полустанок, платформа Викенгейзера, станция Череха

 Варшавская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Южная горловина] [Мост через Многу] [Между мостами] [Мост через Череху] [Северная горловина] [Подъездной путь]

    281 километр Варшавской дороги, 7 километр от Пскова. В 1873 году станции Череха не было: "Прогулки г-на Евлентьева: Череха".
  Псковский предприниматель Георг Викенгейзер построил за свой счет
железнодорожную платформу в Черехе и в 1896 году договорился с управлением дороги о минутной остановке на полустанке Череха.  (Из книги Н.Ф. Левина "Псков на старых открытках". Выпуск 3.). Однако в расписании 1897 года указано другое название -  платформа Викенгейзера. Кстати, в расписании 1895 года платформы еще нет. Статья о Викенгейзере в Псковской энциклопедии 2003 года.
  В расписаниях с лета 1903 года до зимы 1911-1912 годов и в пригородном и дальнем сообщении никаких  платформ Викенгейзера  или  Череха НЕТ!
  На карте 1915 года  показана платформа Череха. Есть она и в расписании лета 1917 года. Дореволюционная фотография показывает наличие в Черехе двух путей (дорога была двухпутной). В расписании 1922-1923 годов
Череха не упоминается.
   "Здесь в 1918 году между реками Череха и Многа были основные бои между красногвардейцами и немецкими войсками. 22 февраля 1918 года немецкие воинские части захватили Режицу (позднее Резекне). Затем германские военные части направились к Пскову, где был штаб Северного фронта и находились обширные склады военного имущества, боеприпасов и продовольствия. Противник продвигался на восток преимущественно "боевыми поездами", не встречая практически никакого сопротивления. В 14 – 16 вагонах таких эшелонов размещались эскадрон кавалерии, до полуроты пехоты (при 14 – 16 пулеметах и 2 – 4 пушках) и саперный взвод.
    Лишь 23 февраля большевики объявили Псков на осадном положении. Бои начались под вечер 23 февраля между реками Череха и Многа, т.е. недалеко от станции Череха. Здесь немцам противостояли: 2-й красноармейский полк под командованием А. И. Черепанова (отошедший из-под Риги), железнодорожные отряды петроградских железнодорожников, прибывший из Петрограда 1-й Красноармейский полк , две роты и пулеметная команда 2-го Рижского латышского стрелкового полка Юриса Аплока- выпускника псковской школы прапорщиков 1915 года, а также отряды красногвардейцев под командованием большевика Я. Ф. Фабрициуса, рабочие отряды из Витебска, Орши, Могилева под командованием Мясникова и Берзина. Эти подразделения и части были сосредоточены южнее Пскова. До подхода противника они разрушили мосты и взорвали железнодорожные пути, ведущие к Пскову. В телеграмме, посланной в те дни из Пскова в Петроград, сообщалось: "Пути [к] Пскову подорваны, мосты разрушены..." 
    Только под прикрытием блиндированного поезда и крупнокалиберных орудий немцам удалось прорваться к 18 часам 24 февраля к станции Псков-1, воспользовавшись оставшейся неповрежденной железнодорожной линией со стороны Риги, в ночь на 25-е они захватили центр Пскова, а 25 февраля - весь город. По другим, более свежим данным, город был захвачен почти без боя 200 немцами 25 февраля, а все последующие изыскания советских историков были направлены на раскрутку этого дня, как Дня Советской Армии. Но с другой стороны известен факт, что ночью 24 февраля 1918 года на пути немцев был взорван пироксилиновый склад на юге-востоке города - погибло более 250 человек. Уже арифметика не сходится. Одно ясно: был крутой бардак, и война шла вдоль железных дорог, за овладение ими, и железнодорожники были не в последних рядах. "

   На схеме Ленинградской дороги 1941 года
станция Череха расположена на 7 километре от Пскова и 58 километре от Брянчаниново. На карте Ленинградской железной дороги 1943 года станция Череха на 280 километре двухпутной дороги. Во время оккупации 40-х годов станция Череха полностью разрушена. В 1944 - 1948 годах станция Череха также в 7 км от станции Псков-Пассажирский, в 1944 году - в 71 км от станции Остров-Ритупе, в 1945 году   в 73 км  от Ритупе, в 1948 году в 88 км от Абрене.
  На атласах железных дорог СССР 1971 и 1986 года
станция Череха - обычная линейная станция. Как промежуточная станция 4 класса  станция Череха входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах. В настоящее время (2001 год) пути станции используются для отстоя составов. На ветке кирпичного завода иногда бывают маневровые работы в интересах пункта по приему металлолома.

  Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы автоблокировкой.  Назначение путей:
  1. Главный для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов.
  2. Приемо-отправочный для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов и безостановочного пропуска нечетных поездов.
  4. Приемо-отправочный для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов и безостановочного пропуска нечетных поездов.
  6. Погрузочно-выгрузочный и для приема нечетных и отправления четных поездов
  В границах станции три переезда
".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
  Схема станции Череха в 2011 году.
   На основании телеграммы ОАО "РЖД" № ФС-1865 от 5 марта 2004 года по согласованию с администрацией Псковской области станция закрыта по знаку "Б" и открыта для работы по знаку "О", т.е. прекращена продажа билетов на пассажирские поезда (закрыта касса). Осуществляется посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся. 
   Три приемоотправочных и один погрузочно-разгрузочный путь, ветка на кирпичный завод. О ветке к кирпичному заводу.  Тот, на котором была своя узкоколейная дорога. Об узкоколейной дороге кирпичного завода.
  В границах станции Череха два неохраняемых переезда на дорогах в деревню Глоты и в санаторий, один охраняемый переезд на улице Советской Армии,  мост через реку Череха и два сдвоенных моста через реку Многа: один металлический на главный путь, второй бетонный, более поздний, построенный при удлинении путей станции, на два пути. Недалеко памятник воинам Великой Отечественной войны и памятник  6 роте псковских десантников. Рядом с бетонным зданием поста ЭЦ сохранилось старое деревянное здание вокзала, приспособленное под жилье. Рядом с переездом на дороге в санаторий домик путейцев. О работнике станции Калинине Валентине Дмитриевиче
  17 июня 2003 года на
станции Череха водитель легковой автомашины "ВАЗ 2106" нарушил правила дорожного движения и столкнулся на переезде с резервным тепловозом. Машинист травмирован и доставлен в больницу, пассажирка автомашины погибла, водитель не пострадал. Перерыв в движении поездов составил 1 час 55 минут. (Из газет).
  "Навсегда с «чугункой»!" 13 февраля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль" о дежурном по станции Г.Сидорове.
  В июне - июле 2014 года путь №4 капитально отремонтирован. Теперь он не на деревянных шпалах, а на железобетонных с клеммно-болтовым рельсовым скреплением. Приказ НЗ на 11 июля о предоставлении "окон".
 

Конка в Черехе

  Баденский подданный Георг Викенгейзер, ставший псковским предпринимателем, в 1890 году проложил от пристани в Черехе до курзала для отдыхающих полторы версты рельсового пути для конки. Так что первая конка в нашей крае появилась в Черехе, а потом во Пскове. В отличие от псковской конки в местный экипаж запрягались две лошади.
  О колее, как и дате закрытия, ничего определенного сказать нельзя
Конка в Черехе.  Н.Ф.Левин. "Псков на старых открытках. Выпуски 1, 2,3  2000-2001 год.
Рельсовый путь в Черехинском лесу.  Н.Ф.Левин. "Псков на старых открытках. Выпуски 1, 2,3  2000-2001 год.
Курзал санатория.  Н.Ф.Левин. "Псков на старых открытках. Выпуски 1, 2,3  2000-2001 год.
 

Расписания

Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1897 году от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Петроград - Вильна (до Режицы) и обратно: Вильна - Петроград (от Режицы).
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Служебное расписание локомотивного депо Псков лета 1996 года
Пыталовское направление Четное направление. Нечетное направление.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год от Владимира Дукина  2004-2005 годы 2005-2006 годы. 2006 год.
Расписание поездов Псков - Пыталово - Псков №№6801/6802 и №№6807/6808 на зиму 2008-2009 годов.
Расписание поездов №№6801/6802  Псков - Скангали - Псков и №№6807/6808 Псков - Пыталово - Псков летом 2010 года.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS