|
Из истории одной станции
[Династия продолжается]
В трудовой книжке каждого работника железнодорожного транспорта имеется
особая графа «Сведения о поощрениях», как правило, со вставкой, потому что не
хватает места.
Новиков Степан Георгиевич - стрелочник 2-го района станции Великие Луки
Калининской железной дороги награждён знаком «Ударник Сталинского призыва»,
подпись - Народный комиссар путей сообщения. 26 января 1936 года.
Новиков Степан Георгиевич - председатель месткома станции Великие Луки
Калининской железной дороги за Стахановско-Кривоносовскую работу награждается
знаком «Почётному железнодорожнику», подпись - Народный комиссар путей
сообщения Л.М. Каганович. Москва, 5 ноября 1937 года.
Новиков Степан Георгиевич - старший стрелочник станции Великие Луки Калининской
железной дороги награждён орденом «Трудового Красного Знамени» (№ 6525),
подпись: Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин. 1 декабря 1939
года.
Новиков Степан Георгиевич награждён медалью «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указ Президиума Верховного Совета СССР 26
января 1946 года.
Это кроме награждений «местного» значения, а всего в трудовой книжке занесено
более двадцати видов поощрений.
Семья Новиковых связана с железнодорожным транспортом с периода строительства
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Отец Степана Георгиевича -
Георгий Осипович Новиков участвовал в строительстве дороги, работал путевым
обходчиком.
На станции Великие Луки работали дети Степана Георгиевича.
Старшая дочь Татьяна Степановна (Новикова)-Година начала свой трудовой путь на
станции Великие Луки с 1935 года техническим конторщиком, затем оператором при
дежурном по станции.
В 1938 году 25 декабря приказом начальника станции назначена дежурным по
станции Великие Луки (первая из женщин).
20 мая 1941 года переведена на должность инженера по спецработе. Приказ № 120 от 20 мая 1941 года.
Работала в прифронтовой полосе.
2 октября 1941 года откомандирована на курсы ЦТК в Москву. По окончании курсов
НКПС 2 декабря 1942 года назначена инженером-диспетчером отдела чёрной
металлургии г. Челябинск. Приказ № 97 от 2 декабря 1942 года.
Сохранилось «Свидетельство техника 1-го класса железнодорожного транспорта»:
Настоящее свидетельство выдано Центральными среднетехническими курсами НКПС гр.
Новиковой Татьяне Степановне в том, что она 13 января 1942 года поступила на
курсы и окончила их 25 декабря 1942 года по специальности «Движение поездов».
Гр. Новикова Т.С. на выпускных испытаниях показала следующие успехи:
1. История ВКП(б) - Хорошо;
2. Курсовой проект - Отлично;
3. Общий курс железных дорог и ПТЭ - Отлично;
4. Устройства СЦБ и их использование - Хорошо;
5. Организация перевозок на железнодорожном транспорте - Отлично;
6. Организация грузовой работы - Отлично.
На основании изложенного, в соответствие с приказом Народного комиссара путей
сообщения Л.М. Кагановича № 122/у от 16 июня 1937 года, гр. Новиковой Т.С. присвоена квалификация техника первого класса железнодорожного транспорта по специальности «Движение
поездов».
М.П.
Начальник курсов: (подпись)
Начальник учебной части: (подпись)
г.Москва №2454.
12 мая 1944 года переведена инженером-диспетчером отдела чёрной металлургии г.
Челябинск. Приказ № 104 от 12 мая 1944 года.
6 февраля 1945 года назначена поездным диспетчером 3-го Великолукского отделения
службы движения. Приказ № 47 от б февраля 1945 года.
10 августа 1947 года уволена по статье 46 КЗОТ. Приказ № 120 от 10 августа 1947
года. (В связи с переездом по месту службы мужа в Германию.)
После возвращения из Германии вновь была принята в 1957 году на станцию
Великие Луки в качестве технического конторщика, а в 1965 году переведена оператором станции (сведенистом), где и
проработала до ухода на пенсию в 1974 году.
Общий стаж работы составил 45 лет.
Награждена двумя значками: «Ударник Сталинского призыва» № 38930 7 мая 1940
года и № 15220 8 марта 1945 года. Юбилейной медалью «Сорок лет победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.» 24 мая 1985 года, юбилейной медалью
«Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.» 22 марта
1995 года и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945
годы». Е № 0394954 26 марта 1946 года.
Старший сын - Алексей Степанович Новиков учился в железнодорожной школе № 2
станции Великие Луки. До войны работал техническим конторщиком, оператором на
станции. В июле 1941 года находился на дежурстве во время налёта вражеской
авиации. В этот же день работал в парке и отец, расцепляя и соединял отцепы
вагонов. Алексей Степанович сопровождал последний поезд с семьями
железнодорожников в Башкирию. Там был принят в Уфимское зенитное училище и через
полгода в звании лейтенанта направлен на фронт. Воевал до конца войны,
освобождал Венгрию, Румынию. Участник Великой Отечественной войны, офицер,
награждён боевыми орденами и медалями, на пенсию вышел в звании подполковника.
Средний сын - Иван Степанович
Новиков 1927 года рождения работал на
станции Великие Луки с 1944 года: оператором, дежурным по станции, затем
поездным диспетчером в Великолукском отделении дороги. В 1962 году заочно окончил Великолукский техникум
железнодорожного транспорта. После
ликвидации Великолукского отделения
- маневровым диспетчером, а с 6 апреля
1970 года - старшим помощником начальника станции. После ликвидации
должности помощника начальника
станции, снова маневровым диспетчером до выхода на пенсию. Затем работал И. С. Новиков
в Великолукской дистанции пути в качестве диспетчера дистанции пути.
Награждён медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы» и «За победу над Германией».
Младший сын -
Николай Степанович Новиков работал на станции Великие Луки приёмщиком поездов с 1950
по 1954 годы. После учёбы стал журналистом. Тридцать пять лет трудился в
областной газете «Псковская правда»,
более десяти лет был внештатным корреспондентом центральной газеты «Гудок». В этот период были опубликованы
очерки о работниках великолукского
железнодорожного узла. С 1958 года печатался в центральных газетах и журналах. Автор более 15 книг, член Союза
писателей СССР, член Союза журналистов СССР. Лауреат нескольких всесоюзных журналистских и литературных премий, в том числе «Литературная Россия».
В издательствах Ленинграда и Москвы вышли книги: «Пора ромашек», «Имени
Александра Матросова», «Неутомимая», «Каждый день на рассвете», «Звук родной
струны» и другие. Книга о композиторе М.П. Мусоргском «К истокам великой музыки» удостоена премии Советского фонда культуры.
За книгу о патриархе Тихоне «Колыбель опального патриарха» присвоено звание:
Лауреат премии Администрации Псковской области 1999 года в области литературы.
В настоящее время вышла в свет книга «Легенды и были Пушкиногорья».
Династия Новиковых отработала на станции Великие Луки более ста лет.
В настоящее время железнодорожную династию продолжает невестка
Елена Фёдоровна
Новикова - дежурная Великолукской дистанции пути. Её дочь
Валентина Новикова оканчивает Великолукский железнодорожный техникум.
В семье Новиковых хранятся устные рассказы о том, как Степан Георгиевич был
участником Всесоюзного слёта железнодорожников в Москве.
Железнодорожная тематика в рассказах о людях всегда волнует работников стальных
магистралей. Вспомним из творчества Николая Степановича Новикова несколько
рассказов:
Простая мудрость
«Я работал с приёмщиком поездов Федоровым. Он был моим непосредственным
начальником.
Как-то послал он меня в парк: на платформе за пределы габарита «выехали» трубки.
Я быстро их выровнял кувалдой и пошёл в контору с мыслью, что главный кондуктор
теперь не заметит и поезд благополучно уйдёт с нашей станции. Когда маневровый
паровоз переставил платформу на другой путь, коварные трубки опять расползлись.
Это увидел дядя Миша. Молча, он снял шинель, повесил на борт и начал тщательно
перекладывать трубки одна к другой. Уложит пачку, затянет проволокой - и снова
за дело. Я влез на платформу и с другой стороны занялся тем же. Было холодно,
падала снежная крупа, а трубки маслянистые, скользят. Руки, как грабли, и
работе, кажется, конца не видно. Но мы пачку за пачкой укладывали на платформу,
а с торцов заделывали досками.
Дядя Миша смахнул рукавом пот со лба, посмотрел на меня и сказал:
- Понимаешь, парень, со станции их можно было спихнуть. Ну а если бы на перегоне они разъехались и под колёса?..
Я зримо представил, как вагоны на всём ходу наезжают друг на
друга.
- Крушение, а мы с тобой вроде бы в стороне... Ведь главный-то
принимал, он и в ответе! А теперь представь, что ты и есть тот главный...
С тех пор, что бы я ни делал - сметал ли балласт с платформ, чистил ли вилами
пульманы после перевозки скота, осматривал ли пломбы на вагонах, лазал ли по
цистернам, - я всегда вспоминал трубки. И я не переставал удивляться особой
добросовестности дяди Миши, его способности получать удовольствие от любой
работы, оттого, что любое дело сделано хорошо. Руководствовался он простой
мудростью рабочего человека: метёшь ли ты перрон, пришиваешь пуговицы, варишь
кашу или водишь поезда, - всё надо делать на совесть, потому что результат
труда твоего коснётся других людей.
Сейчас дядя Миша на пенсии. А на станции Великие Луки работает парень, который
учился у него не только профессии, но и постиг всю его добросовестность. Это
приёмщик поездов Толя Григорьев».
Учитель
«Вася Балбекин был стрелком железнодорожной охраны, «павлюком» (тогда на
транспорте все профессии имели прозвища), по характеру человеком непрактичным,
добродушным и романтичным. Вместе с ним мы дежурили в техконторе, выходили к
поездам, лазили по цистернам и контейнерам.
Его любили все, но для меня в его характере, мягком и уступчивом, в его судьбе
(он рядовым пехоты дошагал до Берлина), его начитанности было что-то
покоряющее, обаятельное. Сам он в войну не получил ни чинов, ни особых наград,
но участвовал в разных геройских переделках, о которых говорил с юмором,
выставляя себя в смешном виде.
Но больше всего я обязан Васе тем, что он открыл для меня удивительную страну.
Он, прошедший через кровь и огонь войны, остался чист и наивен, потому что эта
страна под названием романтика украсила его душу. Вася пробудил во мне страсть
не к книгам с захватывающим сюжетом, а к книгам, где русское слово звучит, как
чудесная музыка, где каждая страница заставляет по-новому смотреть на мир, на
людей.
В ночное дежурство, когда спадала работа, мы выходили с Васей из конторы. На
шпалах и рельсах тускло мерцала роса, в тихой прелести рассвета, казалось, спят
даже составы, и только маневровый заливисто и тонко высвистывал номера путей. В
этот трудный час ночных бдений, когда под глазами ложится синяя тень, когда
сипнут голоса, люди, стараются хоть на секунду «прикимарить». А Вася садился на
пустующем перроне на скамеечку и доставал Пришвина или Бунина. Он читал вслух и,
поминутно отрываясь от строчек, говорил радостно:
- Как пишет, а?! Ты только вслушайся!
И я уже по-иному ощущал и эту ночь, и гул колёс, и крик паровозов, и
бледно-лиловый цвет неба. Пропадала сонная истома, и жизнь казалась таинственно
красивой...
Вася никогда не говорил плохо о людях и не любил, когда кто-то о
ком-то злословит за глаза. У него была удивительная способность искать в
человеке только добрые черты».
Сладкие сны
Наверное, всё же существует на свете что-то такое, без чего человек - не
человек. Существует, вопреки выгоде, покою.
Я мог бы назвать сегодня десятки людей, которые могли бы найти и дело полегче, и
заработок побольше, но работают там, где начинали их деды и отцы. Это дежурный
по парку Вася Козлов, приёмщик поездов
Толя Григорьев, старшие конторщики
Тоня
Тимофеева, Валя Смирнова и
Таня Рогозова, операторы
Валя Блохина и
Валя Козлова,
маневровые диспетчеры Михаил Григорьевич Ермолаев, Геннадий Быстров и
Саша
Марков, стрелочники, сцепщики, вагонники...
Я переменил много профессий, но помню, что в студенческие годы в Ленинграде,
если снились поезда, я просыпался с ощущением счастья. Не очень принято
говорить о своих родственниках, но мне приятно, когда пожилые стрелочники
рассказывают, как отец во время бомбёжки отослал их, в то время девчонок, в убежище, а сам полез расцеплять
рвущийся состав. Я пишу об этом потому, что отца нет в живых и память о нём -
только ордена на красной ленте и эти рассказы людей, которые остались жить. Отца
нет, но на железной дороге Новиковы продолжают своё дело: это брат Иван,
маневровый диспетчер, и сестра Таня, сведенист, и мой племянник
Коля Годин,
помощник машиниста
тепловоза.
Станция изменилась с тех пор, как я перестал работать здесь. Вместо жезловой
системы действует полуавтоблокировка. Радио стало неотъемлемой частью
станционной жизни. Оно везде: на локомотивах и у диспетчера. Технический
конторщик выходит к поезду с рацией за спиной. Почти все станционники имеют
специальное среднее и высшее
образование.
Станция работает, и в успехах сегодняшнего дня заслуга тех, о ком эти заметки,
их доброе наследство». («Гудок» 24 августа 1969 г. Н.С.Новиков).
«В марте 2007 года исполняется сто лет со дня рождения
Феодосия Константиновича
Козлова. Вся жизнь его была связана с Великими Луками».
В своей статье «Слово об отце» Вильям Козлов - известный писатель - опубликовал
в газете «Великолукская правда» № 55 от 28 марта 2007 года.
«Начал он свой трудовой путь рядовым путейцем, был мастером, потом дорос до
ревизора по безопасности Великолукского отделения Октябрьской железной дороги
(в то время Калининской железной дороги). На своём посту и застала его Великая
Отечественная война. В первые же дни, когда фашисты приближались к городу,
ежедневно бомбили его, особенно железнодорожный узел, перегруженный воинскими
эшелонами, Феодосии Константинович совершил подвиг: под бомбёжкой вскочил в
будку убитого машиниста и вывел за пределы станции состав с тоннами взрывчатки.
За это был первым великолучанином, награждённым боевым орденом «Красной
Звезды». Надо сказать, что железнодорожники, восстанавливающие повреждённые
бомбами и снарядами пути, почти ничем не отличались от солдат-фронтовиков. Даже
раненный в шею, Феодосий Константинович руководил ремонтом путей, сам таскал
тяжеленные шпалы и рельсы, забивал костыли. Он был очень сильным и мужественным человеком, за
что его уважали путейцы.
О его самоотверженной работе по восстановлению разрушенного города я написал в
первой своей автобиографической повести «Я спешу за счастьем», по которой в
шестидесятых годах на «Мосфильме» был поставлен художественный фильм «Где ты
теперь, Максим»...
И восстанавливал город вместе со всеми Ф.К. Козлов, к тому времени работающий в
строительной организации. Первый железобетонный мост через Ловать, простоявший
десятки лет, построила бригада, которой он руководил уже как прораб. Эта же
бригада построила железнодорожный вокзал в Новосокольниках. За свой труд в
послевоенное время он был награждён орденами и медалями. Даже уйдя в преклонном
возрасте на пенсию, он продолжал встречаться с горожанами, уже как агитатор и
политработник.
Вспоминается мне такой случай, ярко характеризующий моральный облик людей того
сурового времени. Только что закончилась война, мы жили в стандартном доме на
Торопецкой улице. Отец тогда руководил в Великолукском горкоме партии
промышленным отделом. В семье нашей было шестеро детей, жили бедно, по
карточкам. И вот как-то вечером раздался стук в окно. Я ещё с книжкой лежал на
железной кровати на кухне - квартира была однокомнатной, где мы все ютились.
Вышедший на крыльцо отец неплотно закрыл за собой дверь, и я услышал такой
разговор:
- Что это? - удивлённо спросил он.
- У вас такая большая семья, Феодосии Константинович, я
принёс вам пару буханок хлеба, - ответил ему пришедший человек.
- Заберите свою сумку и уходите! - прозвучал гневный голос
отца. - И никогда больше ничего подобного не делайте, иначе я
Вас привлеку, как коммуниста, к партийной ответственности.
Это пришёл к нам заведующий городской пекарней.
Высокие моральные качества, непримиримость к несправедливости, огромная
ответственность перед людьми, полная отдача себя работе и кристальная честность
- все эти качества Феодосии Константинович пронёс через всю свою трудовую
жизнь...
Про отчима своего я мог бы сказать ещё много добрых слов, но мои земляки -
великолучане, читающие мои романы, наверняка запомнили образ самого высокого в
былые годы человека в Великих Луках. Это Феодосий Константинович Козлов. И в романах, как и в жизни, он всегда был на стороне Добра, Справедлвости,
Нравственности».
Клавдия Алексеевна Маркова, 1919 года рождения, родилась в деревне Большое
Рыжково Максимовской волости, поведала свою правду лихолетья:
«Родители мои были крестьянами. Отец пришёл с гражданской войны очень больной и
в 1920 году умер. У матери было четверо детей: сестра Мария 1907 года рождения,
сестра Анна 1910 года рождения, брат Иван 1913 года рождения и я. Жили очень
бедно и в трудных условиях. В школе никто не учился. Я подросла и пошла пасти
коров. Научилась вязать, и для себя уже кое-что из одежды вязала. Потом открыли
начальную школу, в кото¬рую меня приняли. А в 1930 году окончила четыре класса.
Помогала матери, нанимаясь пасти коров. Во время обучения в школе к нам
приехала новая учительница - Мария Ивановна с тремя детьми и мужем. У неё
работала на няньках.
Потом стала работать в совхозе «Железнодорожник» на прополке
сельскохозяйственных культур. Там нас кормили чечевицей в столовой, ведь 1934
год был очень «голодным». Когда мне исполнилось 18 лет, муж моей учительницы
взял работать на завод имени Макса Гельса. Строила ТЭЦ. Носила кирпичи на
второй этаж. Проработала я там 45 дней, работа была тяжёлой, кушать было
нечего и я уволилась. Потом сезон строили Полоцкую выемку, по найму. 21 августа
1937 года, когда закончили эту работу, некоторых рабочих сократили, а мы
устраняли оползни на некоторых участках. В 1938 году меня взяли в бригаду.
Первый день в бригаде я работала на разгонке зазоров 304 километра, откапывала
стыки.
Работала я на разных работах - куда пошлют. Однажды, при помощи верёвки мы
перетягивали рельс, и я сломала ногу. Меня «погрузили» на мадерон и привезли
домой. Затем Василий Дуганов - бригадир, вызвал «пионерку» и меня увезли в
больницу, наложили гипс и отправили в колхоз «15 лет Октября» к матери. Там я
пробыла до выздоровления. Случай моей травмы был скрыт. А я стала работать на
лёгких работах: носила корреспонденцию, когда, по какой-либо причине, не было
путевого обходчика - шла работать за него. В 1939 году я определилась работать
на околоток в бригаду дистанции пути. Через небольшое время меня отправили на
курсы ПДБ (бригадира пути). Окончила со всеми оценками «Отлично». По окончании
курсов направили работать бригадиром при ПЧ-5.
Отработала я там до 4 июля 1941 года, и начальник Великолукской дистанции пути
направил на восстановление пути после бомбёжек. 25 августа нас направили на
станцию Фирово. Мы с бригадой должны были выполнять восстановительные работы на
302 километре, куда нас хотели доставить на паровозе, но мы его
не дождались. Пошли пешком до станции Великополье. Когда дошли до 298 километра,
по нам стали палить с мостов Заболотья. Вернулись в деревню Белогубово. Ползли
по-пластунски: впереди - немцы, сзади - наши. Мы попали в окружение. Когда
приползли в деревню, мы увидели наших военных. Я подошла к одному, на петлицах у
него было три «шпалы», и спрашиваю: «Что делать? Как быть?» Нам он ответил: «Вы,
женщины, идите домой и сообщите семьям, а вы, мужчины, добирайтесь в военкомат
- в деревню Клюшно, чтобы вас взяли на фронт. Тех, которых взяли, - они никто с
фронта не вернулись».
А я пришла на 302 километр - в кладовую - и спрятала инструмент строгого учёта.
Закопала его в кювет за кладовой и пошла к матери. Работала там, на молотилке,
до прихода нашей армии 25 января 1942 года.
Меня и ещё двоих женщин взяли в одну из воинских частей стирать бельё.
Там мы некоторое время работали в нашем доме. Однажды, помощник старшины привёз
нам обед и рассказал, что в апреле месяце меня искал какой-то мужчина и просил
привезти к нему, но я не поехала. Это был муж моей сестры. Они приехали в
Великополье «проводить перемычку» до разъезда Таборы. Пять километров, по
приказу начальника дороги, военные построили за 8 суток. Меня взяли работать в
8-й околоток, там стояла 480 летучка, где в 1942 году на этой перемычке я
выполняла обязанности проводника по сопровождению воинских поездов с
Ленинградского хода на Московское направление. Туда и обратно. День и ночь.
Когда поезда в обратном направлении нет - шла пешком за другим эшелоном, а по
нам (эшелонам) палили по 60 снарядов, то недолёт, то перелёт. Мы с машинистом
только прикрывали головы.
В апреле месяце 1943 года меня направили на узкоколейную железную дорогу под
Холм, у Старой Руссы. Там мы жили в совхозных бетонированных дворах. От
Осташкова 9 километров, недалеко от озера Селигер. Трудно было с питанием.
Кушали похлёбку из муки и травы.
Потом я приехала в Великие Луки и определилась в дистанцию пути, были на
казарменном положении. Жили в подвалах железнодорожной больницы. О каких-либо
удобствах думать не приходилось, спали на голых досках, полуголодные. Все дома
были разобраны и увезены на укрепление. О сносном питании и не думали, думали -
только хлеба бы вволю.
В 1946 году из Кодосно привезли старый сарай, его собрали, поставили печь, так и
жили.
А сейчас я инвалид второй группы, 88 лет живу на 305 километре в путейской
казарме, одна. Тяжело и обидно, очень обидно...».
А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.
[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]
|