Из истории одной станции
[Новые проблемы]

  К 1924 году сформировалась определенная структура управленческих железнодорожных организаций на узле Великие Луки. Великолукский архив, ф. Р-100. О. 1. Ед. хр. 413, сохранил «Сведения, имеющихся в городе и станции Великие Луки государственные, промышленные и другие предприятия».
  №№ п.п.    Наименование организации                                                                         Место нахождения
  ...31.           Главные мастерские Белорусско-Балтийской ж. д.                                    При ст. В. Луки
     32.           8-й участок службы тяги Октябрьской ж.д.                                                 - « -
     33.          13-й участок службы пути Октябрьской ж.д.                                               - « -
     34.          8-й участок службы связи Октябрьской ж.д.                                                - « -
     35.          4-е отделение службы эксплуатации Окт. ж.д.                                            - « -
     36.         Учкпрофсож Октябрьской ж.д.                                                                       - « -
     37.         Управление коменданта станции Октябрьской ж. д.                                   - « -
     38.         25-й участок службы пути Белорусско-Балтийской ж. д.                            - « -
     39.         19-й врачебный участок Октябрьской ж. д.                                                  - « -
     40.         6-й врачебный участок Белорусско-Балтийской ж. д.                                 - « -
     41.         Контора технического агента 9-го участка Белорусско-Балтийской ж. д. - « -
     42.         УЧ.Т.П.О. Октябрьской ж. д.                                                                          - « -
     43.         УЧ.П.Т.О. Белорусско-Балтийской ж. д.                                                       - « -
     44.         Материальный склад Октябрьской ж. д.                                                       - « -
     45.         Управление начальника охраны 4-го района Окт. ж. д.                              - « -
     46.         Контора начальника станции Белорусско-Балтийской ж. д.                      - « -
     47.         Контора начальника станции Октябрьской ж. д.                                         - « -
     48.         Агрослужба Октябрьской ж. д.                                                                       - « -
     49.         Управление Г.П.У. Октябрьской ж. д. и Белорусско-Балтийской ж. д.     - « -
   Данные от 9 февраля 1924 года.
   Значимость стабильной работы железнодорожного транспорта с его начала по настоящее время влияла на экономику всех отраслей хозяйства страны. Поэтому любые сбои в ритмичной работе транспорта, на любом участке пути, отрицательно отражались в снабжении продовольствием населения, военных действиях молодой Красной Армии, работе заводов, других промышленных предприятий и сельского хозяйства.
   В годы восстановительного периода и предвоенных пятилеток вопросам безопасности движения поездов на железных дорогах уделялось значительное внимание. В 1919 году вышло «Положение о происшествиях», в соответствии с которым данные о крушениях и авариях ввели в отчетность и статистику по сети железных дорог. В 1921 году утверждены первые после революции «Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования» (ПТЭ). Вышли приказы НКПС о порядке инструктирования работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, о медицинском обследовании бригад перед отправлением поездов, о форменной одежде. Перед поездными диспетчерами, дежурными по станции, машинистами, работниками служб пути и вагонного хозяйства была поставлена задача: не допускать предпосылок для возникновения столкновений и сходов поездов с рельсов - наиболее опасных и тяжёлых происшествий на железных дорогах.
  Предметом заботы управлений дорог было совершенствование устройств СЦБ и связи, от которых во многом зависит безопасность движения. За годы первой мировой и гражданской войн была разрушена значительная часть этих устройств, в том числе большое количество централизованных стрелок, блок механизмов и электрожезловых аппаратов. К 1924 году большинство устройств СЦБ восстановили и частично усовершенствовали.
  И всё же, несмотря на принимаемые меры, уровень аварийности на железных дорогах оставался крайне высоким, что видно из таблицы.

Данные о происшествиях на железных дорогах в 1923-1931 годах*

Годы Количества аварий и крушений
всего  отнесённое на 100000 поездо/км.
1923 8976 6,2
1924 13541 7,71
1925 14069 6,50
1926 19135 6,61
1927 19734 6,27
1928 16007 4,80
1929 20783 5,28
1930 32323 7,72
1931 43015 10,09

   * См.: Зауэр А.Ф. Происшествия на железных дорогах, их причины и меры предупреждения. М.: Гострансиздат, 1932 год.
    Немало было крушений с человеческими жертвами и большими материальными потерями. Например, 22 октября 1924 года на перегоне Изоча - Невель Северо-Западных железных дорог в результате схода вагонов поезда № 110 из-за неисправности ходовых и упряжных частей подвижного состава было разбито 18 вагонов.

Последствия крушения поезда № 110 на перегоне Изоча - Невель 22 октября 1924 года

  Снежные и холодные зимы предыдущих лет выявили все недочеты в организации работы по борьбе со снежными заносами и другими происшествиями.
  Чтобы не допустить нежелательных явлений по этому вопросу, было принято ряд действенных мероприятий руководством Н.К.П.С. и местными властями для срочной ликвидации последствий.
  Великолукский архив сохранил (Ф. Р-100, оп. 1, ед. хр. 392, л. 3-19 и ед. хр. 475, л. 31) документы 24-го участка службы пути М.Б.Б. железной дороги и Великолукского уезда Псковской губернии, в которых расписаны все действия причастных лиц в подобных ситуациях.

ВЫПИСКА
Из официального Отдела «Вестника Путей Сообщения»
№ 614 Москва 2-го декабря 1924 года.
II. Распоряжения центральных учреждений Н.К.П.С.
                                                                                            Код №6114

    ПРИКАЗ по народному комиссариату путей сообщения, народному комиссариату внутренних дел РСФСР и объединённому государственному политическому управлению о порядке обеспечения железных дорог рабгужсилой для борьбы  со снежными заносами в зиму 1924-1925 года.
                                                                                                                                                              29 ноября 1924 года № 2306.
  Начальнику Южного округа путей сообщения, всем председателям правлений и начальникам железных дорог;
  Всем областным и губернским администрациям, отделам, уездным управлениям милиции и волисполкомам, прилегающим к железнодорожным путям сообщения;
  Всем политуправлениям и транспортным отделам политуправления;
  Копия: всем губисполкомам и губэкономсовещаниям или губотделам внутренней торговли и уисполкомам.
  В целях успешного снабжения железных дорог рабгужсилой для борьбы со снежными заносами в течение зимней компании 1924-1925 года НКПС, НКВД РСФСР и ОГПУ приказывает:
  1. ...(в порядке добровольного найма ... обеспечить...)
  2. (описывается, в каких случаях привлекается недостающее количество до потребной рабгужсилы)
  3. (устанавливаются сроки составления планов).

ПЛАН
снабжения рабгужсилой 24-го участка службы пути М.Б.Б. ж.д.
в пределах Великолукского уезда Псковской губернии
в порядке трудгужповинности для зимней компании
1924-1925 года, в случае возникновения стихийных бедствий ввиду снежных заносов

Пункт сбора рабгужсилы В чьё распоряжение поступила рабгужсила От какого с/совета и места расположения канцелярии Наименование закреплённых деревень Количество рабочих подвод Примечание
Зиновьевская волость
Калининская волость

Начальник 24-го участка пути                  (подпись)

  Такие же мероприятия были проведены на 1926-1927 и последующие годы.
  Большую работу в восстановлении народного хозяйства на железнодорожном транспорте выполняли профсоюзы всех уровней. Была поставлена цель вернуть на транспорт бывших опытных железнодорожников, что впоследствии отразилось на оперативной работе железных дорог. Многие работники со временем превратились в семейные династии железнодорожников, дошедшие до наших дней. Об этом говорят архивные документы.

УЧКПРОФСОЖ - 7
 (Участковый районный профсоюз)

  При сём препровождается:
  Заполненный регистрационный листок с заявлением и справкой о службе на:
1. тов. Степанова Михаила;
2. тов. Короленко Анну;
3. тов. Малышева Владимира;
4. тов. Ефимова Федора;
5. тов. Конькова Василия;
6. тов. Малышева Тимофея;
7. тов. Смирнова Александра;
8. тов. Кондратьева Василия;
9. тов. Маркелова Федора;
10. тов. Егорова Ивана;
11. тов. Федюкова Александра;
12. тов. Барабанова Александра;
13. тов. Зуева Павла;
14. тов. Григорьева Ивана;
15. тов. Макаренкова Гавриила;
16. тов. Петрова Семена;
17. тов. Куприянова Петра;
18. тов. Ладзан Людвига;
19. тов. Нагорного Севостьяна;
20. тов. Клипикова Ивана;
21. тов. Степанова Петра;
22. тов. Остроумова Семена;
23. тов. Нагаева Василия.
  Указанные выше товарищи приняты (из строительных организаций) на общем собрании рабочих и служащих МК - 7 (местном комитете станции Великие Луки) 7 октября 1925 года.
  В делах архива сохранилась штатная ведомость того времени.

ШТАТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
 IV Отделения отдела комплектаций
1926/1927 год
Станция Великие Луки 1-го класса.

  Начальник станции - 1, старший дежурный по станции - 1, дежурный по станции - 3/1, конторщик - распорядитель движения - 4/1, младший составитель - 4/1, сцепщик - 4/1, старший стрелочник - 3/1, младший стрелочник - 15/5, ламповщик - 1, станционный сторож - 9/2.
   Итого по очереди № 66 - 45/12.
   Кассир товарный - 1, кассир багажный -3/1, кассир билетный - 2/1, помощник товарного кассира - 1, агент передачи - 1, коммерческий конторщик - 2, весовщик - 4/1, таксировщик - 1, делопроизводитель - 1.
   Итого по очереди № 67 - 16/3.
   Всего по очереди № 66 и 67 - 61/15.

Диспетчерская часть

  Кондукторы входили в состав конторы отделения. Всего кондукторов с руководством и нарядчиками - 227 человек.
  Далее по 23-му участку пути - 218 человек. И т. д.
  В 1927 году в марте месяце было незначительное сокращение штата.

ШТАТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
1925/1926 год                          Очередь №63

Диспетчерская часть

  Старший дежурный по отделению - 1, младший дежурный по отделению - 3/1, помощник дежурного по отделению - 3/1.

Контора отделения

  Начальник отделения - 1, помощник начальника отделения - 1, Ревизоры эксплуатации - 3, инженер для технических занятий - 1, начальник конторы отделения - 1, помощник начальника конторы отделения - 1, делопроизводитель - 1, старший счетовод - 1, счетоводы первого разряда - 3, счетоводы второго разряда - 2, старший конторщик - 2, конторщики - 6, сторожа конторы - 2.

Кондукторская служба

     Заведующий кондукторскими бригадами - 1, нарядчик - 3, конторщики - 1.
                                                                                                                                           Итого по очереди № 63 - 35/2

Великолукский резерв

Очередь № 72                                                            

Кондуктора пассажирских поездов

  Главные кондуктора - 3, старшие кондуктора - 3, младшие кондуктора - 3, кондуктора - фельдшера - 3.

Кондуктора товарных поездов

  Главные кондуктора - 1, старшие кондуктора - 1, младшие кондуктора - 4, раздатчики - 3.

Начальник 4-го отделения отдела эксплуатации ТУРСКИЙ.         

  За годы Советской власти многие рабочие железнодорожники были выдвинуты на административно-хозяйственную работу. Особенно широкий размах такое выдвижение получило в годы индустриализации. Это требовало и производство, и общественно-политическая обстановка в стране. За десять месяцев 1927 года на административную работу на Октябрьской дороге выдвинули 248 человек. Многие выдвиженцы заняли руководящие должности и успешно справлялись с порученным делом. К концу 1927 года из восемнадцати начальников отделов семь являлись выдвиженцами, из девяти начальников участков тяги было пять выдвиженцев.
  Как результаты таковой работы на дороге изобретательство приобрело широкий размах. За период с 1-го октября 1927 года по 1-е октября 1928 года поступило 258 предложений по изобретениям и рационализации, а за последующие три месяца 1929 года поступило 163 предложения. В 1927-1928 году на Октябрьской дороге рабочие среди изобретателей составляли 63%.
  В период НЭПа Великие Луки стали административным и торговым центром, узлом двух железных дорог - Московско-Белорусско-Балтийской и Октябрьской. От других городов Псковской губернии они отличались большим процентом рабочего населения и более широким размахом государственной и кооперативной торговли.

План города Великие Луки до 1927 года

  Великолучане в восстановительный период на рельсах НЭПа добились больших успехов. Вместе с трудящимися Советской страны восстановили разрушенное хозяйство. Был заложен фундамент для перехода к новому этапу социалистического строительства.
  В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 18 июня 1927 года 1 октября того же года в составе Ленинградской области был образован Великолукский округ из шести уездов бывшей Псковской губернии: Великолукского, Вележского, Невельского, Себежского, Торопецкого и Холмского. Включенные в состав округа уезды и волости были разбиты на 23 района.
  Настало время становления, поисков нового для выбора в определении главных задач у каждого человека-труженика. Стали искать новые формы достижения целей. Но самое главное: было уделено большое внимание железнодорожнику. Особенно это было заметно со стороны местных организаций (МК, РПС и др.).
     Из архива г. Великие Луки, дело Р-545, оп. 2, ед. хр. 61, л. 218.

Учкпрофсож - 7 станции Великие Луки
Бывшего ШТ (штатного телеграфиста) ст. Великие Луки
Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги
Филиппа Ивановича Пронтарского.

ЗАЯВЛЕНИЕ

  Убедительно прошу Вас принять активное участие в защите и восстановлении моих служебных прав, как члена союза, пострадавшего невинно.
  Если не представится возможным сохранить за мною должности ШТ на станции Великие Луки, то прошу Вашего содействия о предоставлении таковой должности на станции Москва Балтийский вокзал. Без понижения в окладе, где я рассчитываю на предоставление мне квартиры по положению, и на перевод учащихся моих детей в те же учебные специальные заведения, в котором они учатся в Великих Луках, дабы не оборвать их занятия.
  Во всяком случае, я согласен был бы больше в Москву на выше упомянутую должность ШТ, чем на какую-либо линейную станцию за исключением Великих Лук.
                               18/XI-27 года.                                                                                                      Ф. Пронтарский.
   На заявлении резолюция:
  ДК: Просить срочно принять меры к восстановлению на прежней работе, так как на месте не договориться.
       (подпись не разборчива).

  В то же время трудовая и производственная дисциплины были очень строгими.
    Архив г. Великие Луки, дело Р-545, оп. 2, ед. хр. 64, л. 77.

АКТ

  Первоначального испытания на определение на должность артельного старосты Алексеева Василия.
  Программа испытаний:
  1) Инструкции: старшего рабочего, путевого надсмотрщика, переездного сторожа, рем. рабочего, стрелочника - удов.;
  2) Положение о сигналах - удов.;
  3) Правила употребления и движения путевых вагончиков - неудов.;
  4) Предельное очертание приближения строений к рельсовым путям - удов.;
  5) Правила о постройках, складах, раскопках и рассадках вблизи железной дороги - удов.;
  6) Летний ремонт пути - неудов.;
  7) Зимний ремонт пути - неудов.;
  8) Снегоборьба - неудов.;
  9) Правила выдачи предупреждений на поезда - удов.;
  10) Умение изложить письменно сведения о прохождении службы - удов.;
  11) Порядок действий при проходе весенних вод и при возникновении ливней и лесных пожаров - неудов.;
   Примечание: Из заданных т. Алексееву при четвёртом разе испытания 50 вопросов он дал неудовлетворительный ответ на 18 вопросов, при чём неудовлетворительные ответы были преимущественно по вопросам летнего и зимнего ремонтов пути, это говорит о том, что т. Алексеев не имеет практического стажа, а поэтому комиссия находит Алексеева на должность артельного старосты не пригодным, как не выдержавшего испытания. Комиссия находит, Алексееву необходим практический стаж в должности старшего ремонтного рабочего до усвоения производства путевых работ.
    Председатель экзаменационной комиссии: ПЧИ - 14 Воль.
                              Члены:                                   ПС - 14 Пиотровский
                                                                             Пред. МК-6 Николаев
                                                                             ПредУЧК-6

20-28/Х-1927 года

  Там же, Л.366

ТЕЛЕГРАММА
 ДС Великие Луки.

  Вследствие повторного случая нетрезвого состояния на дежурстве ДСП Скоробогатова предлагается не допускать его к дежурству по движению, используя в качестве конторщика впредь до оформления смещения его установленным порядком.
     27/111-1927 года                           ДН-IV
                                                            ДНК - IV   (подписи)

(ДН - начальник отделения Отдела эксплуатации)

  1929 год для Великолукского округа и для всей страны был годом начавшейся широким фронтом коллективизации. Большую помощь крестьянству оказывали рабочие и служащие г. Великие Луки. Великолукская партийная организация выдвинула лозунг: «Все силы в помощь бедняцким хозяйствам, не слова, не пустые обещания, а действенная помощь бедноте».
  Горячо откликнулись на этот призыв рабочие Великолукского паровозного депо, ПВРЗ и других организаций узла.
  В мае 1929 года был проведен месячник по оказанию помощи деревенской бедноте. Рабочие депо для подшефной коммуны «Смена», Комаевского сельсовета, отчислили половину дневного заработка. На эти деньги для коммуны были приобретены плуги, бороны, библиотека сельскохозяйственной литературы и радиоприёмник. Рабочая бригада отремонтировала 38 плугов и несколько борон, были проведены два субботника.
  Рабочие паровозовагоноремонтного завода собрали 905 рублей для бедняцких хозяйств и организовали 4 рабочих бригады, которые выехали в подшефные сельсоветы: Дергановский, Мурахинский, Золотковский и Вележский для ремонта сельскохозяйственных машин и инвентаря. Эти бригады отремонтировали в сельсоветах 10 различных сельскохозяйственных машин, 275 плугов и 9 борон. В подшефные сельсоветы было направлено 9 библиотек с сельскохозяйственной литературой. Рабочие завода провели субботник, а заработанные деньги отдали бедноте для оплаты семенного материала.
  При активной помощи рабочих бригад начало развиваться в деревне социалистическое соревнование. Партия помогла колхозам кадрами организаторов, послав в деревню 25 тысяч рабочих, прошедших школу крупного социалистического производства. В их числе были и рабочие Великолукского узла.
  На железнодорожном узле и ПВРЗ стали создаваться ударные группы и бригады. В годы первой пятилетки ударничество стало основной формой соревнования масс.   Комсомольцы и молодёжь явились инициаторами ударничества. Они подняли трудовую активность и всех основных групп рабочих. С каждым месяцем увеличивалось число стахановцев. Имена знатных машинистов-стахановцев - В. Мейкстум, В. Зайцева, П. Варфоломеева, стрелочника Новикова Степана Георгиевича, дежурных по станции Козлова Ивана Михайловича, Башмакова Виктора Емельяновича, старшего дежурного по станции Бутовича Николая Владимировича, были известны далеко за пределами узла Великие Луки. Они водили тяжеловесные поезда на больших скоростях, увеличивали техническую скорость и имели большую экономию топлива, сокращали простои вагонов на станции, при этом обеспечивали полную безопасность движения, ускоряли оборот вагонов, сокращая время на переработку вагонов по формированию и расформированию поездов. За стахановскую работу коллективу депо было присуждено три раза переходящее Красное Знамя. К четвёртой годовщине стахановского движения в депо насчитывалось 345 стахановцев.
  По состоянию на март месяц 1937 года в городе Великие Луки проживало 40 тысяч человек, а по количеству населения город занимал четвёртое место в области (Калининской).

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS