Из истории одной станции
[Князь - Михаил Иванович]

  Следует обратить внимание на большие объемы строительства железных дорог в начальный период в России. За всю историю страны оно велось впервые в разных климатических условиях. Руководителем такого исторического начала должен быть талантливый специалист, которым являлся в то время Михаил Иванович Хилков - управляющий Министерства путей сообщения.
   Более десяти лет, с 4 января 1895 года по 25 октября 1905 года, Министерство путей сообщения возглавлял князь Михаил Иванович Хилков (1834-1909 гг.). Современники знали его как человека высокой культуры, большого трудолюбия и ответственности, как специалиста в области железнодорожного дела.
  Окончив в 1854 году одно из привилегированных учебных заведений, Пажеский корпус, где получил разнообразное образование, он через три года в чине капитана уволился из армии и поступил на гражданскую службу в Министерство иностранных дел. Почти два года князь путешествовал по различным странам Европы и Америки, а возвратившись в Россию около двух лет служил мировым посредником в Бежецком уезде Тверской губернии.
  Вскоре предпринял новую поездку за границу, где поступил на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги в Южной Америке. Начав простым рабочим, благодаря своему труду и выдающимся способностям, он за четыре года работы в компании поднялся до начальника службы подвижного состава и тяги. Свою практику князь решил продолжить в Англии, где около года проработал слесарем на паровозостроительном заводе в Ливерпуле. В 1868 году акционеры открывшейся Курско-Киевской железной дороги пригласили Михаила Ивановича начальником тракции (подвижного состава и тяги) дороги. Затем он перешел на Московско-Рязанскую дорогу в той же должности.
  Наверное, по ходатайству своего однокашника по Пажескому корпусу генерал-лейтенанта М.Н. Анненкова, ставшего начальником строительства Закаспийской железной дороги, Хилков распоряжением главного штаба от 18 апреля 1880 года командируется в состав первого резервного железнодорожного батальона. Там он участвует в строительстве первого участка сложнейшей дороги в зоне пустыни и подвижных песков от Михайловского поста до Кизил Арвата протяжением 232 км. После вступления его в строй Хилков исполнял обязанности начальника службы тяги новостройки, а позднее был назначен управляющим Закаспийской железной дороги. Он выполнял эти обязанности в течение почти двух лет. 1 декабря 1882 года князь Хилков уехал в Болгарию. Болгарское правительство пригласило его на пост управляющего Министерством общественных работ, торговли и земледелия. За три года работы в Болгарии он внес значительный вклад в экономический подъем страны. Следующие семь лет жизни М.И. Хилкова были отданы Закаспийской железной дороге, на которой в апреле 1885 года по решению правительства России были возобновлены строительные работы, и в мае 1888 года она дошла до Самарканда, протянувшись на 1400 км. Хилков эти годы работал заведующим механической частью дороги, заместителем начальника строительства, а затем управляющим Закаспийской железной дороги.
  В 1892 году М.И. Хилков назначен правительственным директором Привисленской железной дороги. Затем последовательно он был начальником Орловско-Грязской и Ливенской, Самаро-Златоустовской, Оренбургской железных дорог. С 13 марта 1893 года по 4 января 1895 года работал главным инспектором российских железных дорог.
  4 января 1895 года князь М.И. Хилков назначен управляющим Министерством путей сообщения, а 2 апреля того же года утвержден в должности министра путей сообщения и произведен в тайные советники (чин 3-го класса соответствовал званию генерал-лейтенанта). Новому министру пришлось решать много сложных задач по развитию и эксплуатации путей сообщения. Прежде всего, велось большое строительство железных дорог. Кроме Транссибирской магистрали средствами и распоряжением казны строились новые железные дороги на окраинах страны, а также в северной и западной ее частях. В августе 1895 года Хилков выехал в Сибирь для «обозрения на месте хода работ» по сооружению железной дороги. Он знакомился с условиями строительства, «с личным составом работающих на месте инженеров». Проехал на поезде, судах и лошадях по новостройке от Челябинска до Иркутска. По его словам, весь ход работ произвел на него «очень благоприятное впечатление», а личный состав инженеров найден им «вполне удовлетворительным», что позволяет «с достаточным основанием рассчитывать на успешное и быстрое ведение дела постройки. Особое внимание было обращено на принадлежность основного поставщика рельсов Николаевского завода, на улучшение судоходных условий реки Ангары и переправе через Байкал. Министр признал осуществление паромной переправы через Байкал «весьма полезным как для постройки и для эксплуатации Забайкальской дороги, так и будущей
деятельности всего Сибирского железнодорожного пути. Подобные поездки министра на строительство Сибирской дороги были регулярными - за десять лет он совершил восемь таких поездок и о каждой специальными докладами отчитывался перед Николаем П.
  На постройке Забайкальской дороги в 1897 году произошло катастрофическое наводнение, равного которому не было более 200 лет. Вода поднялась выше максимальных расчетных горизонтов на 6,5 метра. В долинах рек Ингоды, Хилок, Шилки на протяжении 360 км вода затопила земляное полотно. Необходимо было внести значительные изменения в первоначальный проект. Потребовалось строить защитные сооружения, поднимать насыпи, укреплять откосы земляного полотна. М.И. Хилков доложил об этом императору и попросил его разрешить ему поездку на Забайкальскую дорогу. Придавая особое значение тому, чтобы работы в этой отдельной части стройки велись, возможно, энергично и, считая одним из существенных условий успеха надлежащую бодрость духа строителей... «в интересах дела лично ознакомиться на месте с настоящим положением работ, ободрить и поддержать энергию местной администрации».
  Поездка состоялась в январе 1898 года. Во время ее Михаил Иванович большое внимание также уделил повышению пропускной способности и ускорению движения поездов по Сибирской дороге. Он считал, что увеличение пропускной способности «является настоятельно необходимым не только по соображениям стратегическим, но вызывается также и необыкновенно быстрым экономическим развитием прорезаемого  Сибирской дорогой района». Только в 1897 году количество перевезенных грузов по Западно-Сибирской дороге выросло в два раза. По его мнению, когда дорога дойдет до Иркутска, количество предъявляемых к перевозке грузов «далеко превысит настоящую способность дороги». В своем докладе царю он обратил внимание «на исключительно неблагоприятные условия, в которых приходится работать строителям Сибирской дороги. Условия эти настолько тяжелы, что о них трудно составить себе понятие, не видав на месте, как живут эти люди».
  Два крупных события второй половины XIX века преобразовали жизнь на Сибирском тракте. Первое - изобретение телеграфа, что значительно ослабило значение почтовых станций, ямщиков и их троек. Второе - строительство транссибирской железнодорожной магистрали, которая поставила точку в истории сибирских трактовых тюрем - этапов и ускорила процесс разрушения патриархальных устоев деревень, расположенных вблизи «чугунки». (Писал Павел Роготнев в статье «Государева дорога»).
  Вопросы усиления пути находились в центре внимания Хилкова и при поездке на Сибирскую дорогу в начале 1902 года. К этому времени начался массовый выход из строя 18-фунтовых рельсов. Кроме того, 15000 этих рельсов требовали замены по износу. К этому времени на Сибирской и Забайкальской дорогах было более 1300 деревянных мостов. Они требовали замены и по своей несущей способности, и по их пожарной безопасности. По-прежнему не хватало подвижного состава для обеспечения требуемых размеров движения поездов. В заключение этого доклада Хилков писал: «Чем больше я знакомлюсь с делом Сибирской дороги, тем более прихожу к убеждению в предстоящем мировом значении этого пути и нахожу необходимым ускорить осуществление намеченных для дальнейшего его улучшения мероприятий». Для того чтобы Сибирская дорога приобрела значение мирового транзитного пути, по мнению Хилкова, необходимо возможную на ней скорость движения поездов довести до 1000 верст в сутки, что «достижимо в самом непродолжительном времени»...
  За десять лет, в течение которых М.И. Хилков возглавлял Министерство путей сообщения России, железнодорожная сеть страны выросла с 35,2 тыс. км до 60 тыс. км (почти по 2,5 тыс. км в год), а в 1899 году в строй вступило более 5 тыс. км. Грузооборот на железных дорогах за эти десять лет вырос более чем в два раза. Только в 1895 - 1902 годах было разрешено к постройке 130 железных дорог. В эти годы уделялось внимание и развитию водяных коммуникаций. В частности, была реконструирована Мариинская водная система протяжением 650 верст, для управления водяными сообщениями Сибири учредили новый Томский округ путей сообщения, в который вошли река Обь с притоками и Обь - Енисейский соединительный водный путь. В округ входили водные пути протяжением около 8500 верст. В связи со строительством Пермь - Котласской дороги, предназначенной для вывоза сибирского хлеба, проводили большие работы по строительству пристаней и подъездных путей на Северной Двине. Проводились работы по развитию морских портов на Черном и Азовском морях.
  При активном участии М.И. Хилкова в 1896 году было открыто Московское инженерное училище МПС - второе высшее учебное заведение по подготовке инженеров для транспорта и строительства. Значительное развитие получили технические железнодорожные училища, в которых большую часть обучаемых составляли дети железнодорожников, за счет средств МПС содержалось около 180 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 20 тыс. детей. По словам Хилкова, «надлежащая организация образования детей служащих нашей рельсовой сети, содействуя подготовке надежного контингента лиц для замещения в будущем различного рода должностей на железных дорогах, является, вместе с тем, весьма существенной помощью железнодорожным служащим и может укрепить нравственную связь их с местом служения». В центре внимания министра были и другие вопросы улучшения быта железнодорожников - принятие мер «к представлению им удобных и здоровых помещений», расширение и улучшение медицинского обслуживания железнодорожников (за 5 лет число медицинского персонала, больниц на дорогах возросло в 1,5 раза).
  М.И. Хилков уделял немалое внимание укреплению традиций на транспорте. Ему принадлежит заслуга учреждения профессионального праздника железнодорожников. Первые железные дороги общего пользования в России были построены в царствование Николая I. В сотую годовщину со дня его рождения 25 июня 1896 года в МПС и управлениях Царско-сельской, Николаевской (Петербург - Москва) и Варшаво-Венской железных дорог, построенных в годы его царствования, отмечали как праздник. На Петербургском и Московском вокзалах были установлены бюсты Николая I, при котором началось строительство железных дорог в России. Через несколько дней министр издал приказ, которым установил ежегодное празднование годовщины со дня рождения императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями железных дорог в России. В 1897 году праздник отмечали уже по всей стране. В годы советской власти традиция чествовать железнодорожников была возрождена постановлением правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Постановление это в июле 1936 года опубликовал «Гудок».
  Деятельность Михаила Ивановича на посту министра путей сообщения пользовалась авторитетом как среди общественности, так и в правительстве России и других государств. Об этом свидетельствуют многочисленные почетные звания и награды, которыми он был отмечен. Он был почетным гражданином городов: Архангельска, Царицына, Поти, Иркутска, Темрюка, Вятки, Жиздры, Тихвина, В. Устюга, Вологды, Череповца, Твери, Галича и Боровичей.
  Ему было присвоено почетное звание инженера-технолога, и он был избран почетным членом Петербургского технологического института. Совет Петербургского института инженеров путей сообщения избрал его почетным членом института и присвоил звание инженера путей сообщения.
  За заслуги перед отечественным просвещением Петербургская Академия наук избрала его Почетным членом. М.И. Хилков был кавалером многих отечественных и иностранных орденов.
  25 октября 1905 года М.И. Хилкова освободили от должности министра путей сообщения. Ему присвоили звание статс-секретаря и назначили членом Государственного совета, в котором он активно работал.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS