозначенное объявление о приостановке движения поездов и почтово-телеграфной деятельности, а вышеупомянутые подсудимые Кректышев, Харитонов, Кузнецов и Табачников в качестве членов его сообщества и в видах достижения означенных целей публично на собраниях служащих и рабочих Великолукской станции и мастерских произносили речи, призывали к продолжению забастовки, объясняя её значение и цель.
  Тем же приговором студент Московского высшего технического училища Александр Васильевич Назимов, 20-ти лет, признан виновным в том, что он в период времени с 8 до 17 декабря 1905 года публично на собраниях железнодорожных служащих мастерских и станции Великие Луки произносили речи, возбуждавшие к учинению бунтовщического движения, призывая слушателей продолжать забастовку до ниспровержения самодержавного образца правления и замены его демократической республики, указывая на необходимость вооруженного восстания для успешной борьбы с правительством».
  Все обвиняемые были осуждены к заключению в крепость сроком от 4 до 8 месяцев. (Гос. архив Псковской области. Ф 20, 768. Оп. 2. Ед. хр. 3, 94. Л. 5, 510, 511).
  До 2 марта 1917 года в Великих Луках еще поддерживались старые порядки. Как обычно, железнодорожная жандармерия и городская полиция бесцеремонно обращались с рабочими. Непросто пришлось принимать различного рода решения начальнику станции Великие Луки Максимову. Но этому был положен конец. Из Петрограда приехала группа вооруженных рабочих из 50 человек и вместе с железнодорожниками, работниками других предприятий в течение дня разоружила верных самодержавию блюстителей порядка, выпустила из тюрьмы заключенных. Затем состоялся общегородской митинг, в котором приняли участие и солдаты Великолукского гарнизона.
  В тот же день, 2 марта, на имя начальника мастерских И. Блюма поступила телеграмма члена Государственной Думы Бубликова. В ней подтверждался факт отречения от престола царя Николая II, говорилось об образовании Временного правительства, а на промышленных предприятиях рабочих комитетов. Было в телеграмме и обращение к рабочим поддерживать спокойствие, воздерживаться от сведения личных счетов и «наступившую свободу встретить спокойно, организованно».
  Сложная в то время была обстановка в стране. Сложной она была и в Великих Луках. Как и в других городах страны здесь образовалось двоевластие. Временное правительство в городе и уезде представлял эсер А. Огуз. Уездная земская и городская управы, подчиняясь Огузу, были органами власти Временного правительства. Немного позднее был создан Великолукский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов, оказавшихся в руках эсеров и меньшевиков и активно поддерживающий политику временного правительства.
  В марте в Великолукских Железнодорожных мастерских был создан рабочий комитет, или, как его здесь называли, местный комитет. Это был по существу Совет рабочих депутатов. Во главе комитета стояли меньшевики и эсеры. Позднее, с появлением в мастерских большевиков, в местном комитете образовалась большевистская фракция, но численное преимущество продолжало оставаться ещё не за ними.
  Обстановка вынудила местный комитет расширить сферу своего влияния до станциях Себеж и Западная Двина. Комитет стал называться теперь районным. После Великой Октябрьской социалистической революции районный комитет влился в Великолукский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов.
  Самое главное требование рабочего класса России, которое выдвигалось еще раньше - до и после первой русской революции - установление 8-часового рабочего дня. Но вот произошла Февральская буржуазно-демократическая революция и Временное правительство словно забыло об этом требовании. Молчали меньшевики и эсеры, руководители местного комитета железнодорожных мастерских. И только настойчивое требование рабочих мастерских заставило местный комитет и администрацию принять меры к сокращению рабочего дня.
  В апреле 1917 года в Великолукских железнодорожных мастерских явочным порядком был введен 8-часовой рабочий день.
  В апреле в Великие Луки приехала из Петрограда член партии большевиков А.Э. Капман. Она привезла текст апрельских тезисов В.И. Ленина, другую большевистскую литературу. С её участием в городе был образован «Коллектив сочувствующих большевикам» - практически большевистская организация, 120 членов которой в сентябре 1917 года получили партийные билеты.
  «Коллектив сочувствующих» избрал партийное бюро. Его возглавил рабочий железнодорожных мастерских П.И. Слесарюк, вышедший вместе с другими из меньшевистской организации.
  Летом 1917 года «Коллектив сочувствующих» создал из рабочих железнодорожников народную дружину в 65 человек. За Рябиками, на окраине города, была оборудована специальная площадка для проведения стрельб. Дважды в неделю рабочие обучались там стрелковому делу.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS