|
Из истории одной станции
[Главные задачи первых пятилеток]
Новый этап в хозяйственной и культурной жизни Великих Лук связан с принятием
первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1928 -1933 годы.
Основными задачами первых двух пятилеток было:
1. Превращение нашей страны из отсталой, аграрной в страну
с высокоразвитой индустрией;
2. Завершение технической реконструкции всего народного
хозяйства. Пятилетки определили также основные задачи в области культуры и коллективизации сельского хозяйства
(1926-1941 гг.).
Крупные частные железные дороги России фактически были изъяты у прежних
владельцев в первые же месяцы 1918 года. На большинстве частных железных дорог
было установлено рабочее управление. Декретом Совета Народных Комиссаров от 28
июня 1918 года о национализации крупной промышленности, включая железнодорожный
транспорт, было осуществлено юридическое оформление перехода частных железных
дорог в государственную собственность. В этот период около трех четвертей
бывших
частных дорог полностью или частично находились на захваченной врагами
революции советской территории.
Осуществляя ленинский план построения социализма, Коммунистическая партия
решительно взяла курс на индустриализацию страны, кооперирование сельского
хозяйства, культурную революцию. Курс на социалистическую индустриализацию
страны был принят XIV съездом партии (декабрь 1925 года).
К 1928 году довоенный (1913 г.) уровень промышленного производства РСФСР был
превзойдён на 40%, а производство продукции крупной промышленности возросло в
1,5 раза. Индустриализация имела решающее значение в подъёме всего народного
хозяйства. Важнейшим фактором индустриализации стали огромные масштабы
строительства.
Число построенных, восстановленных и введённых
в действие государственных промышленных предприятий
за период 1929-1941 гг.
РСФСР |
Число предприятий |
1-я пятилетка (1929-1932 гг.) |
1100 |
2-я пятилетка (1933-1937 гг.) |
2900 |
3,5 г. третьей пятилетки (1938 г. - 1-е полуг. 1941 г.) |
1700 |
Первый пятилетний план развития народного хозяйства и социально-культурного
строительства РСФСР был утверждён XIV Всероссийским съездом Советов в мае 1929
года и стал важнейшей частью плана общесоюзной пятилетки.
Число построенных, восстановленных и введённых в действие крупных
государственных промышленных предприятий
СССР |
Число предприятий |
1918-1928 гг. |
2200 |
1-я пятилетка (1929-1932 гг.) |
1500 |
2-я пятилетка (1933-1937 гг.) |
4500 |
3,5 г. 3-й пятилетки (1938-1941 гг., перв.
полугод.) |
3000 |
Первый пятилетний план трудящимися республики был выполнен. Производство
продукции промышленности РСФСР увеличилось за эти годы более чем в два раза.
Наиболее быстро развивались отрасли тяжёлой индустрии.
В итоге выполнения первого пятилетнего плана в стране был построен фундамент
социалистической экономики, создана техническая база для завершения
реконструкции всего народного хозяйства.
В период выполнения второго пятилетнего плана (1933— 1937 гг.), утверждённого
XVII съездом партии, в основном завершилась техническая реконструкция всего
народного хозяйства. Во многих районах РСФСР выросли крупные промышленные
предприятия. За 1933 - 1937 годы производство продукции промышленности Р.Ф.
увеличилось в 2,2 раза, а крупной промышленности - в 2,3 раза. Окончательно
укрепился колхозный строй.
К концу 2-й пятилетки было в основном построено социалистическое общество.
За три года 3-й пятилетки (1938-1940 гг.) продолжалось техническое вооружение
всех отраслей народного хозяйства, улучшалось размещение продовольственных сил,
росла оборонная мощь страны.
Основные показатели работы транспорта
|
1940 год в % к 1928 году |
|
длина транспортных линий |
отправлено грузов |
грузооборот |
Все виды транспорта |
в 2 раза* |
776 |
414 |
В т. ч. железнодорожный |
138** |
387 |
450 |
*- без морских и воздушных линий;
**- эксплуатационная длина.
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|