станция Жезловская, Торошино

 Варшавская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Южная горловина] [У вокзала] [Северная горловина]

  253 километр Варшавской дороги. Станция возникла при строительстве дороги  Петербург- Варшава в 1859 году. Вначале она называлась Жезловская и была в числе 5 станций, построенных между Псковом и Лугой. До сих пор рядом есть деревня Большие Жезлы.
  В 1867-1868 годах станция Торошино являлась станцией 4 класса с пассажирским зданием 4 класса (с 1868 года - 3 класса) и находилась в 237 верстах от Санкт-Петербурга. Водоснабжение Торошинской станции из колодца паровой машиной в 5 сил.
   Статистика движения пассажиров и товаров на станции "Псков" Санкт- Петербурго- Варшавской железной дороги в 1881 году.
   В 1883 году называется
Торошино. В расписаниях 1895-1897 годов Торошино на 238 версте от Санкт-Петербурга.
   Станция известна тем, что в 1903 году во время военных маневров ее посетил вместе со своей семьей последний российский император Николай II. Отсюда начался его визит, так как здесь дислоцировались воинские части.
   «4-го августа, на ст. Торошино, в 8 часов утра, в вагоне- салоне Императорского поезда имела счастье поднести Его Величеству хлеб- соль депутация от Псковского земства в составе председателя губернской земской управы В.П. Горбунова, членов управы Е.Н. Векшинского и А.А. Фон-дер-Беллен, председателей уездных земских управ… «Правительственный вестник», №175, 1903 год. Затем императорский поезд убыл через Псков на станцию Печоры.
   25 февраля 1918 года заняв Псков, немецкие авангарды на блиндированных поездах предприняли попытку быстро продвинуться к
станции Торошино по дороге на Петроград. 26 февраля газета "Правда" сообщала: "...железнодорожный мост в 15 верстах от Пскова взорван... Немцы пытались приблизиться к мосту на поезде, который был обстрелян нашими войсками. После этого он вернулся обратно." Дошли немцы только до полустанка Черняковицы. В Торошино находился авангард сил Пехлеванова. 27 февраля сюда прибыл блиндированный поезд т. Зенкевича. 
  На схеме Ленинградской дороги 1941 года эта станция  на 117 километре от Луги и 21 километре от Пскова. На карте Ленинградской железной дороги 1943 года станция Торошино на 253 километре двухпутной линии. В партизанских документах упоминается платформа Подлесье. Деревня Подлесье находилась рядом со станцией Молоди. На картах 1944 - 1948 годов
станция Торошино на 20 км от станции Псков-Пассажирский.
   "7-я Ленинградская партизанская бригада под командованием тов. Алексеева, численностью 420 человек, в ночь на 18.10.43 г. на участке Торошино - платформа Подлесье взорвала 972 рельса, 600 метров телефонно-телеграфной линии связи, 1 семафор. Уничтожены 1 паровоз, 4 вагона с военным имуществом. В бою убито и ранено до 68 солдат и офицеров противника.  Дорога не работала в течение суток" (Из боевого донесения начальника ЛШПД М.Н.Никитина в ЦШПД 1 декабря 1943 года)  
   "В связи с наступлением частей Красной Армии на Ленинградском фронте начальником опергруппы 15.1.44 г. был дан приказ взорвать Торошинский ж.-д. мост через р. Пскова. Приказ был выполнен, в результате чего движение на Варшавской ж.д. было остановлено на трое с половиной суток." (Из отчета командования 7ЛПБ об итогах боевых действий бригады с октября 1943 г. по 3 марта 1944 г.)  
   В ночь на 18 января 1944 года тремя отрядами 7ЛПБ под командованием В.П. Плохого, А.Д. Сарычева и П.И. Автухова совершен налет на станцию Торошино, гарнизон которой состоял из 2 тысяч солдат и офицеров. В результате взорван (правда, со второго раза) мост через реку Пскова, взорвана водонапорная башня. 
   В Атласах железных дорог СССР 1971 и 1976 годов числится обычной линейной станцией. Как промежуточная станция 5 класса с графиком работ входила в состав Псковского подотдела в 1996-2000 годах. 

Схема станции в 2002 году

  "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы автоблокировкой.  Назначение путей:
  1,2,3. Для приема и отправления пассажирских  поездов.
  1,2,3,4,6. Приемо-отправочные для приема и отправления четных и нечетных и безостановочного пропуска четных грузовых поездов.
  9,12. Погрузочно-выгрузочные.
  8. Для отстоя вагонов.  Стрелочные переводы централизованные".
  "Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно".
  На основании телеграммы ОАО "РЖД" № ФС-1865 от 5 марта 2004 года по согласованию с администрацией Псковской области станция закрыта по знаку "П" и открыта для работы по знаку "О", т.е. прекращена продажа билетов на пассажирские поезда (закрыта касса), а также прием и выдача багажа. Осуществляется посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.  Ближайшей станцией, открытой для багажных операций, является Псков-Пассажирский на расстоянии 20 км.
   Май - июнь 2003 года. На здании вокзала памятная доска "18 января 1944 года 1,4 и 5 отряды 7- ой Ленинградской партизанской бригады разгромили гарнизон станции Торошино и взорвали железнодорожный мост через реку Пскову". Мост находится на удалении  одного километра от вокзала в сторону Санкт-Петербурга.  В здании вокзала работает магазин №14 Псковского ОРСа. Само здание в запущенном виде. Рядом с вокзалом здание поста ЭЦ, железное водоемное сооружение. Платформа небольшая, по одну сторону разваливающееся деревянное здание, наверное, багажного отделения, по другую - бетонный бункер WC. От вокзала через пути проложены деревянные мостки, посадка в поезд Торошино - Псков осуществляется с двух сторон. Стоимость билета до Пскова 6 рублей. Летом 2003 года поезд Псков - Торошино - Псков состоит из семи вагонов, все к Пскову забиты до отказа. На станции есть  две гидроколонки, переезд. Пять исправных путей, из них четыре на железобетонных шпалах. Двое путей забиты старыми вагонами: хопперы-дозаторы, грузовые, рефрижераторы. Пятый путь зарос деревьями, но сигнализация на нем работает, шестой путь почти весь разрезан и растащен, судя по всему, трудолюбивыми местными жителями. На выходе из станции в сторону Пскова грузовая ветка. Летом 2001 года там грузили лес. В 2003 году никаких следов грузовой работы, однако на ветке следы недавней замены шпал. На питерской горловине ухоженная ветка со светофором. Возле переезда, а также рядом с вокзалом находятся два жилых дома из красного кирпича постройки, характерной для Пскова начала 20 века. В четырех километрах от станции находится изолированная узкоколейная железная дорога Крипецкого торфопредприятия. Из разговоров с местными жителями известно, что  ранее дорога от торфопредприятия доходила до станции, и по ней ходил рабочий поезд. Следов на местности никаких, так как теперь здесь проложена автомобильная дорога.
  
1 августа 2004 года. Грустно видеть, в каком состоянии находится некогда шикарное здание вокзала. Кроме железнодорожного магазина и аптеки там, наверное, находится товарная контора. Табличка с такой надписью видна в окно. Двери закрыты, но слышны голоса отмечающих День железнодорожника. Количество кандидатов во Вторчермет - брошенных  вагонов на путях - не уменьшается. Пути заросли высокой в этом году травой. Грузовой работы не видно, поезда только пригородные.  Грустная картина.
  Поразила стройка в тупике у питерской горловины. Бывшая до сих пор там ветка брошена  (в прямом смысле - в самом начале демонтирована, а далее не тронута и стала изолированной) вместе с непогруженным лесом. А ее начало использовано для образцово-показательной стройки - повышенного тупика для разгрузки сыпучих материалов через нижние люки. Метров 300 длиной на бетонном основании, с обеих сторон - широкие заасфальтированные (!!!)  подъезды. Территория благоустраивается, делается отсыпка грунта*.
  Далее в сторону Санкт-Петербурга - бетонный мост через реку Пскова. Две опоры и мостовые устои под двухколейный путь.
   * Примечание от 11 августа 2004 года. Как стало ясно из сюжета Псковского телевидения, повышенный железнодорожный тупик для разгрузки сыпучих материалов стоимостью  8 миллионов рублей построен  в интересах асфальтового завода (владелец - немецкая фирма) в поселке Подборовье. Завод производит асфальтово-дорожную смесь. В Торошино будет разгружаться гравий из Петрозаводска и Ленинградской области (до этого он разгружался на разгрузочном пути на псковской стороне станции).
  Повышенный тупик построен по новой технологии и является единственным в своем роде на Северо-Западе. Ленточку перерезал губернатор Псковской области Евгений Михайлов.
  
9 июля 2005 года.  Немного мажорных нот: во всю кипит работа по разгрузке полувагонов на повышенном тупике, увидели поезд с бочками (не только пригородные!), новые лавочки на перроне. Расписание просто сфотографировали.
  
25 июня 2006 года. Поменяли вывеску железнодорожного магазина на вокзале, вокруг поста ЭЦ строительные леса, идет достаточно халтурный ремонт. Сам вокзал в том же убогом состоянии, его, наверное, ремонтировать не будут. Билет до Пскова уже 18 рублей. Расписание 2005 года за стеклом с помощью штриха и ручки переделали в расписание 2006 года. Поезда Псков - Торошино - Псков уже нет. Вечерний исчез в 2004 году, дневной пропал в 2006 году. Пропала и одна гидроколонка. Кроме трех пар пригородных иногда бывают и грузовые. За два часа видели Машеньку резервом да пролетевший ходом Боинг с новыми зелеными хопперами "ЕВРОСИБ" на Лугу.
   Вокзал закрыт, пассажиров уже более 5 лет внутрь не пускают ни зимой, ни летом. И правильно! Чего этому б... там делать, еще натопчут... Принадлежит вокзал дирекции "Псков-пригород", которой, по всей видимости, нет дела до того, что около 40 человек мокнут под дождем в ожидании опаздывающего пригородного. Зато кусты перед вокзалом вырубили, чтобы вывеску магазина и коробки с мусором было видно. Путей в рабочем состоянии вроде 4. Пятый тоже разбирается. И только светофоры красненьким горят - спасибо ШЧ-16...
 
5 и 19 апреля 2008 года. 5 апреля станция была конечным пунктом прогулки по перегону Молоди - Торошино, а 19 апреля - началом прогулки Торошино - Псков. Все печально: второй колонки тоже нет, водоемное сооружение также исчезло. Нет и пешеходного мостика через пути (надеемся, временно). Подняли небольшой участок платформы у первого пути. Кстати, с советских времен есть платформа и у второго пути.
  Реально действующих на станции два пути. Отстойные рефрижераторы исчезли. Привезенные решетки с новой стрелкой №5 на бетонных брусьях вызывают мечты о третьем пути.
 
"На переезде в Торошино грузовик столкнулся с поездом, пострадали два человека" 13 июля 2011 года. Источник: Псковская Лента Новостей
  7 апреля 2012 года. На перегоне Любятово - Торошино в 2010 году заменены рельсы, новый балласт, на участке оп 259 км - Торошино новые километровые столбы, на участке Любятово - Черняковицы выгружены новые пикетные столбики и основания под них. Здание вокзала станции Торошино заколочено досками: ни магазина, ни проживающих там некогда цыган. По слухам, цыгане переселены во вторую половину бывшей железнодорожной казармы у вокзала. Опять же, по разговорам пассажиров, вокзал открывается один раз, в День железнодорожника. У здания бывшего вокзала все кусты вырублены под корень, но мусор и ветки не убираются. Впечатление разрухи и безысходности.
  Неиспользуемые пути завалены снятыми рельсошпальными решетками, постепенно разбираемыми непонятно кем. Высокий тупик и подъездной путь к нему в северной горловине без следов работы.
  В расписании, кроме пригородных поездов, предусмотрена остановка и поезда СПБ- Рига (Вильнюс). Чтобы пассажиры не мокли под открытым небом сидя, выкорчеваны все лавки вокруг вокзала. Производит благоприятное впечатление ухоженный, бесплатный и всегда открытый туалет. Например, в Пскове бесплатный туалет последний раз открывался 23 апреля 2009 года. И то на один день визита начальника дороги.

Расписания

Расписание пригородных поездов Санкт-Петербург – Псков в 1895 году от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1895 году (часть 1 и часть 2) от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов Санкт-Петербург - Вильно в 1897 году от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1903 года от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1904 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1905-1906 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на лето 1908 года от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Петроград - Вильна (до Режицы) и обратно: Вильна - Петроград (от Режицы).
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Служебное расписание локомотивного депо Псков лета 1996 года.
Лужское направление. Четное направление. Нечетное направление.
Расписание пригородных поездов на направлении Псков- Луга. 1999 год. 2000 год. 2001 год.
Расписание по станции Торошино на лето 2003 года.
Расписание на двери псковской стороны вокзала. Июль 2005 года. Фотография Юрия Киселева.
Расписание поближе. Июль 2005 года. Фотография Юрия Киселева.
Убогое расписание 2006 года (исправленное расписание 2005 года). 25 июня 2006 года. Фотография Юрия Киселева.
Расписание с 27 мая 2007 года. Поездов все меньше. 5 апреля 2008 года. Фотография Юрия Киселева.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год  от Владимира Дукина 2004-2005 годы.   2005-2006 годы.  2006 год.
Расписание поезда Луга - Псков - Луга  №№6507/6508 на зиму 2008-2009 годов.
Расписание с 25 октября 2009 года. 1 мая 2010 года. Фотография Юрия Киселева.
Расписание поездов №№6555/6556 и №№6507/65086 Псков - Луга - Псков на лето 2010 года.
Расписание на станции Торошино с 25 марта 2012 года. 7 апреля 2012 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS