Из истории одной станции
[Двоевластие]

   В конце 1916 года революционный кризис, охвативший все сферы общественной и производственной жизни страны, в полной мере проявился на железнодорожном транспорте. Железнодорожные «верхи» не могли и не умели справиться с развалом транспорта, с резким падением производительности труда. Железнодорожные «низы» решительно выступали против гнета царизма, чиновничьей железнодорожной олигархии, полукрепостнических порядков, господства жандармов и полиции. Под непрерывно растущим нажимом железнодорожников в конце 1916 года министр путей сообщения Трепов был снят с поста. Управляющим МПС стал Э.В. Войновский-Кригер, человек, связанный как с акционерами и владельцами частных железных дорог, так и с верхушкой управленческих служащих казённых дорог Министерства путей сообщения. Сменой министров царизм удовлетворил требования буржуазных кругов и рассчитывал задержать революционное движение железнодорожников. Однако никакая перестановка в руководстве не могла задержать рост революционных выступлений железнодорожников, которые сливались с общим потоком борьбы рабочих и крестьян против самодержавия, за мир и свободу.
  Особенностью классовой борьбы в Великих Луках и уезде в конце 1917 - начале 1918 года было то, что уездная контрреволюция в своих действиях опиралась на поддержку махрового врага Советской власти генерала Краснова и революционного офицерства Великолукского гарнизона.
  3-й кавалерийский казачий корпус под командованием генерала Краснова прибыл в Великие Луки после неудавшегося в конце октября 1917 года похода Керенского-Краснова на Петроград. 31 октября этот корпус, наступавший из Гатчины, был разбит под Пулковом революционными рабочими, солдатами и матросами. Керенскому удалось бежать, а Краснов вместе со штабом был арестован и доставлен в Петроград. Там он клялся в лояльности к большевикам и дал честное генеральское слово никогда не выступать против Советской власти. Советское правительство поверило и освободило генерала, а 9 ноября 1917 года он прибыл в Великие Луки, стал во главе 3-го казачьего кавалерийского корпуса и снова направил все силы на борьбу с Советской властью.
  В период войны в России произошло две революции: февральская буржуазная и Великая Октябрьская социалистическая. 27 февраля, или 12 марта по новому стилю, 1917 года в одном из железнодорожных зданий г. Пскова царь Николай II подписал отречение от престола. Династия Романовых, царствовавшая 304 года (1613-1917 гг.), пала. В стране сохранилось двоевластие: власть Временного буржуазного правительства и власть Советов. 3 апреля 1917 года после десятилетней эмиграции в Россию возвратился В.И. Ленин. В своих Апрельских тезисах поставил вопрос о борьбе с Временным буржуазным правительством и переходе всей власти в руки Советов. Вскоре после этих событий, а именно - 15 марта 1917 года, оформилась Псковская организация РСДРП. К сентябрю в Псковской губернии насчитывалось 1500 социал-демократов. Заметно оживилась деятельность социал-демократической организации, созданной в 1903 году на Великолукском железнодорожном узле.
  Росли и укреплялись Советы. 17 апреля в Великих Луках образовался уездный Совет. Летом и осенью 1917 года население Великих Лук и его окрестностей под руководством большевиков активно переходило на сторону Советов. Например, в Великолукских железнодорожных мастерских под руководством прибывших из Петербурга большевиков и членов совета создалась такая обстановка, что рабочие отказались подчиняться властям Временного буржуазного правительства: они открыто переходили на сторону Советов, требовали быстрейшего прекращения войны.
  Расширению революционного движения в мастерских во многом способствовали революционные вести и непосредственная помощь петроградских большевиков. В Великих Луках останавливалась и действовала весной и летом 1917 года делегация питерских рабочих в количестве 50 человек.
  На станции Великие Луки в то время был размещен усиленный военный гарнизон. 232 солдата были направлены на работу непосредственно в цеха железнодорожных мастерских. С целью привлечения солдат на свою сторону местная администрация всех их зачислила в должности мастеровых (без прохождения срока ученичества).
  Известно, что Временное правительство выдвинуло лозунг о доведении войны до победного конца. На Великолукский железнодорожный узел легли новые, ещё более высокие требования в продвижении войск, в переформировании санитарных составов, в повышении дисциплины и мер безопасности на транспорте.
  Разбитый железнодорожный транспорт требовал срочного ремонта. В 1917 году в мастерских было отремонтировано 80 паровозов и тендеров, 215 классных вагонов, 2777 товарных вагонов; изготовлено отливов (чугунных, медных и других) общим весом 76.553 пуда 28 фунтов, произведено поковок (болтов, заклепок и т. п.) 33.396 пудов 12 фунтов. Интересно отметить, что наибольшая нагрузка ремонта падала на июль - август 1917 года, т. е. в период, когда Временное правительство организовало наступление на фронтах, гнало под огонь войны всё новые и новые жертвы.
  В мастерских в 1917 году числилось 1.088 рабочих (вместе с солдатами). Но и этого количества явно не хватало. К работе дополнительно были привлечены подростки, женщины и военнопленные. Режим содержания военнопленных был усилен. К лицам, совершившим побеги, применялись меры расправы в соответствии с телеграммой главного управления генерального штаба армии. 7 марта 1917 года вышло указание Временного правительства об аресте рабочих, нарушающих дисциплину на транспорте. Зачастую рабочих и служащих зачисляли в войсковые части, переводили на казарменное положение.
  Суровые меры Временного правительства вызвали бурю народного гнева. Железнодорожники присоединялись к революционно настроенным солдатам, участвовали в часто проходивших митингах. Митинги возникали мгновенно и повсюду: в цехах завода, на улицах и площадях города. Требования трудящихся сводились к одному: прекратить войну, улучшить снабжение продовольствием.
  В дни февральской революции железнодорожники нанесли решительный удар по полицейской - жандармской системе, опутавшей все стороны их жизни. Жандармские железнодорожные отделения были разгромлены, жандармы арестованы, оружие захвачено рабочими. Одновременно с этим по своей инициативе стали создавать отряды по охране железнодорожных грузов и станций: «Жандармская полиция устранена, - доносили в МП С мастеровые и рабочие Великолукского железнодорожного узла. - ...обязанности по обеспечению порядка безопасности на железных дорогах и охрана дороги... возлагается на железнодорожных служащих». МПС получило около 50 телеграфных донесений с дорог о том, что жандармерия и полиция разоружены железнодорожниками.
  Между железнодорожниками смежных служб издавна существовала профессиональная разобщенность. Движенцы недолюбливали тяговиков (паровозников), тяговики движенцев (их называли «красноголовиками» из-за красной фуражки дежурного по станции, делавшей этого служащего «видной» фигурой), связисты - путейцев и т. д. Элитой считались движенцы, служба которых слыла престижной, потому что её работники командовали продвижением поездов. Дежурного по станции называли «господин дежурный по станции». Это ему очень льстило, потому что он и на самом деле был на несколько голов «выше» других движенцев. В дореволюционные годы среди железнодорожников-движенцев широкое распространение получили такие «стихи»:

Служба тяги - все бродяги,
      Служба пути - хуже не найти,
  Служба связи - как с привязи,
                      А вот служба движения - моё почтение.

  Во всё более обострившейся обстановке политической борьбы 6(19) апреля 1917 года в Петрограде в здании городской думы на Невском проспекте открылась Всероссийская конференция железнодорожников, служащих и рабочих. Актовый зал заполнили 212 делегатов, прибывших со всех железных дорог России, кроме Южной и Среднеазиатской. Представителем Временного правительства присутствовал и министр путей сообщения Н.В. Некрасов.
  Между тем железнодорожники, особенно в городах, дошли до крайней степени нужды и обнищания. Из-за обесценивания рубля заработной платы хватало на считанные дни. Цены на продукты первой необходимости возросли в несколько раз. Среди железнодорожников начался голод.
  Временное правительство, для которого изменение политической ситуации создало возможность провести в жизнь давно вынашиваемые планы подавления революционного движения железнодорожных рабочих и служащих и введение на транспорте военно-полицейского режима, поспешило реализовать постановление Особого совещания. Им было издано ряд постановлений и приказов к неисполнению инструкций или распоряжений на железных дорогах будет караться тюремным заключением.
  В это время в Москве начал свою работу Всероссийский учредительный съезд Советов, на котором было принято всем известное обращение II Всероссийского съезда Совета к железнодорожникам.
  Органы Временного правительства вынуждены были пойти на некоторые уступки трудящимся, прежде всего - железнодорожникам. 3 мая 1917 года повсеместно по стране были увеличены ставки в пределах от 40 до ста рублей в месяц на одного работающего. Прибавка по Великолукским мастерским составляла 80 рублей, в Пскове 90 рублей. Рабочие же требовали увеличить в три раза.
  Стремясь различными путями отвлечь рабочих от революции, от насущных экономических требований, в столовых узла разрешены обеды в кредит, авансы денег в кассе (до 60 процентов к зарплате), пущена в ход кружка пожертвований в фонд помощи сиротам, больным и учащимся. Был организован сбор средств, фонд которого был использован в помощь детям для получения профессионального образования.
  Органы Временного правительства пытались проводить и пропагандистскую работу в массах. Выступали с различными демагогическими призывами «во имя революции и свободы». Призывали к повышению производительности труда. 13 июля 1917 года вышло в свет постановление правления дороги о создании «ударных батальонов пo ремонту паровозов и вагонов», а 4 августа того же года был издан специальный циркуляр с изложением требований увеличения выработки каждым работающим. К организованности и дисциплине призывали высокопоставленные чины армии. Например, рабочие мастерских и всего железнодорожного узла осенью 1917 года получили слезную телеграмму главнокомандующего Западным фронтом генерала Валуева. Но и увещевания генералов не помогли, народ требовал хлеба и прекращения войны.
  К требованиям железнодорожников присоединились учащиеся, рабочие и служащие городских предприятий и учреждений.
  Голод, скученность, недостаток топлива приводили к возникновению всевозможных болезней. В августе по городу разнесся слух, что в Великие Луки прибудут новые воинские части. Генерал Корнилов, действительно, намеревался разместить здесь Дагестанский и Осетинский полки.
  Между тем, в Москве в июне месяце открылся 1-й Всероссийский Съезд.

ПРОТОКОЛ
1-го Всероссийского Съезда составителей, сцепщиков, стрелочников, проводников, сигналистов, семафористов, башмачников, ламповщиков и сторожей всех категорий, состоявшегося в Москве 5 июня 1917 года

  Собрание созвано по воззванию президиума профессионального союза Московского узла, избранного делегатским собранием 23 мая и открыто в 10 часов утра 5-го июня. Присутствовало на собрании от 19-ти дорог Европейской России 153 делегата.
  После избрания президиума съезд продолжил работу в 12 часов.
  Была принята программа.
  11-го июня Собрание приступило к выборам ЦК профессионального союза (тайное голосование).
  По окончании этих выборов собранию угодно было избрать делегацию в Петроград, для представления в МПС и советов рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов, а также в Плехановскую комиссию и железнодорожную конференцию из 3-х лиц: тов. А.Г. Яшутин, В.Д. Гурьевич, и А.В. Васильев.
  13 июня Собрание решало текущие дела, а также поднимало вопрос о суточном довольствии для членов правления.
  В результате были указания о необходимости приложить «дружная старания», прежде всего, к местным организациям, а затем идти по пути к созданию Всероссийского железнодорожного союза.
  Председатель съезда делегатов службы движения Д. МИТКИН.
  Товарищи председателя:             В. ГУРЬЕВИЧ., И. ГЛЕВИЦКИЙ.
  Секретари: Д. ПАСТУШИЙ, Д.НОВИКОВ,  В. СОЛОВЬЯНЧИК
  Такие Съезды состоялись в Москве 28 марта 1918 года и 16 февраля 1919 года.
  В такой сложной обстановке обострялась и политическая борьба между сторонниками большевиков и меньшевиков. Революционный шквал нарастал. Великолукские рабочие брались за оружие. Словом, верхи не могли управлять по-новому, низы не хотели жить по-старому. Спор этот разрешила Великая Октябрьская социалистическая революция. (В.П. 21 сентября 1965 г.).

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS