Из истории одной станции
ГЛАВА I
[Краткая историческая справка]

Посвящается живым и павшим
работникам железнодорожной
станции Великие Луки Окт. ж. д.

   В восьмидесятых годах XVIII века, когда ни в Европе, ни в Америке еще не приступали к строительству железных дорог, на некоторых заводах России укладывались рельсовые пути. Первые такие чугунные рельсовые пути длиной более 170 м были уложены на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске. Талантливые русские мастеровые, работники Олонецких железоделательных заводов, проложили рельсы из доменного цеха к расточному, куда после отливки тяжелые орудийные стволы доставлялись для дальнейшей обработки.
  В 20-х годах XIX в. передовые ученые и деятели России широко обсуждали вопросы строительства железных дорог в стране. Инженеры путей сообщения А.А. Каулинг и А.А. Менелас посетили Англию, где воочию убедились в экономической выгодности железных дорог, построенных для перевозки каменного угля. Русский прогрессивный журнал «Московский телеграф» (№ 4 за 1826 г.) дал высокую оценку книгам английских инженеров Н. Вуда, Ф. Треугольда и Ф. Греца о железных дорогах и отметил, что их распространение в скором времени должно «произвесть великие изменения во внутренней торговле всех народов».
  В 1830 г. в Англии была построена железная дорога между Ливерпулем и Манчестером, где использовался новый паровоз Д. Стефенсона «Ракета».
  В 1833-1834 гг. русские механики Е.А. и М.Е.Черепановы построили первый в России паровоз для заводской железной дороги. Казалось бы, великий подвиг механиков будет оценен, но «Журнал путей сообщения» не откликнулся на устройство рельсовой дороги с паровой тягой. Тем не менее, жизнь шла вперед. Надобность в железных дорогах ощущалась повсеместно. Книга профессора П.П. Мельникова «О железных дорогах», о которой говорилось выше, явилась своего рода ответом на нужды промышленности по ускорению грузовых перевозок. П.П.Мельников стал провозвестником нового вида транспорта в нашей стране.

Черепанов Е.А. (1774-1842)            Черепанов М.Е. (1803-1849)
Дорога Черепановых 1836 г.

  Во второй половине восемнадцатого века в России начал формироваться капиталистический уклад. Развивалась промышленность, росли города, увеличивалась торговая деятельность, усиливалась связь между отдельными губерниями. По мере роста производства, расширения внутренней и внешней торговли все острее ощущались проблемы транспортировки товаров и сырья. В середине 30-х годов XIX века «летние гужевые привозы на долгих, т. е. на беспеременных лошадях» занимали около 800 тыс. человек, а зимой в течение пяти месяцев - более млн. человек для размещения плодов труда по всем пунктам России». (Гурьев В.П. Об учреждении торцевых дорог и сухопутных пароходов в России, - СПб., 1836. - С. 15).
  В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер, чех по национальности, с целью начать строительство железных дорог в России. Он хорошо знал состояние железнодорожного дела в Англии.
  В январе 1835 г. Ф.А. Герстнер был принят Николаем I и произвел на монарха положительное впечатление. Составленная Герстнером записка была передана «для рассмотрения и доклада главноуправляющему путями сообщения К.Ф. Толю, который образовал авторитетную комиссию в составе генерал-лейтенанта К.И. Потье (председатель), генерал-майора А.Д. Готмана, полковника Зеге фон Лауренберга и майора П.П. Мельникова. Комиссии надлежало дать заключение по предложениям предпринимателя».
  В записке от 31 января 1836 г. Герстнер изложил проект Царско-сельской железной дороги, а в марте опубликовал специальную брошюру, в которой приводились экономические расчеты, строительные, технические и другие характеристики будущей линии. В частности, на основании статистических данных отмечалось, что по железной дороге будет проезжать не менее 300 тыс. человек в год. Это обещало дать около 500 тыс. руб. чистого дохода. (Герстнер Ф.А. О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск. СПб., 1836. - С. 39).
  Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г. В то утро многочисленные жители столицы толпились на Семеновском плацу в ожидании отправления первого поезда.
  С открытием Царско-сельской железной дороги Россия стала пятой страной в Европе и шестой в мире, построившей рельсовую дорогу общего пользования. Первые годы эксплуатации этой линии показали, что она успешно функционировала в суровых зимних условиях. Таким образом, с технической и эксплуатационной точек зрения, была подтверждена целесообразность введения в стране железнодорожного транспорта.
  К 1850 г. в Европе насчитывалось около 23 тыс. километров железных дорог; в США в это время было построено около 14,5 тыс. км.
  Вторая половина XIX века ознаменовалась гигантским размахом строительства и ввода в эксплуатацию железных дорог общего пользования.
   К этому времени в России был накоплен определенный опыт по эксплуатации железных дорог. В 1854 году инженером А.А. Сергеевым был разработан первый график движения, и он назывался: «временное изображение графика» (с пятиминутным интервалом - сетка, а по времени суток - на ночь, утро, день и вечер). 21 января 1856 года на собрании акционеров вновь подняли вопрос о сооружении на дороге нового электромагнитного телеграфа. Его открытие состоялось 2 октября 1856 года. Новый телеграф работал исправно. Станциям дороги были присвоены кодовые номера. Для сверки часов на всех станциях ежедневно в 7 часов утра из Петербурга подавался сигнал. При отправлении поезда вызывалась станция, в сторону которой он отправлялся. Затем передавался условный код и после ответа «понял» сообщалось время отправления поезда, а также время его проследования или прибытия. В конце 50-х годов стали применять петарды. В 1898 году 8 февраля были утверждены первые ПТЭ (Правила Технической Эксплуатации). В 1885 году введен общий устав РЖД. В 1889 году принят закон об общем пользовании вагонов в масштабе сети. В начале XX века на 10 километров длины пути приходилось 118 постоянных и поденных работников. К этому времени разновидностей и типов семафоров было много, но наиболее удачным оказался семафор, предложенный профессором Я.Н. Гордиенко. В 1907 году были спроектированы стрелочные переводы к рельсам типов 1-а, 2-а и позднее 3-а (1/11). Впоследствии такую конструкцию применили в стрелках к рельсам Р50.
  К 1880 году было построено в России 25512 км железнодорожных путей, в США - 150000, в Германии - 33838, в Англии - 8854, во Франции - 26189. К концу 1900 года железнодорожная сеть мира достигла 790500 км.
  В 1917 году общая протяженность железных дорог составила 1137369 км, а в 1920 г. достигла 1192065 км, в том числе:

№№ Части света и государства Протяженность железных дорог , в км % общей длины
1 Европа 372688 32
2 Америка 611791 51
  в том числе    
  Канада 62584  
  США 426522  
3 Азия 117704 10
4 Африка 51881 4
5 Австралия 38001 3
  Всего 1192065 100

 

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS