разъезд №3, станция Судома

 Витебская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Северная горловина] [Пост ЭЦ] [Южная горловина]

 286 километр от Санкт-Петербурга. В расписаниях 1903-1912 годов разъезда №3 и станции Судома нет. В расписании 1917 года уже появился разъезд Судома.
 
    "Санкт-Петербург – Езерище, 487 км" 28 августа 2009 года - 5 февраля 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль" рассказывает о происхождении названия станции Судома  и вводит в заблуждение читателей о дате открытия разъезда №3.
 
На карте 1941 года станция Судома на 41 километре от Дно и 135 километре от станции Новосокольники. 
  "10 ноября 1942 года, для производства диверсии по спуску воинского эшелона, из отряда Дедовической оргтройки была направлена группа в количестве 6 человек под командованием тов. Анисимова И.
   Группе было приказано совершить диверсию на ж.д. Дно - Чихачево. Командир группы тов. Анисимов принял решение - диверсию произвести вблизи ж.-д. разъезда Судома, в 10-ти км южнее станции Дедовичи. Свое решение производить диверсию на этом участке Анисимов обосновал следующими данными:
   Место, на котором должна быть произведена диверсия, было свободно от кустов и леса.
   Охрана полотна ж.д. на этом участке была значительно слабее, нежели в лесных массивах, т.к. немцы за последнее время железнодорожную охрану сосредоточивают на закрытых участках, в лесисто-болотистой местности, прилегающей к железной дороге.
  Вблизи станций и населенных пунктов противник не ожидает всевозможных диверсионных актов.
  Правильная оценка обстановки и обусловила принять это смелое решение на диверсию в районе ж.-д. разъезда....
  Место диверсии было определено между двумя блиндажами противника...
  В силу перечисленных причин, командир группы дал приказ: заряд тола в 25 кг заложить в трубу, проходившую под полотном ж.д., предназначенную для изоляции семафорных проводов (сам семафор был также установлен на конце указанной трубы)..
  В 21 час 30 минут от станции Дедовичи на юг отправился эшелон противника. Разъезд Судома он проходил без остановки. Впереди паровоза имелось три платформы, груженные камнем. Пропустив платформы, тов. Васильев произвел взрыв под паровозом. В результате взрыва уничтожен паровоз вместе с обслуживающим персоналом, две платформы, на которых находились грузовые и легковые автомашины, а также разрушено полотно ж.д....
  Движение на железной дороге было прервано в течение 5 часов. (Из боевого донесения оперативной группы ЛШПД на СЗФ о проведении диверсии по подрыву воинского эшелона противника. 15 декабря 1942 г.)
     В ночь на 21 января 1944 года на участок Ашево - Дедовичи осуществил нападение 4 полк 3ЛПБ. Был разгромлен гарнизон станции Судома. В результате операции было взорвано 1277 рельс, 1 ж.д. мост, 1 семафор, 5 стрелок, уничтожены станционные постройки.
   "Крупное соединение ленинградских партизан под командованием т. Юрцева, т. Поруценко в 13.00 26 февраля 1944 года с боями овладело районным центром Ленинградской области Пожеревицы и железнодорожной станцией Судома, которые удерживало до подхода Красной Армии." (Из сообщения начальника ЛШПД т.Никитина в заведующему отделом пропаганды ЦК ВКП(б) Т. Александрову 28 февраля 1944 года)

   В 1943 году существовала дорога узкой колеи немецкой армии на Цевло - Гоголево - Сопки - Холм. На советской карте 1943 года дорога, конечно, не показана.  В 1943 - 1948 годах - станция Судома в 41 км от Дно и в 135 км от Новосокольников. В 1948 году - в 54 км от Сущево.
  В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Судома значится в числе линейных, в Атласе 1987 года - в числе прочих станций.
  В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов станция Судома была промежуточной станцией 5 класса с графиком работы.

 Схема станции в 2002 году

    "Прилегающие перегоны однопутные, оборудованы двухсторонней автоблокировкой. 
 Назначение путей:
  1. Главный. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов. Вместимость - 60/62.
  2. Приемо-отправочный для  приема и отправления четных и нечетных пассажирских и безостановочного пропуска четных грузовых поездов. Вместимость - 67.
  3. Приемо-отправочный для  приема и отправления четных и нечетных пассажирских и безостановочного пропуска нечетных грузовых поездов. Вместимость - 62.
  4. Приемо-отправочный для  четных и нечетных  пассажирских и грузовых поездов. Вместимость 57.
  5. Вытяжной. Вместимость - 6.
  6. Приемо-отправочный для  четных и нечетных  пассажирских и грузовых поездов. Вместимость 57."
  Технический формуляр локомотивной бригады ТЧ-18. Октябрь 2002 года, г.Дно.

  До 1995 года существовала узкоколейная дорога до торфопредприятия "Городовик".  Чуть позже перешивалась на широкую колею на бетонных шпалах. На север от станции Судома отходит подъездной путь к Псковской ГРЭС (район поселка Дедовичи Пионерный). Там станция в несколько путей. После решения о переходе ГРЭС с торфа на газ узкоколейная дорога была приговорена.
   "5 путей, правда, пятый (№3) зарос. Второй путь от перрона (№4) ржавый и заставлен хопперами." Май 2007 года.
 
В мае 2013 года подъездной путь в северной горловине к Псковской ГРЭС со сбрасывающей стрелкой сохранился. Он закрыт запрещающим знаком, стрелочные переводы №1 и №3 до переезда демонтированы, т.е. подъездной путь имеет выход только на путь №2. Нечетный входной светофор перенесен, тем самым переезд оказался за пределами границ станции. Казарма у переезда сгорела. Недавно заменены стрелочные переводы №9 и №11.
  На пути №4 отстаивается состав платформ для перевозки контейнеров. Путь №3 закрыт запрещающим знаком. Также закрыты и оба вытяжные тупиковые пути в четной горловине. Один из них (№8) в формуляре 2002 года назван №5 и тогда еще использовался. Второй тупиковый путь в формуляре не упоминается, на схеме назван №2. Он, а также спрятавшийся в кустах светофор М2 около столба 287/288, остались после демонтажа подъездного пути, еще показанного на карте 1987 года.
  "Станция Судома находится в Дедовическом районе. Ни чем не примечательным данная станция не отличается от других. От станции имеется подъездной путь к Псковской ГРЭС - государственной районной электростанции, которая расположена в 4,5 километрах от поселка городского типа Дедовичи - районного центра Псковской области, на левом берегу реки Шелонь.
  Путь, правда, почти не используется. Сигнализация на этом отрезке пути не работает.
  Интересное здание поста ЭЦ, ранее в нём находился небольшой зал ожидания пассажирского здания. На территории станции стоит бывший железнодорожный двухэтажный дом, отопление которого ведётся от котельной поста ЭЦ станции." Март 2016 года. 
Grabber.  

Расписания

Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Петроград - Витебск (до Сущево) и обратно.
Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год от Владимира Дукина.
Расписание курсирования по пятницам поездов №№6515-6516 Дно - Новосокольники. 22 февраля 2016 года. Автор фотографии - Grabber.
Расписание курсирования по понедельникам и воскресеньям поездов №№6511-6512 Дно - Новосокольники.
22 февраля 2016 года. Автор фотографии - Grabber.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS