станция, остановочный пункт Абово

 Виндавская дорога 

[Историческая справка] [Карты и схемы] [Фотографии]

  525 километр от Москвы. В расписаниях 1903-1917 годов станции Абово нет. На карте съемки 1925-28 годов с уточнениями 1931 года показан разъезд Абово.
   "Абово. Железнодорожная станция на направлении Новосокольники - Пустошка. Названа так по деревне Абово, ранее существовавшей в километре к северу от нынешней станции, упоминается в "Списке ВГ" (1906г.) Скорее всего, название отыменное, от сокращенной формы имени "Абакум" ("Аввакум"), на что указывает притяжательный формант -ово."    Юрий Алексеев. Словарь топонимов Новосокольнического района. 
    На немецких картах 1942 - 1944 годов станции Абово нет, т.е. после строительства второго пути надобность в разъезде отпала, и он был закрыт.
   "... На ж.-д. ветке Новосокольники - Пустошка в районе дер. Борисково  произведено крушение эшелона противника. 20.6 в 2ч. 15 мин. эшелон противника в количестве 34 вагонов наехал на установленную мину. Взрывом разбит паровоз, 7 вагонов, в том числе 2 классных с живой силой, 2 платформы с автомашинами, остальные вагоны с различным военным грузом слетели с рельсов. В результате крушения убито около 70 немцев..." (Из отчета штаба партизанского отряда "Смерть фашизму" о боевой деятельности за период с 10 июня по 1 июля 1942 года). 
   "... Ответственное поручение группа Заритовского выполняла на участке Новосокольники - Маево. Здесь, в районе Голубево - Кузнецы, партизаны стали минировать ж.-д. полотно. Не успели они полностью закончить минирование, как из Новосокольников в сцепке проследовали два паровоза, не заметившие укрывшихся под откосом наших минеров. После этого партизаны снова приступили к окончанию минирования. Было поставлено 16 мин. Когда заканчивалась установка последних трех мин, со стороны Маево появился воинский эшелон противника с живой силой. В эшелоне 43 вагона. Из вагонов доносились песни немцев. Группа укрылась в кустах. Эшелон с полного хода налетел на минное поле около дер. Голубево. Первые две мины не взорвались, очевидно, не успели еще перегореть предохранители. третья мина взорвалась, пропустив паровоз и 7 вагонов. Взрывом из-под восьмого вагона были выброшены передние колеса. Вагон ткнулся в шпалы, остальные вагоны в силу инерции полезли один на другой. 14 вагонов были разбиты, песни фашистов превратились в вопль и стоны.
   Оторвавшийся паровоз и 7 вагонов, пройдя 50 метров, налетели на следующую мину, которая взорвалась под паровозом. Паровоз сошел с рельсов и прокатился несколько метров, разрушая полотно. Взрыв причинил паровозу большие разрушения, особенно в ходовой части. Из 7 вагонов 2 разлетелись. Итого в 16 вагонах было убито более 400 гитлеровцев и много ранено.
   Вслед за этим эшелоном следовал 2-й эшелон с воинским грузом. Он наскочил на первую мину близ деревни Борисково. Мина взорвалась под паровозом. Взрывом разбило ходовую часть паровоза и 2 вагона с воинским грузом. Несколько вагонов сошло с рельсов. Путь был загроможден.
  Через некоторое время после крушения двух эшелонов со стороны Новосокольников вышел восстановительный поезд с подъемным краном на платформе и рабочей командой. Поезд наткнулся на установленную группой мину в районе деревни Кузнецы, силой взрыва которой были разбиты паровоз и платформа с подъемным краном. Кран сбросило под откос. Были повреждены и 2 крытых вагона. Среди рабочей команды есть жертв. (Из докладной записки секретаря Калининского обкома комсомола К.Фокина секретарю ЦК ВЛКСМ Н.Михайлову о героических подвигах комсомольцев-партизан. 11 сентября 1942 года).

 Станция Абово появилась вновь после войны в связи с принятием решения о невосстановлении двухпутного участка Себеж - Великие Луки. Станция Абово показана на картах Калининской дороги 1944 - 1948 годов, права, без указания километра.
  В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Абово значится в числе линейных, в Атласе 1987 года - в числе прочих. 
  В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов станция Абово была промежуточной станцией 5 класса. Закрыта в 2001 году. По информации Сергея Крылова, в ноябре 2003 года станция Абово разобрана.
  В 2006 году ходили слухи о переносе остановки с бывшей станции к переезду на дороге в село Усадище - поближе к пассажирам.
  "...Недалеко от бывшей станции АБОВО, а именно близ столба 523-524 км, как сейчас помню, бульдозером разровнена почва. На обратном пути я заметил, что ровняли начиная от проселочной дороги, ведущей на село Усадище, прямо около переезда. Что бы это значило? Кто-то из пассажиров сказал, что будут делать вторую колею, в чем я сомневаюсь (по-моему это не возможно). Скорее всего разровняли участок земли близ переезда для иных целей. Но каких? Еще я заметил стоящий на площадке старенький бульдозер...
      Насчет переноса остановки конкретно ничего сказать не могу. Поезд "Посинь - Великие Луки" по-прежнему делает остановку в Абово. Только на ней почему-то никто не выходит. Там от станции пешком до переезда километр пройти. Безусловно с наступлением зимы бульдозер уберут."   25 августа 2006 года,
Владимир Михайловский
 
"Так как это сделано у многих переездов в этих местах, можно предположить, что это сделано в целях безопасности - для улучшения видимости вблизи переездов".

   "Абово, май 2007 года. На 524 километре переезд, от него по северной стороне в сторону Абово разрытая площадка. Сама станция на 526 километре. Заколоченная "дежурка" и жилая казарма на горе."
  8 июня 2010 года  здание поста ЭЦ и казарма в порядке. Утром пассажиров нет, в обед вышла одна пассажирка (ее не пускала в казарму собака...) и вошел один пассажир. У переезда в деревню Усадище оранжевый КАМАЗ (путеремонтная машина), а 521-523 километры сплошь в оранжевых куртках путейцев (выехали на "окно").
  В марте 2011 года обнаружено, что здание поста ЭЦ бывшей станции Абово разобрано.
 
Расписание пригородных поездов на станции Пустошка. Шебзавод, Лемно, Абово и 504 км обделены остановками, увы.

Расписания

Расписания на все направления Псковских железных дорог. 2002 год от Владимира Дукина  2003 год от Владимира Дукина
Расписание на станции. Фотография от 15 мая 2006 года. Фотография Юрия Киселева.
Расписание движения с 25 мая 2008 года пригородного поезда №№6501-6502 Великие Луки - Себеж.
Пригородные поезда на лето 2009 года  Великие Луки - Нелидово №№6804-6803 и Великие Луки - Себеж №№6505-6506  от Евгения Гацака. 
Расписание поезда №№6501-6502 Великие Луки - Посинь 10 июля 2010 года.
Расписание поездов  №№6505/6506 Великие Луки - Себеж 12 мая 2011 года.
Расписание поезда №№6501-6502 Великие Луки - Посинь 3 июня 2012 года.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS