Паровоз – протяжно гудящий, в клубах пара – зрелище впечатляющее! Не случайно
железнодорожники называют эти раритеты живой техникой. Таких «гостей из
прошлого» на Октябрьской дороге – 11 машин. Обслуживают их ремонтники депо
Санкт-Петербург-сортировочный-Московский и машинисты
депо Санкт-Петербург-Финляндский.
Конечно, с «Сапсаном» «Овечке», к примеру, не тягаться, однако в чём-то эта
техника оставит позади любой вид транспорта.
![](../smail/18.jpg)
Паровоз – желанный гость на любом
празднике, торжественном мероприятии, туристической экскурсии. А представить
себе лучшую ситуацию для интерактивного общения с историей просто невозможно.
Машинисты ТЧ-12, работающие одновременно на современных локомотивах и паровозах,
предпочтение отдают последним. Пусть пыли и забот побольше, однако все как один
отмечают: «Такой труд дорогого стоит. Машина передаёт тебе свой заряд, запал.
Когда ведёшь её, чувствуешь – живёшь!»
А обратите внимание на имена паровозников – Павел Некрасов, Пётр Кузин, Вадим
Гуков, Александр Горохов, Михаил Ковалёв, Сергей Уланов, Владимир Фёдоров,
Андрей Ушанов, Игорь Шугаев, Виталий Фадеев. Красивые, сильные! Словно под стать
делу.![](../smail/16.jpg)
![](../smail/19.jpg)
На ходу локомотивы долгие годы. Например, ещё несколько лет назад питерские
паровозы совершили уникальные вояжи по Транссибу до китайской границы, до
Монголии. Нынешний год, к сожалению, стал исключением в плотном графике работы:
выезды на линию можно пересчитать по пальцам одной руки. В какой-то мере запас
прочности компенсируют использование в качестве котельных и съёмки в
кинофильмах, однако, учитывая, что техника, в общем-то, востребована, проблемы
простоя это не умаляет.
Каждая машина здесь уникальна. Например, Ов-324 был построен более века назад.
Локомотив серии Э
принимал участие в подвозе боеприпасов в
1942-м под Сталинград… Годы, кажется, только добавляют им красоты. Кстати,
бригада ремонтников – настоящие энтузиасты – давно выступает с любопытной
инициативой: приобрести для Малой Октябрьской железной дороги узкоколейный
паровоз. Они обещают его ремонтировать и поддерживать в надлежащем состоянии (на
остальных малых дорогах РЖД такие паровозы есть).
![](../smail/17.jpg)
![](../smail/20.jpg)
Говоря о культуре, мы часто имеем в виду стандартный набор понятий – живопись,
литературу, архитектуру. В то время как значительную часть национального
культурного наследия составляет техника. И каждый экземпляр ТЧ-7 в этом смысле –
настоящее культурное достояние!
Сергей Прудников, Иван Куртов (фото)
29 ноября 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".