Хостинг «Джино»
 


дорога Нища - Невель

Нища  дорога Псков - Полоцк  Бологое-Полоцкая дорога  блок-пост 371 км

Историческая справка

   Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года  Нища - Невель от Сергея Спиридонова (Псков). Хорошо видно полотно  железной дороги Нища - Невель. Судя по фотографии, приведенной ниже, были построены даже мосты, а не только отсыпана насыпь. Нет ни одного раздельного пункта. Неужели при проведении земляных работ забыли о разъездах?  Также обозначены на этой карте другие не функционирующие участки. Например, дорога Псков - Полоцк, участки в прифронтовой зоне у Старой Руссы. В то же время изолированный участок Девицы - Юховичи показан как работающий.
  Фрагмент немецкой карты Александрово - Турки-Перевоз - 371 км, декабрь 1943 - январь 1944 г.г.
  Фрагмент немецкой карты деревня Турки-Перевоз - 371 км, декабрь 1943 - январь 1944 г.г. Оккупация подходит к концу. Дорога есть, но ни раздельных пунктов, ни даже железнодорожных домов.

  Фрагмент топографической карты масштаба 1:200 000 Псковской области 1997 года. К счастью исследователей родного края только часть полотна (примерно до деревни Ольховец) совпадает с шоссейной дорогой. Далее полотно железной дороги пролегало севернее Александрово в направлении Дуброво и Блиново. Справа от Блиново на этой карте участок уже не показан. Затем будущая железная дорога очень близко выходила к шоссе в районе деревни Турки-Перевоз. Здесь могли быть остатки большого моста через реку Уща, но их нет, т.е. мост построен не был. Далее на карте полотно дороги не угадывается до деревни Острилово близ конечного пункта - деревни Плиссы.

"... Также южнее Бояриново есть ответвление в сторону юга-востока в направлении Александрово. Часть насыпи  используется в наше время в качестве дороги." Clark (http://www.sebezh.borda.ru)

      "На карте ГШ РККА 1927 года ж/д от станции Нища на Невель нет, а на карте ГШ РККА 1937 года эта ж/д уже есть. Вывод сделать просто.
  Кстати, от станции Нища в сторону Невеля шла узкоколейная дорога. Это видно по обозначению на карте 1937 года. Вот фотография старинного моста на бывшей железной дороге. Этого между деревнями Ольховец и Александрово. Вот это место на карте." КартоФан
(http://www.sebezh.borda.ru)
 
"Если дорога была построена до войны, хотя бы и узкоколейная, должны же быть разъезды. Карта 1937 года, представленная внизу, не доказывает узкоколейность дороги. Она просто не построена. Доказательств, что дорога была построена нашими до войны или достроена немцами в годы войны, пока нет. Как нет сведений, что в годы оккупации функционировал участок Идрица - Полоцк. Это была территория Братского партизанского края, но свидетельств о диверсиях на этих участках нет." Юрий Киселев

  "Мой дед жил в деревне Турки-Перевоз до 1939 года. Отец родился там же в 1927 году. По воспоминаниям отца, дед после уборки урожая и до посадочных работ несколько зим работал на  строительстве этой самой железной дороги. То есть, в предвоенные годы работы активно велись.
  По поводу вопроса, действовала ли эта ж/д в режиме узкоколейки или участками, могу констатировать, что на участке Язно - Невель однозначно нет. Эта уверенность основана на том, что значительная часть этой насыпи была померена моими ногами в конце 70-х начале 80-х годов. Ни на одном из участков не попадаются традиционные приметы бывшей железной дороги - сгнившие шпалы, болты и другой крепеж и т.д. Железнодорожного моста через реку Уща в районе Турки-Перевоз также никогда не было. Если до войны существовал старый деревянный (автомобильный) мост через Ущу, то его остатки в виде свай легко видимы до сегодняшнего дня. Железнодорожная же насыпь просто упирается в реку с обеих сторон. Будет возможность летом - сделаю снимки.
  Теперь о нынешнем состоянии насыпи. Опять же речь идет о участке Язно - Невель. Насыпь существует, кроме того, в прекрасном состоянии - хоть сейчас прокладывай рельсы. На большинстве участков насыпь не только читаема, она позволяет свободно двигаться по ней легковому автомобилю - мы прошлым летом ездили на ВАЗ-21099. Практически даже нет крупных деревьев (и это среди сосновых лесов). Маленькое исключение составляют участки в лесу, где была проведена вырубка зрелого леса и произведены посадки молодого. Там все распахано тракторами и очертания немного стерлись. Тем не менее и эти участки вполне проезжаемы. Видимо, лесники используют остатки дороги как естественную защиту от пожаров и посадки на ней не производят.
    Июль 2010 года.
Райков Леонид <Leons001@yandex.ru> 

Карты и схемы

Участок деревня Турки-Перевоз - 371 км на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1937 года.
Участок Александрово - Сомино (рядом с деревней Турки-Перевоз) на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1973 года. Дорога еще без разрывов.
Фрагмент участка Нища - Александрово на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1983 года. Хорошо видно, как не совпадает шоссейная дорога на Александрово с полотном железной дороги на Невель.
Участок Александрово - Сомино (рядом с деревней Турки-Перевоз) на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988 года. Справа от Блиново участок еще показан.
Участок Турки-Перевоз - Невель на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988 года. Какая красота! Хоть сейчас рельсы укладывай :-)
Фрагмент карты Псковской области 1997 года. Видим  деревню Плиссы. Именно к блок-посту 371 км у этой деревни  выходила эта дорога.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS