|
Из истории одной станции
[Двоевластие]
В конце 1916 года революционный кризис, охвативший все сферы общественной
и производственной жизни страны, в полной мере проявился на железнодорожном
транспорте. Железнодорожные «верхи» не могли и не умели справиться с развалом
транспорта, с резким падением производительности труда. Железнодорожные «низы»
решительно выступали против гнета царизма, чиновничьей железнодорожной
олигархии, полукрепостнических порядков, господства жандармов и полиции. Под
непрерывно растущим нажимом железнодорожников в конце 1916 года министр путей
сообщения Трепов был снят с поста. Управляющим МПС стал
Э.В. Войновский-Кригер,
человек, связанный как с акционерами и владельцами частных железных дорог, так
и с верхушкой управленческих служащих казённых дорог Министерства путей
сообщения. Сменой министров царизм удовлетворил требования буржуазных кругов и
рассчитывал задержать революционное движение железнодорожников. Однако никакая
перестановка в руководстве не могла задержать рост революционных выступлений
железнодорожников, которые сливались с общим потоком борьбы рабочих и крестьян против самодержавия, за мир и
свободу.
Особенностью классовой борьбы в Великих Луках и уезде в конце 1917 - начале 1918
года было то, что уездная контрреволюция в своих действиях опиралась на
поддержку махрового врага Советской власти генерала Краснова и революционного
офицерства Великолукского гарнизона.
3-й кавалерийский казачий корпус под командованием генерала Краснова прибыл в
Великие Луки после неудавшегося в конце октября 1917 года похода
Керенского-Краснова на Петроград. 31 октября этот корпус, наступавший из
Гатчины, был разбит под Пулковом революционными рабочими, солдатами и
матросами. Керенскому удалось бежать, а Краснов вместе со штабом был арестован
и доставлен в Петроград. Там он клялся в лояльности к большевикам и дал честное
генеральское слово никогда не выступать против Советской власти. Советское
правительство поверило и освободило генерала, а 9 ноября 1917 года он прибыл в
Великие Луки, стал во главе 3-го казачьего кавалерийского корпуса и снова
направил все силы на борьбу с Советской властью.
В период войны в России произошло две революции: февральская буржуазная и
Великая Октябрьская социалистическая. 27 февраля, или 12 марта по новому стилю,
1917 года в одном из железнодорожных зданий г. Пскова царь Николай II подписал
отречение от престола. Династия Романовых, царствовавшая 304 года (1613-1917
гг.), пала. В стране сохранилось двоевластие: власть Временного буржуазного
правительства и власть Советов. 3 апреля 1917 года после десятилетней эмиграции
в Россию возвратился В.И. Ленин. В своих Апрельских тезисах поставил вопрос о
борьбе с Временным буржуазным правительством и переходе всей власти в руки
Советов. Вскоре после этих событий, а именно - 15 марта 1917 года, оформилась
Псковская организация РСДРП. К сентябрю в Псковской губернии насчитывалось 1500
социал-демократов. Заметно оживилась деятельность социал-демократической
организации, созданной в 1903 году на Великолукском железнодорожном узле.
Росли и укреплялись Советы. 17 апреля в Великих Луках образовался уездный
Совет. Летом и осенью 1917 года население Великих Лук и его окрестностей под
руководством большевиков активно переходило на сторону Советов. Например, в
Великолукских железнодорожных мастерских под руководством прибывших из
Петербурга большевиков и членов совета создалась такая обстановка, что рабочие
отказались подчиняться властям Временного буржуазного правительства: они открыто
переходили на сторону Советов, требовали быстрейшего прекращения войны.
Расширению революционного движения в мастерских во многом способствовали
революционные вести и непосредственная помощь петроградских большевиков. В
Великих Луках останавливалась и действовала весной и летом 1917 года делегация
питерских рабочих в количестве 50 человек.
На станции Великие Луки в то время был размещен усиленный военный гарнизон. 232
солдата были направлены на работу непосредственно в цеха железнодорожных
мастерских. С целью привлечения солдат на свою сторону местная администрация
всех их зачислила в должности мастеровых (без прохождения срока ученичества).
Известно, что Временное правительство выдвинуло лозунг о доведении войны до
победного конца. На Великолукский железнодорожный узел легли новые, ещё более
высокие требования в продвижении войск, в переформировании санитарных составов,
в повышении дисциплины и мер безопасности на транспорте.
Разбитый железнодорожный транспорт требовал срочного ремонта. В 1917 году в
мастерских было отремонтировано 80 паровозов и тендеров, 215 классных вагонов,
2777 товарных вагонов; изготовлено отливов (чугунных, медных и других) общим
весом 76.553 пуда 28 фунтов, произведено поковок (болтов, заклепок и т. п.)
33.396 пудов 12 фунтов. Интересно отметить, что наибольшая нагрузка ремонта
падала на июль - август 1917 года, т. е. в период, когда Временное правительство
организовало наступление на фронтах, гнало под огонь войны всё новые и новые
жертвы.
В мастерских в 1917 году числилось 1.088 рабочих (вместе с солдатами). Но и
этого количества явно не хватало. К работе дополнительно были привлечены
подростки, женщины и военнопленные. Режим содержания военнопленных был усилен.
К лицам, совершившим побеги, применялись меры расправы в соответствии с
телеграммой главного управления генерального штаба армии. 7 марта 1917 года
вышло указание Временного правительства об аресте рабочих, нарушающих
дисциплину на транспорте. Зачастую рабочих и служащих зачисляли в войсковые
части, переводили на казарменное положение.
Суровые меры Временного правительства вызвали бурю народного гнева.
Железнодорожники присоединялись к революционно настроенным солдатам,
участвовали в часто проходивших митингах. Митинги возникали мгновенно и повсюду:
в цехах завода, на улицах и площадях города. Требования трудящихся сводились к одному: прекратить войну, улучшить снабжение продовольствием.
В дни февральской революции железнодорожники нанесли решительный удар по
полицейской - жандармской системе, опутавшей все стороны их жизни. Жандармские
железнодорожные отделения были разгромлены, жандармы арестованы, оружие
захвачено рабочими. Одновременно с этим по своей инициативе стали создавать
отряды по охране железнодорожных грузов и станций: «Жандармская полиция
устранена, - доносили в МП С мастеровые и рабочие Великолукского
железнодорожного узла. - ...обязанности по обеспечению порядка безопасности на
железных дорогах и охрана дороги... возлагается на железнодорожных служащих».
МПС получило около 50 телеграфных донесений с дорог о том, что жандармерия и
полиция разоружены железнодорожниками.
Между железнодорожниками смежных служб издавна существовала профессиональная
разобщенность. Движенцы недолюбливали тяговиков (паровозников), тяговики
движенцев (их называли «красноголовиками» из-за красной фуражки дежурного по
станции, делавшей этого служащего «видной» фигурой), связисты - путейцев и т.
д. Элитой считались движенцы, служба которых слыла престижной, потому что её
работники командовали продвижением поездов. Дежурного по станции называли «господин
дежурный по станции». Это ему очень льстило, потому что он и на самом деле был
на несколько голов «выше» других движенцев. В дореволюционные годы среди
железнодорожников-движенцев широкое распространение получили такие «стихи»:
Служба тяги - все бродяги,
Служба пути - хуже не найти,
Служба связи - как с привязи,
А вот служба движения - моё почтение.
Во всё более обострившейся обстановке политической борьбы 6(19) апреля 1917
года в Петрограде в здании городской думы на Невском проспекте открылась
Всероссийская конференция железнодорожников, служащих и рабочих. Актовый зал
заполнили 212 делегатов, прибывших со всех железных дорог России, кроме Южной и
Среднеазиатской. Представителем Временного правительства присутствовал и министр
путей сообщения Н.В. Некрасов.
Между тем железнодорожники, особенно в городах, дошли до крайней степени нужды и
обнищания. Из-за обесценивания рубля заработной платы хватало на считанные дни.
Цены на продукты первой необходимости возросли в несколько раз. Среди железнодорожников
начался голод.
Временное правительство, для которого изменение политической ситуации создало
возможность провести в жизнь давно вынашиваемые планы подавления революционного
движения железнодорожных рабочих и служащих и введение на транспорте
военно-полицейского режима, поспешило реализовать постановление Особого
совещания. Им было издано ряд постановлений и приказов к неисполнению инструкций
или распоряжений на железных дорогах будет караться тюремным заключением.
В это время в Москве начал свою работу Всероссийский учредительный съезд
Советов, на котором было принято всем известное обращение II Всероссийского
съезда Совета к железнодорожникам.
Органы Временного правительства вынуждены были пойти на некоторые уступки
трудящимся, прежде всего - железнодорожникам. 3 мая 1917 года повсеместно по
стране были увеличены ставки в пределах от 40 до ста рублей в месяц на одного
работающего. Прибавка по Великолукским мастерским составляла 80 рублей, в Пскове
90 рублей. Рабочие же требовали увеличить в три раза.
Стремясь различными путями отвлечь рабочих от революции, от насущных
экономических требований, в столовых узла разрешены обеды в кредит, авансы денег
в кассе (до 60 процентов к зарплате), пущена в ход кружка пожертвований в фонд
помощи сиротам, больным и учащимся. Был организован сбор средств, фонд которого
был использован в помощь детям для получения профессионального образования.
Органы Временного правительства пытались проводить и пропагандистскую работу в
массах. Выступали с различными демагогическими призывами «во имя революции и
свободы». Призывали к повышению производительности труда. 13 июля 1917 года
вышло в свет постановление правления дороги о создании «ударных батальонов пo
ремонту паровозов и вагонов», а 4 августа того же года был издан специальный
циркуляр с изложением требований увеличения выработки каждым работающим. К
организованности и дисциплине призывали высокопоставленные чины армии. Например,
рабочие мастерских и всего железнодорожного узла осенью 1917 года
получили слезную телеграмму главнокомандующего Западным фронтом генерала
Валуева. Но и увещевания генералов не помогли, народ требовал хлеба и
прекращения войны.
К требованиям железнодорожников присоединились учащиеся, рабочие и служащие
городских предприятий и учреждений.
Голод, скученность, недостаток топлива приводили к возникновению всевозможных
болезней. В августе по городу разнесся слух, что в Великие Луки прибудут новые
воинские части. Генерал Корнилов, действительно, намеревался разместить здесь
Дагестанский и Осетинский полки.
Между тем, в Москве в июне месяце открылся 1-й Всероссийский Съезд.
ПРОТОКОЛ
1-го Всероссийского Съезда составителей, сцепщиков, стрелочников, проводников,
сигналистов, семафористов, башмачников, ламповщиков и сторожей всех категорий, состоявшегося в Москве 5 июня 1917 года
Собрание созвано по воззванию президиума профессионального союза Московского
узла, избранного делегатским собранием 23 мая и открыто в 10 часов утра 5-го
июня. Присутствовало на собрании от 19-ти дорог Европейской России 153 делегата.
После избрания президиума съезд продолжил работу в 12 часов.
Была принята программа.
11-го июня Собрание приступило к выборам ЦК профессионального союза (тайное
голосование).
По окончании этих выборов собранию угодно было избрать делегацию в Петроград,
для представления в МПС и советов рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов,
а также в Плехановскую комиссию и железнодорожную конференцию из 3-х лиц: тов.
А.Г. Яшутин, В.Д. Гурьевич, и
А.В. Васильев.
13 июня Собрание решало текущие дела, а также поднимало вопрос о суточном
довольствии для членов правления.
В результате были указания о необходимости приложить «дружная старания», прежде
всего, к местным организациям, а затем идти по пути к созданию Всероссийского
железнодорожного союза.
Председатель съезда делегатов службы движения Д. МИТКИН.
Товарищи председателя: В. ГУРЬЕВИЧ.,
И. ГЛЕВИЦКИЙ.
Секретари: Д. ПАСТУШИЙ, Д.НОВИКОВ, В. СОЛОВЬЯНЧИК
Такие Съезды состоялись в Москве 28 марта 1918 года и 16 февраля 1919 года.
В такой сложной обстановке обострялась и политическая борьба между сторонниками
большевиков и меньшевиков. Революционный шквал нарастал. Великолукские рабочие
брались за оружие. Словом, верхи не могли управлять по-новому, низы не хотели
жить по-старому. Спор этот разрешила Великая Октябрьская социалистическая
революция. (В.П. 21 сентября 1965 г.).
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|