|
Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том 3. Части 1-3.
Военно-статистическое обозрение Санктпетербургской губернии
Сухопутные пути сообщения
Кроме почтовых и больших проселочных дорог, Петербургская губерния
прорезывается нескольким государственными трактами (Московским, Рижским,
Архангельским и Финляндским), соединяющими Петербург со всеми концами
империи. Сверх того, в губернии находится Царскосельская и проводится Московская
железные дороги.
Железные дороги
1. Царскосельская. Проведена из Петербурга на
Царское село и Павловск, по совершенно плоской местности, на протяжении 24-х
верст, с одним ходом рельсов. Дороги сия не имеет никакого значения в
промышленном отношении и устроена единственно для того, чтобы доставить
Петербургу скорое и удобное сообщение с Царским селом Павловском, куда
переселяется на летние месяцы Императорская фамилия и значительное число
столичных жителей. Вместе с тем, эта дорога служила как бы опытом построения
железных дорог в России. На проезд от Петербурга до Павловска употребляется от
35 до 40 минут времени. Вдоль дороги проведен, также в виде опыта,
гальванический телеграф. Дорога утроена обществом акционеров.(*)
(*) По отчетам Управления Царскосельской железной дороги:
В 1846 году проехало по дороге 713192 человека, а выручено 258798 рублей
серебром.
В 1847 году проехало по дороге 733428 человек, а выручено 265762 рубля
серебром.
В 1848 году проехало по дороге 794675 человек, а выручено 289285 рублей
серебром.
Средняя скорость равнялась почти 35 верст, а самая большая доходила до 65
верст в час.
2. Московская железная дорога. От Петербурга
(начинаясь в самом городе, от Знаменского моста) идет по губернии, левее
Московского шоссе, делая своим направлением три весьма незначительных излома.
Она проходит прямо на Колпинский завод и потом мимо Яма Тосны, оставляя сей
последний пункт в 1/2 версте вправо от себя. По губернии железная дорога
проходит 55 верст, имея станции В Петербурге и Колпине. Дорога устраивается
правительством и будет иметь два ряда рельсов, мосты на ней строятся большей
части деревянные, по американской системе.
Нет сомнения, что эта железная дорога, соединив Москву и внутренние
губернии с Петербургом (представляющим собой огромного потребителя и вместе
важнейший в государстве порт), будет иметь сильное влияние на развитие торговли
и промышленности в государстве и в особенности в тех частях оного, кои будут
прилегать к этой дороге. Рассчитывают, по железной дороге можно будет переезжать
из Петербурга до Москвы не более, как в 36 часов, тогда как почтовая езда
употребляет на этом переезде от 3 до 4 суток. Самые товары и разная кладь,
требующая теперь для своего перевоза, по шоссе от Москвы до Петербурга, никак не
менее 10 и 12 дней, по железной дороге будут доставляться в 2 и много в 3 дня.
Одна эта разница во времени уже достаточно показывает каких благодетельных
результатов по государственной промышленности можно ожидать от устроения
Московской железной дороги, не говоря уж о нравственном сближении, которое
должно произойти между обоими столицами, вследствие столь быстрого и скорого их
сообщения. Московская железная дорога не менее будет помогать и водной
коммуникации Петербурга с внутренними губерниями по Вышневолоцкой системе.
Бывают годы, когда, по причине сильного мелководья на Боровицких и Волховских
порогах, или же по раннему наступлению морозов, осенние хлебные караваны
принуждены бывают выгружать свою кладь на пути, для зимовки, или же перевозить
ее в Петербург гужем по Московскому шоссе; в обоих этих случаях хлеботорговцы
терпели убытки, а столица дороговизну на хлеб. С устроением Московской железной
дороги подобные затруднения должны устраниться, ибо она доставит несравненно
скорейшую и дешевейшую перевозку от места разгрузки, как например: от Соснинской
пристани (лежащей на р. Волхов, в 1/2 версте от моста, где железная дорога
пересекает реку). Можно даже предполагать, что вобще часть груза, проходящего по
Вышневолоцкой системе и Ильменскому бассейну в Волхов, будет выгодно, вместо
того, чтобы доставлять водою и подвергать всем остановкам и случайностям
судоходства, перегружать (например, от Соснинской пристани, или в других местах)
на железную дорогу и по ней отправлять в Петербург, сокращая чрез это длину пути
(слишком на 150 верст), время и издержки.
Кроме вышеозначенных двух дорог, было предположение устроить
две новые железные дороги:
а) от Петербурга через Нарву к Балтийскому порту с
двумя ветвями от Петербурга же: одну из них через Ораниенбаум к Кронштадту, а
другую на соединение с Московской железной дорогой. Этой железной дорогой
намерены: во-первых, заменить весьма неудобный по своим перегрузкам водный путь
между Петербургом и Кронштадтом(*). Во-вторых, привести Петербург в постоянное и
беспрепятственное соприкосновение с Балтийским портом, при котором навигация
производится почти круглый год, между тем как Кронштадтский порт, с появлением
на заливе льда, бывает недоступен с ноября до половины и нередко до исхода
апреля, и на эти шесть месяцев останавливается движение иностранной торговли по
Петербургскому порту; к тому же, в водах Финского залива, усеянного отмелями,
суда подвергаются, в особенности при замерзании и вскрытии залива, большой
опасности, и не проходит года, чтобы значительное число судов не сели на мель,
или не были прорезаны льдинами, которые носятся по заливу при его замерзании;
в-третьих, Балтийская железная дорога даст возможность отечественные
произведения, назначенные для заграничной торговли, доставлять без всякой
остановки и с меньшими издержками, прямо в Кронштадт, на корабли. От
Ораниенбаума до Кронштадта, вдоль по Кронштадтской отмели, железная дорога
должна будет проходить по каменной дамбе, устроенной в виде моста на каменных
быках, или же, быть может, найдено будет более удобным, довести дорогу только до
Ораниенбаума и здесь устроить гавань для купеческих судов.
б) Другая, предполагавшаяся для постройки, железная дорога, должна была
идти от Царского села до Гатчины и служит как бы продолжением Царскосельской
железной дороги. Кроме провоза пассажиров, посредством этой дороге можно будет
доставлять в Царское село и Петербург известковый камень, коим изобилуют
окрестности Гатчины (**).
(*)Ныне, все произведения, приходящие к Петербургу водой, останавливаются
близ Невского монастыря, у обводного канала, и чтобы доставить их в Кронштадт,
для погрузки на корабли, они должны, пройти Невою, через три моста, употребляя
на проход каждого сутки (ибо мосты разводятся только ночью); после сего должны
перегрузиться с барок на большие катера и уже на них плыть в Кронштадт и там
сгружать кладь на корабли. Все эти перегрузки и замедления составляют важные
неудобства для торговли и требуют особых издержек, в особенности же, когда суда,
для скорейшей доставки товаров в Кронштадт, нанимают пароходы для своего
буксирования.
(**) По вычислению инженеров, каждая верста железной дороги будет стоить:
Гатчинской дороги 40000, Кронштадской 100000 серебром. Царскосельской дороги
верста стоила 57000; дороже всех стоит Кронштадская, ибо от Ораниенбаума до
Кронштадта, на протяжении 7 верст, должна сооружаться в воде, при глубине до 8
футов.
Первоисточник - "Военно-статистическое
обозрение Российской империи. Том 3. Части 1-3.Военно-статистическое обозрение
Санктпетербургской губернии". 1851 год. Прислал на проект Владимир Агапов.
|