|
Испытания морозами новинка не выдержала
Первые отечественные дизель-электропоезда то и дело выходят из строя
Дизель-электропоезда ДТ-1, на которые ещё весной прошлого года руководство
дорожной дирекции пригородных перевозок «Транском» возлагало столь большие
надежды, к сожалению, их не оправдали. Минувшую зиму они отработали на оценку
«неудовлетворительно».
У нового подвижного состава часто выходили из строя электрооборудование, тяговые
и вспомогательные генераторы. Из-за чего ДТ-1 то и дело приходилось выводить из
эксплуатации, подменяя составами, сформированными из пассажирских вагонов на
тепловозной тяге. При этом использовались вагоны приписного парка самого «Транскома»,
тепловозы и локомотивные бригады локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский.
Уникальность первого российского дизель-электропоезда заключается в совмещении
двух видов тяги: он работает как от электрической сети постоянного тока, так и
от автономной дизель-генераторной установки. И, соответственно, может
курсировать по электрифицированным и неэлектрифицированным участкам. Руководство
ОЖД рассчитывало, что дизель-электропоезда окажутся гораздо более экономичны,
чем поезда на тепловозной тяге. Напомним, что первый ДТ-1 был запущен на участке
Санкт-Петербург – Псков
31 мая 2009 года. Осенью ещё два были задействованы на
участках Санкт-Петербург – Кингисепп и
Санкт-Петербург – Гдов. До начала зимы
все три дизель-электропоезда работали без серьёзных сбоев, но с наступлением
холодов перестали быть надёжными. Если бы мы купили этот подвижной состав в
какой-нибудь из тёплых стран, такое его поведение ещё можно было бы как-то
объяснить: мол, тяжелы для него оказались крепкие российские морозы. Так ведь
нет: строят дизель-электропоезда в нашем Северо-Западном регионе России, на
Торжокском заводе. Остаётся только предположить, что Торжокский завод изначально
намеревался отправлять их на экспорт.
– За всё время с начала эксплуатации дизель-электропоездов было допущено 24
случая сбоя в работе дизель-генераторной установки, в восьми из них
потребовалось выведение составов из работы, – рассказывает
начальник моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский Тимур Кунин. – Кроме того,
27 раз
выходила из строя электрическая и электронная аппаратура. По системе КАСАНТ
зарегистрировано 8 случаев отказов технических средств. Помимо этого, получено
немало жалоб от пассажиров по поводу закрытых туалетов: они зимой замерзали… В дизель-электропоездах много нетипового оборудования, к примеру, тяговые
двигатели Торжокским заводом получены из Татарстана, из Набережных Челнов. Они
продемонстрировали низкую надёжность, но заменить их нечем: тяговые двигатели
обычных электропоездов для ДТ-1 не подходят. В общем, намучились мы с этой
отечественной новинкой!
– Больше сотни рекламаций было направлено в адрес завода-изготовителя ДТ-1 и их
разработчика – ЦНИИ ТЭП, – говорит исполняющий обязанности начальника дирекции
пригородных перевозок «Транском» Александр Касаткевич. – Неисправности
устраняются медленно. Убытки от выхода дизель-электропоездов из строя огромны. К
примеру, за простой в течение 56 дней, когда
ДТ-1
№ 003, как говорится в таких случаях, проторчал под забором, заводу-изготовителю
выставлена претензия на сумму около четырёх миллионов рублей.
В начале марта Санкт-Петербург-Балтийским моторвагонным депо были получены с
завода ещё два состава ДТ-1. Их почти сразу ввели в эксплуатацию. И с грустью
констатируют: у ДТ-1 № 004 и
005 отличий в лучшую сторону не наблюдается, то
есть они создают эксплуатационникам те же проблемы. В августе планируется
поставка с завода в ТЧ-15 очередного,
шестого, дизель-электропоезда.
Итак, сегодня в парке ОЖД пять торжокских дизель-электропоездов. При этом два из
них отставлены от работы из-за неисправности электрооборудования и один
вынужден ходить с тепловозом ТЭП-70 в голове.
Ирина Верховная 2 апреля 2010 года. газета"Октябрьская магистраль".
|