станция Промышленная, Запсковье

  дорога Псков - Нарва 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Южная горловина] [Здание ДСП] [Северная горловина]

  Упраздненная станция Запсковье находится  на северо-восточной окраине Пскова. Кроме того назначены к постройке в Псковском узле две соединительных ветви: а) от поста Березки до станции Псков I Сортировочная протяжением 2,94 вер.  и б) от разъезда Запсковье вер. 2 линии Псков - Нарва до соединительной ветки Березки - Псков II, протяжением 1,5 вер. Т.е. разъезд Запсковье был построен осенью 1915 года. Кроме того на вер. 2, близ Пскова был запроектирован распределительный разъезд Запсковье.
  Впервые мы видим эту станцию в расписании 1917 года. Первая остановка поезда на Нарву после станции
Березки (там меняли направление движения поезда) называется Запсковье.
  В расписании 1922-1923 годов поезд на
Гдов отходил от станции Псков I в 16.00, затем через 1 километр останавливался на станции Псков II, где стоял с 16.05 до 16.30. Такая же длительная стоянка была и у поезда из Гдова: прибытие на станцию Псков II в 16.25, отправление в 16.45 и прибытие на Псков I в 16.50. Т.е. к путям станции Псков I подгонялся пустой состав? Кто же будет сидеть в поезде 20 минут в версте от конечной станции. Это можно объяснить  сменой направления движения поезда с необходимой перецепкой паровоза.
  В расписании 1922-1923 годов станция Запсковье отсутствует, но это не значит, что ее не было. Просто пассажирский поезд не останавливался. Она же в черте города.
  Если считать от Псковского вокзала (а не от станции Березки, как сейчас!)
станция Запсковье должна  быть чуть севернее нынешней в месте примыкания ветки от мясокомбината по нынешней улице Линейной. После войны в этом месте было развернуто большое строительство, сильно изменился рельеф.  Если брать план Пскова 1924 года, то дорога отходила от главного хода на Санкт-Петербург (на самом деле, от Старорусской дороги или послевоенной ветки к заводу "Выдвиженец"!) сразу за мостом через речушку Ремонтка и пересекала Пскову в том месте, где находится мост и сейчас.
  На пятикилометровках Генштаба РККА 1925-1938 годов
станция Запсковье не значится.  Нет ее и на картах 1936 и 1944 годов, только казарма (дом железнодорожных рабочих на немецкой карте), да мост через реку Милевка с переездом на Панинской дороге. На схеме Ленинградской дороги по состоянию на 1 января 1941 года станция Запсковье находится на 4 километре от Пскова и на 152 километре от станции Сланцы. На карте Ленинградской железной дороги 1943 года станция Запсковье также находится на 4 километре дороги на Гдов. На картах 1944 - 1948 годов станция Запсковье указана в 4 км от станции Псков-Пассажирский.
  Однако на немецкой карте 1944 года станции нет. И это не смотря на то, что присутствует подъездной путь по нынешней Линейной улице до берега реки Великая в район нынешнего завода ЖБИ и двумя примыкающими путями!
  Материалы немецкой аэрофотосъемки весьма скудны: 3 июля 1941 года от моста через реку Пскова на север идет один путь. Больше ничего. Полностью фотографии аэрофотосъемки можно было посмотреть на проекте www.pobeda-info.ru.
   После войны
станция Запсковье строилась, разбиралась и вновь строилась, второй раз в 70-е годы под названием Промышленная ( это ее рабочее название).  В книгах тех лет она упоминается в связи со строительством в этой промышленной зоне предприятий. Заказчик последнего строительства - Завод зубчатых колес (нынешний Завод механических приводов). С 1975 года руководил стройкой начальник железнодорожного участка ПЗЗК Николай Васильевич Локновский. Первым начальником станции был Иванов - бывший диспетчер Псковского отделения, затем была начальником женщина по имени Валентина. Первый раз станция Запсковье была восстановлена, по всей видимости сразу после войны, так как в известной переписке 1945 года упоминаются разрушенных 11 станций и разъездов между Гдовом и Псковом.
  Были дежурные по станции, станционное здание, светофоры. При строительстве
станции Запсковье  предусматривалось восстановление дороги к мясокомбинату. Станция Запсковье сдана в эксплуатацию (принята железнодорожниками) в 1981 (?) году без СЦБ.
  В 1996-2000 годах
станция Запсковье входила в состав Псковского подотдела, как промежуточная станция 4 класса  с ручным управлением стрелками. Рядом на карте обозначен законсервированный путевой пост. К нему показана не восстановленная после войны железная дорога. Развалины этого законсервированного поста можно обнаружить близ моста на реке Пскова.
  7 августа 1998 года в газете «Вечерний Псков» были опубликованы «Основные направления развития железнодорожного транспорта» в области, в том числе предусмотрены организация и строительство промежуточной пассажирской станции в  Северо-Восточном промышленном узле на продолжении створа улицы Звездной.
  "Согласно Единой сетевой разметки (ЕСР) существует грузовая станция Запсковье (код 07010). Согласно "Атласу схем..." (от 1999 г.) данная станция присутствует в Дополнительном алфавитном списке и расположена в 4 км от станции Березки, что в черте города Псков на линии Псков-Бологое". Дмитрий Фокин
  В 2001 году на
станция Запсковье пять путей (один частью демонтирован), несколько подъездных путей, перестроенное в автомастерскую станционное здание, будка стрелочного поста под путепроводом. Далее в сторону станции Березки мост через реку Пскова и путепровод через улицу Льва Толстого. На север в районе деревни Силово- Медведево  рельсы бывшей станции постепенно уходят под землю. Далее начинается асфальтированная дорога. Вытяжной тупик и часть путей станции завалены шпальными решетками с железобетонными шпалами (рельсы Р-50 1959-1963 годов). В  конце нынешнего вытяжного тупика  к старой дороге примыкала идущая от Шоссейной улицы на северо-восток в сторону поселка Митрохново железнодорожная линия.  Она шла к мясокомбинату и льнокомбинату, сейчас разобрана, теперь здесь улица Линейная (с 28.4.1976 года).
  "Достоверно известно, что эта ж/д линия, построенная при оккупации, реально существовала. Пути протянули от железной дороги Псков - Гдов и использовали для доставки военных грузов к построенному нацистами подземному военному заводу в районе между мясокомбинатом и льнокомбинатом, где и была конечная трамвая на Запсковье. Там был танкоремонтный завод, по другим данным на заводе выпускались комплектующие для ракет ФАУ. После войны эту ж/д ветку использовали в качестве подъездных путей. Сейчас этой линии нет, но в память об этом осталась название улицы, по которой линия проходила - она называется Линейной." Александр_П
  Кроме отстоя вагонов, пути бывшей станции используются для маневровой работы: в районе бывшего ЖБИ есть пункт приема металлолома, 2-3 предприятия вывозят лес. Редко есть грузовая работа на Заводе механических приводов. Бывают и цистерны для котельной.
  В конце апреля 2003 года на
станции Запсковье, где стоят отцепленные вагоны, группа подростков отцепила от состава вагон и разогнала его. Вагон катился более 500 метров. Сообщила газета «Панорама».
  Летом 2005 года отмечена постепенная ликвидация штабелей шпальных решеток - рельсы режут на маленькие куски на сдачу в пункты приема металлолома. В начале 5-го пути тоже унесены два рельса. Постепенно со стоящих вагонов снимаются легкосъемные детали.
  Летом 2006 года 5 путь разобран полностью и в начале и в конце. Рельсы остались только под немногочисленными старыми рельсошпальными решетками (количество их резко сократилось) и несколькими вагонами и цистернами. Отмечена работа крана по разгрузке снятых решеток у путепровода и почти ежедневная маневровая работа. Однажды одновременно работали два ТЭМ. Отмечалась и работа М62 в качестве вывозного. Обычно состав формируется на главном пути, а тепловоз "перебегает" в голову по первому от города пути. На втором пути отстой подлежащих списанию вагонов. Четвертый путь свободен и почти не используется. Будка под путепроводом летом горела. Хотя чему там гореть - одни же кирпичи.
  В 2007 году режим работы станции не изменился. Пути бывшей станции, по некоторым данным, принадлежали
станции Березки. Но та, в свою очередь, уже не самостоятельна, а является частью станции Псков - Березки.
  В январе 2008 года на горе (участок Запсковье - Березки близ стрелочного поста) впервые замечен свежевкопанный столб ОАО "ПВСК" - капиталисты приватизировали ветку к предприятиям в Любятово. Предприятие, связанное с ремонтом дорог, от ветки, идущей к бывшему заводу ЖБИ, соорудило веточку метров в 200 с крытым (!) на пару вагонов разгрузочным терминалом.
  Летом 2008 года всплеск маневровой работы. На одной из веток (ветка бывшей Сельхозтехники) "расположился" филиал таможенного терминал из Любятово. Он занимается перегрузкой кормов из 20-тонных контейнеров, прибывающих из-за границы, в  обычные крытые вагоны и автомобили.
  В январе 2009 года одновременно исчезли все старые вагоны и цистерны, мирно стоящие здесь около 10 лет. Или пути бывшей станции освободили для каких-то целей или, что более вероятно, вагонное депо выполняет план сдачи металлолома.
  Необычно снежной зимой 2009-2010 годов впервые лет за 12-14 здесь работали снегоочистители. Чистили два пути на станции и подъездные пути к таможенному терминалу, предприятиям Дорасфальльтострой и ТЭСО. Ближе к весне очистили путь к котельной.
  В рождественские каникулы 2011 года чистят стрелки только в интересах котельной. Остальные пути занесены снегом.
  В октябре 2013 года на станции Запсковье начат демонтаж пути №3. По состоянию на начало ноября в четной (северной горловине) остался стрелочный перевод №10 и крестовина 3 и 5 путей, в нечетной (южной) стрелочные переводы путей 3 и 5 (№15 и №5?)  и метров 150-200 пути №5.
  К концу декабря 2013 года путь №2 тоже подготовлен к демонтажу - рельсы порезаны газосваркой на небольшие фрагменты.
  К 10 января 2014 года на бывшей станции Запсковье остались только два пути (№№1 и 4). Демонтированы остатки путей №№5 и 3 и их стрелочные переводы, а также наполовину путь №2, частично лежавший на деревянных, частично на железобетонных шпалах. Вторая половина в северной горловине ждет демонтажа. Пути №1 и №4 демонтировать нельзя - тепловоз должен идти от станции Березки и обратно в голове состава.
 
"Что-то Запсковье зарастает, больше не возят крупнотоннажные контейнеры, а только по одному крытому вагону на ООО "Сприм". Тогда почему на табличке Псковагропромснаб? Раньше что ли Сприма не было или пути принадлежат Псковагропромснаб? Год назад чуть ли не каждый день возили по 6 цистерн на ООО Экойл, а сейчас тишина. Подъездной путь к ТЭСО (он же к Псковгеокабель?) обновили, но так ничего и не ездит".  Июль 2017 года. Сергей Дмитриев.
 

Расписания

Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Псков I - Нарва I  и обратно. Разъезда №1 нет, но есть Запсковье.
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина. Здесь станции нет и нет разъезда!

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS