Из истории одной станции
[Начало начал]

  После ввода в эксплуатацию участка Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и вагонных мастерских численно возрос и изменился состав рабочего класса в Великих Луках. Только железнодорожных рабочих, включая и работников станции, здесь насчитывалось в начале XX века более семисот. В основном это были выходцы из крестьян - так называемые отходники, которых не могла прокормить земля.
  Сведения об окладах на Балтийской и Псково-Рижской железной дорогах за 1907 год приводились выше. А вот на Северо-Кавказской железной дороге (Газета «Гудок» за 21.07.2006 г.) линейный сторож получал в 1903 году 18-20 рублей в месяц. Посмотрим цены на продукты (тот же 1903 год): «Мука пшеничная, пуд - 80 копеек. Мясо свежей бойки: 1-й сорт, пуд - 2 руб. 40 копеек; 2-й сорт, пуд - 1 руб. 60 коп. Рябчики за штуку - 25 коп. Молоко, ведро - 40 коп. Масло сливочное, фунт - 35 коп. Картофель, ведро - 10 коп». Наш линейный сторож может купить на свою зарплату сто рябчиков («Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний подходит, буржуй»). Но это такая же пустая социология, как подсчитывать, сколько устриц может купить сегодня на месячную пенсию российский пенсионер. Ну, двадцать устриц может купить...
  А как работал наш путевой обходчик? Позвольте привести заметку из газеты «Железнодорожная неделя» от 1903 года под названием «Трещина наклевывается»:
  «На Владикавказской железной дороге (видимо, и на других тоже) существует порядок, что линейный сторож, нашедший лопнувший рельс и своевременно заявивший об этом, награждается тремя рублями, если дело происходило днем, и пятью - если лопнувший рельс обнаружен ночью. При этом принимаются во внимание только рельсы, лопнувшие окончательно, рельсы же надтреснутые в расчет не принимаются. Порядок кажется хорошим, и ничего не остается желать лучшего. Но это именно только кажется.
  Вот вам для наглядности картинка.
  Идет по полотну дороги линейный сторож.
  - Куда пошел? - спрашиваю.
  - А вот до перелога, - отвечает сторож, - там, видишь, трещина наклевывается, так проведать бы надо.
  - Какая трещина?
  - Да никак месяца два назад я нашел там треснувшую рельсу; на подошве и гребне сквозная щель, а головка всё ещё цела.
  - Так нужно сейчас же заявить дорожному мастеру, чтобы переменил!
  - Эка ты, парень! Кто же сам себе злодей? Вот подождем немного, лопнет совсем, тогда и заявим. Тогда и трёшницу награды нам выпишут!
  - Да ведь это же опасно?!
  - Как же не опасно. Но и трёшница для нашего брата - тоже не баран чихнул!
  Думаю, что не многим отличались условия на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в то время.
  Условия труда и жизни машинистов, кондукторов, более квалифицированной части железнодорожных рабочих существенно отличались. Как правило, это были грамотные, профессионально подготовленные кадры, труд их оплачивался довольно высоко.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS