|
Из истории одной станции
ГЛАВА I
[Краткая историческая справка]
Посвящается живым и павшим
работникам железнодорожной
станции Великие Луки Окт.
ж. д.
В восьмидесятых годах XVIII века, когда ни в Европе, ни в Америке еще не
приступали к строительству железных дорог, на некоторых заводах России
укладывались рельсовые пути. Первые такие чугунные рельсовые пути длиной более
170 м были уложены на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске.
Талантливые русские мастеровые, работники Олонецких железоделательных заводов,
проложили рельсы из доменного цеха к расточному, куда после отливки тяжелые
орудийные стволы доставлялись для дальнейшей обработки.
В 20-х годах XIX в. передовые ученые и деятели России широко обсуждали вопросы
строительства железных дорог в стране. Инженеры путей сообщения
А.А. Каулинг и
А.А. Менелас посетили Англию, где воочию убедились в экономической выгодности
железных дорог, построенных для перевозки каменного угля. Русский прогрессивный
журнал «Московский телеграф» (№ 4 за 1826 г.) дал высокую оценку книгам
английских инженеров Н. Вуда, Ф. Треугольда и
Ф. Греца о железных дорогах и
отметил, что их распространение в скором времени должно «произвесть великие
изменения во внутренней торговле всех народов».
В 1830 г. в Англии была построена железная дорога между Ливерпулем и
Манчестером, где использовался новый паровоз Д. Стефенсона «Ракета».
В 1833-1834 гг. русские механики Е.А. и М.Е.Черепановы построили первый в России
паровоз для заводской железной дороги. Казалось бы, великий подвиг механиков
будет оценен, но «Журнал путей сообщения» не откликнулся на устройство рельсовой
дороги с паровой тягой. Тем не менее, жизнь шла вперед. Надобность в железных
дорогах ощущалась повсеместно. Книга профессора
П.П. Мельникова «О железных
дорогах», о которой говорилось выше, явилась своего рода ответом на нужды
промышленности по ускорению грузовых перевозок.
П.П.Мельников стал провозвестником нового вида
транспорта в нашей стране.
|
|
Черепанов Е.А.
(1774-1842)
|
Черепанов М.Е. (1803-1849) |
|
Дорога
Черепановых 1836 г. |
Во второй половине восемнадцатого века в России начал формироваться
капиталистический уклад. Развивалась промышленность, росли города, увеличивалась
торговая деятельность, усиливалась связь между отдельными губерниями. По мере
роста производства, расширения внутренней и внешней торговли все острее
ощущались проблемы транспортировки товаров и сырья. В середине 30-х годов XIX
века «летние гужевые привозы на долгих, т. е. на беспеременных лошадях» занимали
около 800 тыс. человек, а зимой в течение пяти месяцев - более млн. человек для
размещения плодов труда по всем пунктам России». (Гурьев В.П. Об учреждении
торцевых дорог и сухопутных пароходов в России, - СПб., 1836. - С. 15).
В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал
известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института
Франц Антон Герстнер, чех
по национальности, с целью начать строительство железных дорог в России. Он
хорошо знал состояние железнодорожного дела в Англии.
В январе 1835 г. Ф.А. Герстнер
был принят Николаем I и
произвел на монарха положительное впечатление. Составленная
Герстнером записка была передана «для
рассмотрения и доклада главноуправляющему путями сообщения
К.Ф. Толю, который образовал авторитетную
комиссию в составе генерал-лейтенанта К.И.
Потье (председатель), генерал-майора
А.Д. Готмана, полковника
Зеге фон Лауренберга и майора
П.П. Мельникова. Комиссии
надлежало дать заключение по предложениям предпринимателя».
В записке от 31 января 1836 г. Герстнер
изложил проект Царско-сельской железной дороги, а в марте опубликовал
специальную брошюру, в которой приводились экономические расчеты, строительные,
технические и другие характеристики будущей линии. В частности, на основании
статистических данных отмечалось, что по железной дороге будет проезжать не
менее 300 тыс. человек в год. Это обещало дать около 500 тыс. руб. чистого
дохода. (Герстнер Ф.А. О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга
в Царское Село и Павловск. СПб., 1836. - С. 39).
Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября)
1837 г. В то утро многочисленные жители столицы толпились на Семеновском плацу в
ожидании отправления первого поезда.
С открытием Царско-сельской железной дороги Россия стала пятой страной в
Европе и шестой в мире, построившей рельсовую дорогу общего пользования. Первые
годы эксплуатации этой линии показали, что она успешно функционировала в суровых
зимних условиях. Таким образом, с технической и эксплуатационной точек зрения,
была подтверждена целесообразность введения в стране железнодорожного
транспорта.
К 1850 г. в Европе насчитывалось около 23 тыс. километров железных дорог;
в США в это время было построено около 14,5 тыс. км.
Вторая половина XIX века ознаменовалась гигантским размахом строительства
и ввода в эксплуатацию железных дорог общего пользования.
К этому времени в России был накоплен определенный опыт по
эксплуатации железных дорог. В 1854 году инженером
А.А. Сергеевым был разработан первый график
движения, и он назывался: «временное изображение графика» (с пятиминутным
интервалом - сетка, а по времени суток - на ночь, утро, день и вечер). 21 января
1856 года на собрании акционеров вновь подняли вопрос о сооружении на дороге
нового электромагнитного телеграфа. Его открытие состоялось 2 октября 1856 года.
Новый телеграф работал исправно. Станциям дороги были присвоены кодовые номера.
Для сверки часов на всех станциях ежедневно в 7 часов утра из Петербурга
подавался сигнал. При отправлении поезда вызывалась станция, в сторону которой
он отправлялся. Затем передавался условный код и после ответа «понял» сообщалось
время отправления поезда, а также время его проследования или прибытия. В конце
50-х годов стали применять петарды. В 1898 году 8 февраля были утверждены первые
ПТЭ (Правила Технической Эксплуатации). В 1885 году введен общий устав РЖД. В
1889 году принят закон об общем пользовании вагонов в масштабе сети. В начале XX
века на 10 километров длины пути приходилось 118 постоянных и поденных
работников. К этому времени разновидностей и типов семафоров было много, но
наиболее удачным оказался семафор, предложенный профессором
Я.Н. Гордиенко. В 1907 году были спроектированы
стрелочные переводы к рельсам типов 1-а, 2-а и позднее 3-а (1/11). Впоследствии
такую конструкцию применили в стрелках к рельсам Р50.
К 1880 году было построено в России 25512 км железнодорожных путей, в США
- 150000, в Германии - 33838, в Англии - 8854, во Франции - 26189. К концу 1900
года железнодорожная сеть мира достигла 790500 км.
В 1917 году общая протяженность железных дорог составила 1137369 км, а в
1920 г. достигла 1192065 км, в том числе:
№№ |
Части света и государства |
Протяженность железных дорог , в км |
% общей длины |
1 |
Европа |
372688 |
32 |
2 |
Америка |
611791 |
51 |
|
в том числе |
|
|
|
Канада |
62584 |
|
|
США |
426522 |
|
3 |
Азия |
117704 |
10 |
4 |
Африка |
51881 |
4 |
5 |
Австралия |
38001 |
3 |
|
Всего |
1192065 |
100 |
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|