станция Великие Луки

 Виндавская дорога 
 Бологое-Полоцкая дорога  Локомотивное Депо

[Историческая справка] [Новейшие хроники] [Карты и схемы] [Подразделения] [Западная горловина] [Балтийская сторона] [Вокзал] [Октябрьская сторона] [Локомотивное депо] [Восточная горловина] [Завод] [Техникум] [Прочее]

   477 километр от Москвы, 310 километр на Бологое-Полоцкой дороге. Старинный русский город, немного оживший после строительства Виндаво-Рыбинской в 1900 году и дороги на Полоцк в 1907 году.
  О проблемах при строительстве дороги Бологое - Седлец можно почитать в статье из газеты "Великолукская правда"
 
Очень интересная статья А. Вульфова о судьбе этой дороги была опубликована на страницах "Науки и жизнь".  
  Постройка железнодорожной линии Бологое - Полоцк. Планы станций. Станция III класса Великие Луки.
 Много можно прочитать познавательного в статье "Перекрестки Великих Лук" Александра Кондакова, опубликованной в журнале "Семафор". 
 "Первое столетие" Книга Владимира Ипатова много расскажет о Великолукском узле.
  Еще одна книга Владимира Ипатова "Депо на Ловати"
  Первый пассажирский поезд прошел через станцию Великие Луки  в ночь с 27 на 28 сентября (по новому стилю) 1901 года. О первом десятилетии жизни станции почитайте здесь. Правление общества МВР дороги устроило в Великих Луках обменный пункт по передаче грузов, вагонов и поездов с одной дороги на другую.
  В январе 1902 года открыты Главные железнодорожные мастерские Общества Московско- Виндаво-Рыбинской дороги.
  В расписании лета 1903 года станция Великие Луки на 447 версте от Москвы и 297 версте от Крейцбурга, в расписании зимы 1905-1906 годов на том же расстоянии от Москвы и в 579 верстах от Виндавы.
  Забастовками железнодорожных рабочих Великих Лук началась революция 1905-1907 годов в Псковской губернии. В октябрьской стачке приняли участие и учащиеся технического железнодорожного училища.
  Осенью 1906 года станция Великие Луки стала узловой. На Бологое- Полоцкой дороге пассажирское здание имело 4 класс. В Великих Луках  имелась правительственная телеграфная контора. 
  Перед войной Бологое-Полоцкая дорога и участок Великие Луки - Себеж были двухпутными, а дорога на Москву - однопутной. После войны двухпутный путь не восстанавливали.
  4 сентября 1902 года начаты занятия в железнодорожном техническом училище. Вначале оно находилось в флигеле дома Кожевникова(сейчас улица Ставского, 79), а в 1906 году училище переехало на улицу Подолешинскую (ныне Первомайская). Сейчас это техникум. 
   В Великих Луках существует  филиал Санкт- Петербургского университета путей сообщений.
    Есть железнодорожный музей.  В 80-е годы была осуществлена реконструкция станции. В 2000 году пытались отменить ходивший 40 лет пассажирский поезд сообщением с Москвой. Пока отстояли. В 2001 году был капитальный ремонт вокзала. На станции есть библиотека железнодорожников- Великолукский филиал ДНТБ. В разное время заведующими здесь работали В.Басаровская, А.Бедняжонок, Л.Колодяжная. В 2003 году заведующая- Ирина Федоровна Захарова. Художественная библиотека находится на третьем этаже Дома культуры железнодорожников, научно-техническая- на четвертом. Также есть пункт выдачи литературы в локомотивном депо. В 2003 году 670 читателей.
    С 1944 года существовало третье Великолукское отделение Калининской дороги. Известны работники этого отделения, награжденные орденом Ленина: ревизор по безопасности движения Ваулин А.М., ревизор Егоров А.П., инспектор отдела кадров  Малеин С.Г., главный бухгалтер Тарандо Ф.И. Согласно приказу МПС №506/Ц от 19 мая 1962 года Псковское и Великолукское отделения объединены. Кавалерами высшей награды были также работники станции Великие Луки Соловьев М.А., Степаненко А.Н., главный бухгалтер НГЧ Великие Луки Селезнев А.И. После войны контролером-ревизором пассажирских поездов работал полный кавалер орденов Славы Пантелеев В.Л.
  Из книги С.Н. Решетова и З.П. Антоновой "Возрожденный из руин".( Лениздат, 1988 год) можно узнать много интересного о восстановлении станции Великие Луки после Великой Отечественной войны. 
  Известны также следующие ревизоры безопасности движения разных лет: Бутович, Сычев, Акулик (бывший ДС станции Маево).
  В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Великие Луки значится в числе важнейших, в Атласе 1987 года - в числе крупных узловых.
   В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов станция Великие Луки была сортировочной станцией 1 класса с ручным управлением стрелками.

Схема станции в 2002 году

    "Парк "А"
  Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы полуавтоблокировкой, при подходе к станции оборудованы локомотивной сигнализацией.
  Назначение путей:
  1. Главный. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  2 - 3. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных грузовых и пассажирских поездов.
  4 - 7. Приемо-отправочный для нечетных и четных грузовых поездов.
  9 - 15. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых поездов.
  16 - 17. Погрузо-выгрузочный.
  Ветвь №7 - отправление с Московской стороны.
  Парк "Б"
  1. Главный. Московский. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  2 - 3. Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных грузовых и пассажирских поездов.
  4.
Приемо-отправочный для приема и отправления четных и нечетных грузовых поездов.
  5 - 9, 18. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых поездов.
  10, 11, 16. 13. Сортировочный путь и отстоя.
  12. Болговский путь.
 
I. Главный Бологовский путь отправления и приема поездов в парк "А" из Бологое.
  II. Главный Бологовский путь отправления и приема поездов в парк "А, Б, В,Г" из Бологое и заезда в депо (Ветвь №5).
  Ветвь №6 - приема и отправления поездов на станцию Ржев.
  Парк "В" 
  Ветвь №3 - путь съезда с парка "В" в парк "Б" и наоборот.
  1. Главный Себежский путь приема и отправления пассажирских и грузовых поездов на станции: Новосокольники, Невель, Ржев.
  3. Путь приема и отправления пассажирских и грузовых поездов на станции: Новосокольники, Невель, Ржев.
  II. Главный Полоцкий путь приема и отправления пассажирских и грузовых поездов на станции: Новосокольники, Невель, Ржев.
  4 - 10. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых поездов.
  
 Парк "Г"
  11 - 18. Приемо-отправочно-сортировочный для нечетных и четных грузовых поездов.

  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
   На станции Великие Луки по состоянию на 2006 год  не внедрена электрическая централизация, т.е. все стрелочные переводы на них на ручном управлении.
 О начальнике станции Власове  Сергее Александровиче  
 О начальнике станции Алексееве Геннадии Викторовиче  
 О железнодорожной станции Великие Луки в Псковской энциклопедии 2003 года
 О работнике Великолукского отделения дороги Рыбакове А.М. в Псковской энциклопедии 2003 года 
 "Из истории одной станции" А.А. Сычев. 10 марта 2009 года. Великолукская городская типография.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS