|
Мероприятия, посвященные 100-летию депо Великие Луки пройдут 27 апреля 2007 года.
Место проведения - локомотивное депо Великие Луки.
Около 11 ч. - встреча в депо начальника ОЖД Степова В.В., начальника
СПб-Вит. отделения ОЖД Суслова Н.В. и губернатора
Псковской области Кузнецова М.В., после чего состоится открытие памятной
мемориальной доски на фасаде здания депо и митинг.
Далее около 11.30 - Посещение деповского музея;
11.45 - Ознакомление с тренажерными классами подготовки
локомотивных и ремонтных бригад;
12.00 - Ознакомление с технологическим процессом депо;
12.20 - Возложение венков к деповскому мемориалу павшим
работникам депо в ВОВ;
12.40 - Рабочее совещание губернатора области и начальника
ОЖД
13.30 - Пресс-конференция
14.00 - Торжественная часть, выступление руководителей
ОЖД, награждение работников депо и музыкальные номера на
железнодорожную тематику (городской театр)
15.30 - Концертная программа
К программе прилагалась историческая справка об истории депо.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
об истории локомотивного депо Великие Луки -
структурного предприятия Санкт-Петербург-Витебского отделения
Октябрьской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" История
локомотивного депо Великие Луки ведет отсчет с 1905 года, когда началось
строительство железнодорожных мастерских для осмотра и ремонта паровозов на
станции Великие Луки – пересечении Московско-Виндавской ж.д. со строящейся
Бологое-Полоцкой ж.д.
С 1906 г. к руководству мастерскими приступил
П.Н.Сопрунов – первый начальник предприятия. Однако официальной даты
открытия депо является 1 января 1907 г., – когда было открыто постоянное
пассажирское и товарное движение по участку Бологое – Полоцк и через станцию
Великие Луки прошел первый поезд (справка Российского государственного
исторического архива № 1156 от 10.07.2003).
В этом же году железнодорожные мастерские были преобразованы в
паровозное депо в составе Николаевкой железной дороги.
Депо представляло собой каменное здание с двумя веерными частями по
20 стойл в каждом со смотровыми канавами, 2 поворотными кругами, подъездными
путями к ним и мастерскими для слесарей, котельной, кузницей и др.
вспомогательными участками. Коллектив депо составлял 130 человек.
Первыми локомотивами, которые находились в эксплуатации и служили в
пассажирском движении явились паровозы серий А и Нв и в грузовом –
серии Ов.
В годы гражданской войны депо обслуживало и ремонтировало
бронепоезда.
В 20-е годы в Великолукском депо, как и по всей стране, бурно
развивалось движение за ударный труд, переросшее в 30-х годах в стахановское и
кривоносовское. Успехи паровозников и ударных бригад ремонтников отмечались в
центральной прессе, коллективу депо вручено Красное знамя НКПС.
С началом Великой Отечественной войны работа депо переходит на
военные рельсы. На шестой день войны сформировывается подвижной состав «ПОДРЕМ-2»
для работы в прифронтовой полосе. В июле 1942 г. организовывается колонна
паровозов особого назначения № 5 НКПС, боевой путь которой прошел по маршруту
Великие Луки – Москва – Сталинград – Курск – Орел – Минск – Варшава – Берлин.
Во время оккупации г. Великие Луки в паровозном депо работала
подпольная группа, которую возглавлял машинист Н.Николаев (расстрелян с другими
подпольщиками в 1942 г.). В январе 1943 года город был освобожден от
немецко-фашистских захватчиков, но еще долго оставался в прифронтовой полосе. В
июле 1944 г. железнодорожный узел и депо подверглись массированной бомбежке
вражеской авиации. На своем трудовом посту погибло 20 работников депо. В память
о них и о подпольщиках на территории депо открыты мемориал и памятная доска.
В послевоенный период начинается восстановление депо, стал
обновляться парк паровозов, создается цех для их подъемочного ремонта, началось
движение за вождение тяжеловесных поездов.
С начала 60-х годов депо начинает готовиться к переходу на
теплотягу. Проводится реконструкция цехов и с 1966 г. в эксплуатацию поступают
первые грузовые тепловозы серии ТЭ3, а вскоре и пассажирские ТЭП60.
В 70-е годы происходит кардинальная модернизация локомотивного
парка на Октябрьской ж.д.: во многих депо, в том числе и Великолукском,
производится замена тепловозов ТЭ3 на более современные 2М62. Депо
без остановки существующего ремонтного производства осваивает ремонт ТР3 этой
серии локомотивов. С увеличением потребности дороги депо все более
специализируется на этом виде ремонта. В конце 80-х годов выполнение
государственного плана доходило до 11-12 секций тепловозов в месяц.
Специализация депо дает свои положительные результаты.
Организовываются новые производственные участки и ремонтные отделения,
разрабатываются и внедряются технологические процессы и новое оборудование,
позволяющее значительно улучшить качество ремонта локомотивов и надежность их в
эксплуатации.
За достигнутые высокие производственные показатели, самоотверженный
труд коллектива в перевозочном процессе и выполнение плановых заданий по ремонту
тепловозов локомотивное депо Великие Луки было занесено на всесоюзную Доску
почета на ВДНХ.
Начиная с 1992 г. после проведения организационно-технических
мероприятий депо приступило к выполнению капитального ремонта 1-го объема
тепловозов серии М62 на существующих ремонтных площадях. Одновременно в
депо производится и капитальный ремонт дизелей с переукладкой коленчатого вала.
В результате достигнут значительный экономический эффект для Октябрьской ж.д. от
сокращения материальных затрат при производстве ремонта того же объема, но в
условиях завода.
В 90-х годах Министерством путей сообщения коллективу депо
поручаются особые задания. С 1991 г. в депо производится сначала опытный пробег,
а затем и ремонтно-эксплуатационные испытания двум новым скоростным пассажирским
локомотивам ТЭП80 мощностью 6000 л.с. Во 2-ой половине 90-х годов депо
является основным для производства ремонта тепловозов ДМ62, базирующихся
в войсковых частях Министерства обороны и состоящих на службе по обеспечению
обороноспособности страны.
С 1998 года депо возглавляет С.А.Васильев. В транспортной сфере
Северо-западного региона оно определено базовым на Октябрьской железной дороге.
Уже в нынешнем веке коллектив депо решает новые производственные задачи. В
кратчайшие сроки внедрены в эксплуатацию с производством технического
обслуживания и ремонта новой серии тепловозов 2ТЭ116 для вождения
грузовых поездов повышенного веса и длины, освоены в пригородном движении первые
на Октябрьской ж.д. рельсовые автобусы РА-1, освоен новый вид ремонта ТР2
тепловозам 2ТЭ116 в цехе Новосокольники.
В настоящее время депо является ремонтно-эксплуатационным, своими
локомотивными бригадами и тепловозами обслуживая участки до Резекне Латвийской
ж.д. и Полоцка Белорусской ж.д., до Волоколамска Московской ж.д. и Иванова
Северной ж.д., до Пскова, Бологого и Санкт-Петербурга Октябрьской ж.д. Общая
протяженность плеч обслуживания и участков обращения составляют свыше 2500
км. В приписном парке около 190 локомотивов, основными сериями которых
являются пассажирские ТЭП70 и грузовые 2ТЭ116.
Начальник депо
|
|
С.А.Васильев
|
|