Богатырь

     Уцепившись за выступ танка, старший лейтенант Шлюйков с шестью бойцами летит к высотке. Танк на ходу стреляет. Но вот он замедляет бег - это высаживается десант. Шлюйков командует:
  - Всем залечь за валунами!
   И началось взятие высоты, которая через час была взята. Когда забрезжил рассвет, гитлеровцы начали обстрел. Да так, что загудел от частых пушечных выстрелов окоп. Хлещут немецкие автоматы, земля и снег летят в лицо. Защитники высотки заметили, что немцы крались с тыла. И вот уже поднявшись во весь рост, стреляя на ходу они бегут к нашим позициям. Боец Сурков бросает им под ноги противотанковую гранату. Снежной пылью застилает все вокруг. Сурков отыскивает еще цель. Но, вдруг, схватившись за грудь, скорчился, присел и затих. Упираясь в землю руками, хочет поднять окровавленное лицо Поздняков, но не может.
   Осколками снарядов ранило в ногу и шею и Петра Шлюйкова. Между двух крупных валунов, закрыв лицо ладонями, сидит Иванов. Между пальцами его рук сочится кровь.
  - Немцы справа! - крикнул Иванов и тут же сраженный упал у пушечного лафета. В щель броневого щита Петр Шлюйков видел, как немцы карабкались на высоту. Вот сзади "заговорил" автомат. Петр обернулся и в этот момент вражеская пуля, отскочившая от щита орудия рикошетом, ударила его по переносице, другая обожгла правое надбровье. Фашисты поднимались на высоту небольшими группами. От них не укрылось, что ее сейчас защищает один человек. Когда кончился боезапас Шлюйков подумал: "Теперь конец. Нужно скорее достать наган, чтобы успеть выстрелить в себя". Но тут он увидел за голенищем сапога рукоятку кинжала.
  - Ага! Еще не конец!
 Петр встал и пошел навстречу врагам. Подойдя к ним вплотную, Шлюйков выхватил кинжал, нанес смертельные раны двум фашистам. Третий кинулся в кусты. Только Шлюйков хотел вложить нож в голенище, как на него сзади навалился немец и стал душить. Петр извернулся и несколько раз ударил его ножом в живот. В эту минуту еще одна пуля попала Шлюйкову в живот. И богатырь потерял сознание. Посланные на помощь бойцы нашли офицера. В полковом госпитале врачи насчитали на его теле семнадцать огнестрельных ран. Срочно на боевом самолете он был доставлен в московский госпиталь.
   За свершенный подвиг бывшему помощнику машиниста паровоза великолукского локомотивного депо заместителю командира минометной
роты Петру Ивановичу Шлюйкову в августе 1944 года было присвоено   звание Героя Советского Союза. Шел в ту пору Петру Шлюйкову двадцать второй год.

Полет в бессмертие

   Деповчане свято чтут память и об Александре Васильевиче Попове... В конце августа 1941 года в штаб полка прибыл командир дивизии.
  - Врагу удалось отрезать нашу пехотную часть, - сообщил он и показал на карте крупный зеленый массив. - Надо разыскать окруженцев и сбросить с самолета пакет с планов выхода из вражеского кольца.
  - Поручите это сделать мне, - попросил Александр Попов.
  Командир взглянул на молодого летчика с повязкой на голове.
  - Вы же ранены.
  - Ничего. В этом районе я родился и вырос, хорошо знаю там каждую тропинку, - настаивал летчик.
  Попов полетел. После выполнения этого задания его приняли в ряды ВКП(б). На партийном собрании, характеризуя летчика, заместитель командира полка по политической части говорил:
  - За полтора месяца боевых действий лейтенант Попов совершил 150 боевых вылетов, участвовал в 22 воздушных боях, в которых сбил лично и в паре с боевыми товарищами 14 вражеских самолетов. Он достоин награды. Сегодня я вручаю ему самую высокую награду - партийный билет.
  3 сентября 1941 года. С утра нахмурилось небо. Надежды на взлет было  мало. Но вдруг в шлемофоне Александр услышал голос командира:
  - Взлет разрешаю!
  К Великим Лукам Александр подлетел на малой высоте. Он и другие наши летчики держали путь на Опухлики. Вот и цель - фашистские танки, за  ними пехота. Но на истребитель Попова кинулись мессеры. Попов ударил  по ним. Один стал падать. А под крыльями Попова все чаще стали  появляться разрывы зенитных снарядов.
  "Надо уменьшить потолок", - успел подумать старший лейтенант. Пламя  заполонило кабину его ястребка.  Боевые друзья видели, как пылающий истребитель неудержимо терял  высоту. Оставалось только одно - прыгать! Но это значило - плен. И Попов направил горящий самолет на танки, ползущие к родным Великим  Лукам.   Боевому летчику, воспитаннику деповского комсомола Александру Попову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя  Советского Союза посмертно.   Каждый первый урок в железнодорожной школе №49 имени А.В. Попова  посвящен рассказу об этом герое.

Прифронтовые рейсы

  Когда грянула Великая Отечественная, Михаил Иванович Кушнер уже был  опытным машинистом.  А на десятый день войны его паровозная бригада вела наливной состав. И  вдруг из-за высоких елей вынырнул фашистский самолет. Круто  развернувшись, он сбросил на состав несколько бомб. Железнодорожная  станция Улин заполыхала огнем.
  Михаил Иванович заметил пламя на одной из цистерн. Вместе с бригадой  побежал к ней. Цистерна вот-вот могла взорваться. Михаил Иванович  забрался на нее и стал забивать деревянные пробки в пробоины. Его  примеру последовал помощник Иван Коренев. А кочегар Григорий Симин,  сняв пиджак, стал хлопать одеждой по языкам пламени. Когда все  пробоины были забиты деревянными пробками, пламя утихло, погасло.  Паровозная бригада отцепила дымившуюся цистерну, отвела ее на смежный путь, весь состав благополучно привела в Великие Луки. Это было боевое крещение паровозной бригады. А за время войны их было немало.
   "По осени 1943 года, - вспоминал ветеран, - прицепили к нашему паровозу вагоны с ранеными. При подъезде к станции Мартисово на нас налетели вражеские бомбардировщики. Мы с помощником Евгением Серовым и кочегаром Клавой Петровой то набирали скорость, то резко останавливались, то снова рвались вперед. А когда поезд вели по тяжелому профилю пути на подъем, Евгений такую дымовую завесу устроил над составом, что нас фашистские летчики потеряли из виду. С трудом добрались до станции Андреаполь, где квартировал военный госпиталь. Остановились. Вскоре к паровозу подошел майор. Позвал вниз на землю всю паровозную бригаду и радостно сказал:
   - Спасибо, дорогие, за то, что спасли раненых.
   Поздним октябрем того же года бригада Кушнера со станции Осташков до станции Торопец вела особый поезд. Перед отправлением диспетчер предупредил:
  - Товарищ Кушнер, груз в поезде стратегически важен и нужно доставить его на место назначения вовремя и в полной сохранности.
  - Буду стараться, - ответил машинист. Несколько раз фашисты принимались бомбить воинский эшелон. На станции Охват в паровозную будку поднялись начальник паровозного депо и полковник. И сказали:
  - Для сопровождения поезда с важным грузом.
  Немецкие самолеты часто появлялись над составом, бомбили. Вдруг резкий толчок, - и воинский эшелон стал замедлять ход. Была перебита тормозная магистраль. Необходимо устранить неисправность. И ее устранили. Потом укоротили состав и благополучно прибыли к месту назначения на станцию Великополье. Когда остановились, полковник обнял Кушнера и сказал:
  - Молодец, машинист, спас состав со снарядами для гвардейского миномета "Катюша". Офицер записал фамилии всех членов паровозной бригады. На обратном пути с санитарным составом, Кушнер был ранен. Оказался в госпитале. В ноябре 1943 года М.И. Кушнера вызвали в Москву. Его поздравил Калинин. Пожал руку и сказал:
  - Поздравляю с высоким званием Героя Социалистического Труда. Желаю  вам и впредь счастливых рейсов на пути к Победе. Давным-давно отгремела война. Но суть великого подвига россиян, грудью  защищавших Отечество, живет и сейчас.

В. Ипатов
член Союза общественных корреспондентов СССР.  Газета  "Великолукская Правда"  №135 (16867) от 18.07.91 г.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS