А. Белюков
Формирование железнодорожной милиции на станции Великие Луки в 1919 г.

  4 мая 1919 г. Западный окружно-транспортный отдел ЧК обратился в исполком г. Великие Луки с просьбой принять меры поускоренней организации железнодорожной милиции и установлению охраны железнодорожного узла. Необходимость экстренного формирования железнодорожной милиции мотивировалась тем, что с 10 июня 1919г. со всех железных дорог снималась воинская охрана и функции по охране железнодорожных путей, подвижного состава, станций, мостов, а также борьба со спекуляцией и мешочничеством переходили к милиции.
  Псковский губисполком предписал эту передачу произвести в более сжатые сроки до 1 июня, причем в случае нехватки кадров рекомендовал посылать на крупные станции сотрудников уездной милиции, а мелкие станции пока не занимать. В состав III участка охраны Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги входили такие крупные станции, как Великие Луки, Новосокольники, Насва, Локня, Гущино; помимо них на территории Великолукского уезда находились более мелкие станции Горицк, Великополье, Михайлов Погост, Чернозем, Прискуха и др.
 **** (Автор допустил существенные неточности. Великополье и Чернозем - это железнодорожные станции, но Горицк и Михайлов Погост? Чтобы все разъяснить, приводим следующий материал:
  
"Почтовые станции, а  не железнодорожные, от Бежаниц до Великих Лук:  Бежаницы (рядом станция Сущево)– 23 версты - Михайлов Погост (село километров в 15 от станции Локня) – 26 ¾ версты - Прискуха (село рядом со станцией Самолуково. Эта станция до 1912 года называлась тоже Прискуха - от этого и пошла эта путаница) –  22 ½ версты - Горицкая (получается, что эта почтовая станция находилась посередине между Прискухой и Великим Луками)- 21 ½ версты - В. Луки " .Памятная книжка Псковской губернии на 1901 год.)
   Организация великолукской железнодорожной милиции началась с обращения 16 мая 1919 г. к населению с призывом поступать на службу и оказывать всяческое содействие формируемой милиции. Но так как принимались только граждане, не подлежащие мобилизации в армию, то желающих поступить на службу оказалось крайне мало: в течение первых двух недель поступили заявления только от 19 человек. В добавление к ним пришлось приобрести еще 19 агентов железнодорожного уголовного розыска, но они в первое время были заняты завершением своих дел и поэтому приступили к новой службе только в конце мая. В период с 15 мая по 1 июня с поступившими проводились занятия: им были прочитаны лекции по уголовному праву, технике раскрытия преступлений (с практическими занятиями), они знакомились с инструктивными документами и др.
   Сложными были вопросы обеспечения сотрудников продовольствием и обмундированием. Специальной формы для них первоначально не было, а продукты поставлялись через уездную милицию, но далеко не полностью: более-менее регулярно выдавались только хлеб, соль, сахар, вобла и махорка. В целях финансовой поддержки организуемой милиции отдел управления Великолукского совета обращался в управление губернской железнодорожной милиции с ходатайством об открытии кредита в сумме 150 тыс. руб., но добиться этого не удалось. Для укомплектования штата железнодорожной милиции 17 июня 1919 г. в Великие Луки командировались 57 сотрудников Псковской городской милиции; на следующий день было командировано еще 9 чел. командного состава для использования в качестве старших милиционеров. Содержались они за счет средств губернской милиции.
    Временно исполняющим обязанности начальника III Великолукского участка железнодорожной милиции был назначен Константин Петрович Дружинин, на которого легли основные задачи по ее формированию. А трудности были немалые. Как отмечал начальник Великолукской уездной милиции Завелейский, помимо объективных, вышеназванных причин (нехватка опытных кадров, средств, отсутствие специалистов по работе в канцелярии), существовали и субъективные: не было надлежащей помощи и руководства со стороны начальников уездной милиции из-за частой их смены (четверо за три месяца), а также губернской милиции, "помощь" которой сводилась чаще всего к ревизиям и противоречивым указаниям. По мнению Завелейского, Дружинин "проявлял полное старание и желание добросовестно исполнять возложенные на него обязанности", поэтому предложения губмилиции о его замене считал не имеющими веских оснований.
    В течение двух месяцев 1919 г. (июнь-июль) III Великолукский участок железнодорожной милиции организованно входил в состав Великолукского уездного управления, перед которым отчитывался о своей деятельности. За указанный срок сотрудниками его было составлено 245 протоколов, в основном по фактам безбилетного проезда (117), краж (70) и отсутствия документов (41); отмечено было и шесть случаев спекуляции. По этим фактам было задержано 164 нарушителя, за нарушения было взыскано 53 руб. Продолжалась работа и по дальнейшему укомплектованию рядов, в основном из крестьянства, бывших фронтовиков и рабочих. В результате к 1 августа 1919 г. в штате железнодорожной милиции насчитывалось 354 чел. В тот же день III участок Великолукской милиции был подчинен напрямую губернскому управлению милиции. Общая постановка дела охраны железных дорог была признана "не вполне удовлетворительной", поэтому Дружинина отстранили от должности и вместо него назначался рекомендованный Псковским губсоветом Звирбуль. С ним в Великие Луки дополнительно командировались 11 милиционеров.
   Так закончился организационный период становления железнодорожной милиции на ст. Великие Луки. Позднее она действовала в соответствии с меняющимися требованиями времени, являлась силой, обеспечивающей порядок на железнодорожных путях и станциях в пределах Великолукского уезда.
     «Псков». - № 14. - 2001. - С. 99-100.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS