Из книги Георгия Никитича Гусакова
  "Воспоминания начальника станции"
 
Дно, 2003 год.
Предисловие
Воспоминания о работе на 451 километре Витебской дороги
Воспоминания о работе начальником на станции Пустошка
Воспоминания о работе на станции Старая Русса
Воспоминания о работе начальником на станции Сущево
Воспоминания о работе в Дновском железнодорожном училище №10
Воспоминания о работе начальником станции Дно

   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ УЧИЛИЩЕ
   В период семидесятых годов прошлого столетия .характерен тем, что начался большой отток молодежи из малых городов и сел в большие города. Предприятия районных центров и села стали ощущать острый недостаток в кадрах, такое же положение сложилось на железнодорожном транспорте: станциях, локомотивных и вагонных депо, дистанциях. В целях сдерживания уезда молодежи в промышленные центры и закрепления их на предприятиях городов и сел в районных центрах начали создавать профессионально технические училища различного профиля. По совместному постановлению Министерства путей сообщения и Госпрофорба СССР в феврале месяце 1979 года было принято решение о создании в городе Дно железнодорожного училища № 10 по подготовке кадров для железнодорожных предприятий: станций и локомотивных депо.
   Вновь создаваемое училище стало преемником железнодорожного училища №3, организованного в городе Дно в 1940 году и с началом Великой Отечественной войны эвакуированное в город Ярославль. Естественно, что базы после многих лет разрушительной войны от старого училища никакой не осталось После увольнения из Бежаницкого межколхозного механизированного отряда, я обратился в отдел кадров Псковского отделения дороги по вопросу трудоустройства на работу на любую станцию, где бы была только средняя школа для продолжения обучения детей. При встрече в отделении дороги главный инженер отделения дороги Андреев Г.И. и начальник отдела кадров отделения Молин П.А. убедили согласиться пойти работать директором вновь создаваемого железнодорожного училища, одновременно заверив меня, что будет предоставлена квартира в доме, строительство которого завершалось, а также предоставлена работа жене. На нашу беседу был приглашен начальник Псковского областного управления профессионально технического образования Купринов Борис Васильевич. Побеседовав, понял, что мне будет оказана практическая помощь по открытию и оборудованию училища и дал согласие на совершенно незнакомую работу.
   10 мая 1979 года был подписан приказ о моем назначении директором училища и я в тот же день прибыл к месту новой работы.
   До начала учебного года оставалось немногим более трех месяцев, время ухода в отпуск и время ухода учащихся из школ на каникулы и поступления на учебу, а у нас работа только должна была начаться и ее было непочатый край. После прибытия в город представился в Дновском райкоме КПСС первому секретарю Тарасову Николаю Дмитриевичу и секретарю по идеологии, ведущему учебными заведениями Николаевой Евгении Сергеевне и согласовали все вопросы с чего надо было начинать работу, здесь же были рассмотрены кандидатуры на должности заместителя директора, старшего мастера и других.
   Николай Дмитриевич пообещал всяческую помощь со стороны райкома не только в вопросах комплектования административно управленческого аппарата, но и педагогическими кадрам, а так же набору учащихся, а в дальнейшем и развитию базы училища. Надо отдать должное, Николай Дмитриевич свое слово сдержал по всем обещаниям, часто бывал в училище и гордился им.
   Заместителем директора по учебно-производственной работе после нашей беседы и дачи согласия на эту работу был назначен Павел Петрович Бодров, по специальности инженер тепловозного хозяйства, работавший в то время директором Порховского известкового завода. Павел Петрович работал в училище со дня его образования и до сего дня: сначала заместителем директора по учебно-производственной работе, а после моего избрания секретарем райкома, директором училища, а после выхода на пенсию мастером производственного обучения.
   Старшим мастером производственного обучения стал Васильев Евгений Васильевич, работавший в локомотивном депо старшим мастером ремонтного цеха и вот уже более двадцати лет занимается подготовкой кадров локомотивщиков, в чем нашел свое призвание, человек спокойного доброжелательного характера, умеющий работать с молодежью.
  На должность главного бухгалтера была временно принята Глинская Анна Петровна, пенсионерка, оказавшая большую помощь на первых порах организации училища.
   С этой группой мы приступили к решению поставленной задачи по созданию училища, распределив между собой обязанности на ближайший период. Перед нами стояли следующие первоочередные задачи:
  - Комплектование штатов мастеров производственного  обучения и преподавательского состава;
  - Осуществление плана набора учащихся в соответствии с заданием;
  - Обеспечение училища необходимой литературой и наглядными пособиями;
  - Проведение косметического ремонта учебного корпуса, общежития и столовой;
  - Снабжение учебного корпуса и столовой столами, стульями, а общежития - - кроватями и постельными принадлежностями;
  - Подготовить к первому дню занятий необходимое форменное обмундирование.
   Покуда до конца учебного года в школах оставались считанные дни и учебный корпус еще был занят, мы обратили особое внимание проведению профориентационной работы, для этого отпечатали плакаты по набору учащихся, ежедневно выходили в школы для встречи с выпускниками, а также их родителями, зная о том что не все ребята еще определились в выборе будущих своих профессий.
   Базой училища стали бывшая восьмилетняя школа-интернат и общежитие школы со столовой и другие помещения, но принять данные корпуса мы смогли только в последние дни июня месяца, так как в школе продолжался еще учебный процесс, на проведение в порядок всего хозяйства оставалось только два месяца.
   Надо отдать должное отделению дороги, которое обязало Дновский прорабский участок дистанции гражданских сооружений провести косметический ремонт в учебном корпусе и столовой; со своей стороны областное управление профтехобразования направило для оказания помощи в ремонте общежития группу штукатуров-маляров из Псковского профтехучилища №1. В наши обязанности входило оказывать практическую помощь привлеченным работникам и принимать выполненные работы. До 25 августа все намеченные работы по ремонту были выполнены. По мере завершения ремонта того или иного кабинета или комнаты мы оборудовали их необходимой мебелью.
   Необходимую помощь в обеспечении училища технической литературой оказало отделение дороги обязав технические библиотеки отделения, а через управление дороги, технические библиотеки других отделений к направлении к нам части имеющейся технической литературы из своих фондов. Много литературы, плакатов было закуплено нами из Ленинградского магазина "Железнодорожная книга", установив связь с Московским заводом "Макет" получили ряд необходимых макетов. Таким образом, мы уже в первый год обеспечили себя необходимой литературой и наглядными пособиями, а в последующие годы только пополняли и обновляли.
   Возвращаюсь к набору учащихся, может быть, несколько повторяясь, но это был, пожалуй самый серьезный вопрос, так как об открытии училища не знал никто не только в области, но не все и в нашем городе.
  Пришлось срочным образом организовать в типографии изготовление объявлений о приеме учащихся, распространить их в первую очередь в железнодорожных узлах; имеющимися наличными силами организовать выезд в школы, по возможности встречались с педагогическими коллективами, где могли, просили их оказать практическую помощь в осуществлении набора. К кандидатам выезжали на дом и встретились с ними персонально. Принятыми мерами к началу учебного года план набора был перевыполнен. На базе среднего образования было принято две группы, по тридцать человек каждая, помощников машинистов тепловозов и группа дежурных по станции. В группы помощников машиниста принято было большинство ребят демобилизованных из армии, наша опора в первый год работы. На базе восьмилетнего образования были открыты группы слесарей по ремонту тепловозов, каменщиков-монтажников, штукатуров-маляров.
   Одновременно с набором учащихся мы занимались . подбором кадров мастеров и преподавателей. В начале августа мастерами производственного обучения на группу дежурных по станции была принята Гусакова В.П., на группы помощников машинистов тепловозов Михайлов В.И. и Зисман С.М., на группу слесарей по ремонту тепловозов Тимофеев В.П., штукатуров-маляров Тярасова Г.Н., а каменщиков-монтажников Тимофеев П.А. Преподавательский состав был, в основном, из бывших учителей школы-интерната. Павлова А.Н. была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, через год переведена директором железнодорожной школы №53, Степанова В.Л. утверждена заведующей учебной частью и работала до ухода на льготную пенсию, Исакова З.И. преподавателем химии, Мосягина Н.Ф. - преподавателем математики, Андреева В.Ф. - преподавателем русского языка и литературы, Фадеева Л .П. секретарем, а через год заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Колодина Г.И. - преподавателем иностранных языков и по совместительству библиотекарем, а после ухода Фадеевой Л.П. заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Выше названные работники были первыми кто участвовал в открытии училища и составил его костяк.
  В первые годы работы училища, когда еще не было преподавателей спецдисциплин, большую помощь в преподавании их оказывал личным проведением уроков начальник локомотивного депо Вощилко В.Е., его заместитель Корневальд В.Г., начальник станции Степанов Г.В., ревизор движения Осадчий М.И.
  Перед началом учебного года провели совещание педагогического совета училища, распределили педагогическую нагрузку и определили каждому задачу на ближайший период, особенно по приему учащихся в дни их прибытия, размещения в общежитии, организации питания и другие текущие вопросы. Первая встреча была очень важна для дальнейшей нашей работы, от нее зависело какое впечатление вынесут родители, оставляя своих детей.
   И так, поставленная перед нами первоначальная задача была выполнена. Набор инженерно-педагогических кадров и учащихся был осуществлен и училище готово приступить к работе по подготовке молодого пополнения для предприятий железнодорожною транспорта, о чем я доложил руководству района, отделению железной дороги и управлению профтехобразования области.
   Утром 1-го сентября учащиеся и педагогический коллектив выстроились на свою первую линейку, все одетые в форменное обмундирование. Военрук подполковник Черняев В.Г. доложил о построении училища директору училища, который объявил о начале работы училища, поздравив всех учащихся, инженерно-педагогический коллектив, родителей и гостей. На линейке присутствовали начальник областного управления профтехобразования Куприянов Б.В., первый секретарь Дновского райкома КПСС Тарасов Н.Д., руководители предприятий узла. Все они выступили с поздравлениями коллектива с началом учебного года. По окончании линейки под звуки духового оркестра учащиеся организованно направились в дом культуры железнодорожников на свой первый урок "урок знаний". Так начались занятия в Дновском железнодорожном училище №10, которое в последствии учащиеся прозвали кратко "ГУЖ", что значит городское училище железнодорожников.
   Учитывая, что мастера производственного обучения не имели педагогического опыта работы на первом же совещании, подводя итоги первого дня занятий договорились, что каждый мастер будет учиться вести урок у преподавателей, имеющих практический опыт работы с учащимися. В свободное время посещали уроки, изучали методическую литературу, выезжали на совещания проводимые областным управлением профтехобразования. С целью приобретения опыта работы организовывались поездки в железнодорожное училище города Ленинграда и лучшие училища Псковской области. Все это в итоге дало положительные результаты, в училище сложился дружный, сплоченный инженерно-преподавательский коллектив способный решать поставленные задачи по подготовке молодых кадров железнодорожников и неслучайно, что часто в местной печати училище называли "кузницей кадров". Уже в 1980 году после окончания училища на предприятия железнодорожных узлов было направлено шестьдесят первых выпускников помощников машинистов тепловоза и последующие годы училище ежегодно выпускало не менее 120 специалистов разных специальностей.
   Мы понимали то, что сделано нами в начальный период организации училища недостаточно, надо было думать о дальнейшем укреплении материальной базы, ремонту принятых зданий, дополнительном наборе педагогических кадров в связи с увеличением в будущем численности учащихся в три раза по сравнению с начальным периодом и серьезно работать по набору учащихся в будущем. Мы обязаны были своей работой доказать, что педагогический коллектив способен решать поставленные задачи в деле обучения и воспитания учащихся, завоевать авторитет среди родителей, чтобы они видели что их дети воспитываются и учатся у хороших воспитателей и специалистов. На нас лежала обязанность проявлять об учащихся материнскую и отцовскую заботу, любить их как своих родных детей, но в тоже к время надо было быть и требовательными. В училище много поступало ребят тех, кто находился в тяжелом материальном положении, постоянно видевшие за свою короткую жизнь в семье пьянки и драки между родителями; не уживавшиеся по разным причинам в школах и затаившие обиды на своих бывших товарищей и учителей. Каждого надо было приласкать, обогреть и научить уважать себя и окружающих. Особое внимание в дальнейшем педагогический коллектив должен был уделять профориентационной работе, так как после года работы об училище знали все же мало. В целях проведения профориентационной работы в училище из числа учащихся и мастеров производственного обучения был создан агитколлектив, выезжающий в школы с концертами художественной самодеятельности; был снят короткометражный фильм о жизни училища; оформлен фотоальбом по изучаемым специальностям; стали проводиться регулярные встречи с учащимися школ, совместные вечера отдыха, спортивные встречи и многое другое.
   Естественно, что вся работа проводилась под руководством педагогического коллектива и непосредственных их исполнением. За каждым работником закреплялись школы и районы, где они постоянно проводили профориентационную работу.
   Конечно, одними агитационными и разъяснительными мероприятиями выполнять планы набора в училище мы не могли, нами были приняты меры по улучшению быта учащихся, по вовлечению их в различные технические кружки, художественную самодеятельность, спортивную работу, что способствовало авторитету училища. Последующие годы работы показали, что нами избранный путь был правильным. Был в училище организован и вокально-инструментальный ансамбль, долгое время возглавляемый мастером производственного обучения Кузьминым В.
   Много внимания воспитательной работе, организации быта и досуга по кругу своих обязанностей уделяли заместитель директора по учебной работе Фадеева Л.П., а затем сменившая ее Колодина Г.И., вместе с воспитателями, мастерами производственного обучения, руководителем физкультуры Алексеевым В.А. и военруком училища Росенковым А.В., выпускниками нашего училища, организовывали тематические вечера типа "А ну-ка, парни", "А ну-ка, девушки", соревнования между группами на лучшую постановку художественной самодеятельности в группах, на лучшую спортивную группу, по баскетболу, волейболу, стрельбе на первенство училища и многое другое.
   Проводимая работа давала свои положительные результаты. Наши коллективы художественной самодеятельности и спортивные команды начали участвовать в смотрах и соревнованиях, как в городе, так и среди профтехучилищ области, занимать призовые места, получать награды, призы, грамоты. Все это воодушевляло ребят.
  Баскетбольная команда училища в 1986 году защищала честь области на первенстве Северо-Западной зоны и заняла второе место.
   Особенно любили учащиеся ежегодно проводимые туристические походы и слеты с участием всех групп и мастеров производственного обучения. Энтузиастами и организаторами таких походов и слетов были Фадеева Л.П., Росенков А.В., Алексеев В.А., предварительно выбиравшие маршруты похода, места базирования и проведения самого слета, так же разрабатывали порядок проведения различных  спортивных мероприятий и награждения победителей. В результате проводимых слетов и походов создавалась команда для участия в областных соревнованиях среди профтехучилищ.
   Постановлением президиума ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ  № 4 от14 от марта 1983 года училище было признано "Лучшим училищем" и награждено дипломом первой степени и денежной премией. Это явилось огромным признанием нашего скромного труда, труда всего инженерно-педагогического коллектива и обязывало нас трудиться еще лучше.
  Об училище стали говорить, что здесь порядок и дисциплина, поднялся авторитет училища и его работников. О нашем училище узнали не только в Псковской области, но и в соседних областях и республиках, значительно расширилась география желающих поступить в наше училище. К нам стали приезжать на учебу из Белоруссии, Молдавии, Прибалтийских республик, Карелии, Мурманской области. Новгородской, Калининской и других областей.
   Уже в 1983 году в училище обучалось свыше четырехсот человек по специальностям: помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту тепловозов, электромеханик СЦБ и связи, штукатур-маляр, каменщик-монтажник.
  Производственная практика учащихся организовывалась и проводилась непосредственно на предприятиях, где практиканты закрепляли полученные теоретические знания непосредственно на рабочих местах под наблюдением своих наставников, опытных работников и участвовали в практических делах трудовых коллективов. За свой труд получали пятьдесят процентов от заработанной суммы денег на практике, что являлось большим подспорьем для каждого из них. Они начали понимать, что такое труд и как вести себя в трудовом коллективе.
   Принятый нами учебный корпус и общежитие требовали к себе серьезного внимания, строительные организации района нам не могли оказать практической помощи в замене кровли на обоих корпусах и внутреннем переоборудовании общежития, так как комнаты в шестьдесят квадратных метров нас совершенно не устраивали и не удовлетворяли необходимым требованиям. Для того чтобы переоборудовать их, мы обратились в Псковское отделение дороги с просьбой переутвердить схему внутренней перепланировки второго и третьего этажей, что со стороны отделения дороги было сделано. Уже в 1980 году мы приступили к переустройству общежития собственными силами и за счет собственных средств; все работы по устройству кирпичных перегородок, штукатурные и малярные работы велись силами учащихся групп каменщиков-монтажников и штукатуров-маряров под непосредственным руководством мастеров производственного обучения Тимофеева П.А. и Тярасовой Г.Н., которые начали работать в училище в 1979 году. Петр Алексеевич имел большой опыт практической работы каменщика и до перехода в училище работал бригадиром в цехе № 16 завода "Электросила", умел организовать производственную практику и научить своих подопечных правильным приемам работы. Он пользовался авторитетом среди работников училища и что самое главное среди учащихся. Вместе с ним с д другой группой работала Галина Николаевна Тярасова молодой мастер, закончившая Архангельский индустриально-педагогический техникум и прибывшая к нам по распределению после выпуска, закрепившаяся в училище и работающая в нем уже более двадцати лет. В последующие годы прибыли из индустриально-педагогических техникумов Дайлидонис Г.Я и Иванова А.А., которые в середине 80-х годов из училища выбыли по семейным обстоятельствам. Пишу об этом потому, что работа по переустройству , в первую очередь легла на их плечи и учащихся их групп и все они с этим  работами успешно справились.
   Строительные группы и их мастера производственного обучения своей работой в городе оставили о себе хорошую память, возведя пристройку к детской музыкальной школе, произведя облицовку кирпичом здания библиотеки, реконструировав свое общежитие, построив гараж и выполнив ряд других работ. Силами мастеров производственного обучения была выполнена работа по замене кровли на учебном корпусе и общежитии, а так же столовой.
   Большой вклад в оборудование кабинетов внесли все мастера производственного обучения, но особенно много сделали Михайлов Василий Иванович и Соцков Михаил Александрович, бывшие выпускники Дновского железнодорожного училища №3, оба "Почетные железнодорожники", участники Великой Отечественной войны, Михайлов Василий Иванович был участником парада Победы в Москве в 1945 году, имея богатый практический опыт в должности машинистов и машинистов-инструкторов, они умело передавали его молодому поколению. Под их непосредственным руководством и личным участием были оборудованы действующий макет высоковольтной камеры тепловоза с пультом управления, где отрабатывались практические приемы обнаружения и устранения возникающих неисправностей, а так же электротехнический кабинет, кабинет тепловозы, вестибюль учебного корпусам бар в общежитии, тем самым оставив о себе самую лучшую память.
 С первых дней образования училища сложилась хорошая трудовая традиция по заготовке дров для отопления учебного корпуса своими силами, так как из всех зданий только учебный корпус имел печное отопление. Из числа учащихся технических групп, как правило из числа совершеннолетних, под непосредственным руководством мастеров Михайлова В.И. и Соцкова М.А. ежегодно комплектовались бригады для работы в лесу по заготовке дров. Вывоз из леса производился транспортом училища под управлением мастеров производственного обучения групп механизаторов Яковлева В.В., Галкина В.М., Кузьмина В.А. и водителя Боброва В. Одновременно с вывозом дров проходили практику по вождению учащиеся групп механизаторов. Распилку дров производили силами мастеров производственного обучения, работников администрации, а разделку и складирование силами учащихся. Так заготовку мы производили покуда я был директором.
  В 1984 году училище посетил первый секретарь Обкома КПСС Алексей Миронович Рыбаков, ознакомившись с работой училища, его базой и условиями обучения, дал положительный отзыв нашей работе и порекомендовал приступить к подготовке кадров механизаторов для предприятий города, а так же колхозов и совхозов района. Начиная с этого года такая подготовка указанных специалистов была начата, а для этого надо было создавать дополнительную базу. Практическую помощь в поставке необходимой автотранспортной техники оказало областное управление профтехобразования. Мы получили автомашины марки ЗИЛ и ГАЗ., трактора МТЗ, ДТ и Т-150, прицепную технику и другое оборудование. Всего училище буквально за три года получило 16 единиц автомашин и тракторов. Был  оборудован небольшой полигон для отработки практической езды на тракторах рядом с общежитием.
   Для хранения техники был построен гараж своими силами. Большую практическую помощь в организации строительства оказал нам работающий в то время председателем дновского райисполкома, Петропавловский Виктор Иванович, впоследствии Почетный гражданин города и председатель районного Совета ветеранов. Без его помощи мы вряд ли смогли бы решить эту задач. Низкий поклон ему от всего педагогического коллектива.
  Не могу не вспомнить какая нами проводилась работа в целях отвлечения учащихся от плохого поведения, особенно в дни летних каникул, повышения их ответственности и привития любви к труду. У нас сложились не плохие отношения и связи с одним из колхозов Молдавии, куда выезжали наши учащиеся в летние каникулы с целью оказания помощи в уборке урожая и отдыха; как правило такой отряд создавался в пределах пятидесяти человек из учащихся-победителей различных конкурсов и тех кто склонен был к правонарушениям. За все время выездов со стороны выезжавших никогда не было допущено ни одного случая правонарушений, о работе и поведении учащихся получали только положительные отзывы от руководства хозяйства. С какой большой радостью рассказывали ребята своим товарищам по возвращении домой о том, как они отдыхали, работали, что увидели нового, с кем там познакомились и подружились. Как правило такой отряд возглавляли Фадеева В.П., Курицына Г.И., Гусакова В.П.Тярасова Г.Н., Менчикова Е.М. за своих очередных отпусков.
  Не могу не вспомнить о том, какие результаты мы получили в укреплении дисциплины и повышения стремления к лучшей учебе, при проведении экскурсий для групп достигнувших наилучших показателей по итогам соревнований "За лучшую группу"
   К середине 1980-х годов в училище сложился инициативный, трудоспособный, подготовленный инженерно-педагогический коллектив мастеров производственного обучения и учителей, приобретший необходимый опыт работы с молодежью, приходящей в училище. Те же, кто чувствовал, что работать с ребятами не может уходили на другую работу и никто на них не обижался, мы это воспринимали как должное. На замену им стали приходить бывшие выпускник первых лет работы: физруком стал Виктор Анатольевич Алексеев, заочно закончивший физкультурный факультет Ленинградского педагогического института, Менчикова Елена Михайловна, заочно закончив железнодорожный техникум вернулась к нам мастером производственного обучения на группу дежурных по станции. Пришла к нам преподаватель физики, а затем была назначена заведующей учебчастью Курнцина Галина Ивановна, хорошо воспринятая коллективом и работающая в этой должности по настоящее время.
  Очень не везло училищу с преподавателями истории и обществоведения. Год-два поработают и уезжают к родным и больше всех отработал Карасаев Михаил Исмагулович, бывший директор школы-интерната и школы № 53. Со станции Дно на должности мастеров производственного обучения пришли Гаврилова В.П., Данилова С.Е. Может сложиться впечатление, зачем столько много принималось мастеров в училище. Дело в том, что когда начинало работу училище у нас было только семь учебных групп, а после третьего года стало около двадцати и к тому же согласно учебных программ все они были сложные и на каждую группу требовалось два мастера. Хорошими мастерами зарекомендовали, пришедшие на сельскохозяйственные группы специалисты, которые впоследствии по различным причинам оказались на других работах. Начальником автоколонны железнодорожного узла стал Галкин Виктор Михайлович, директором районной типографии Андреев Иван Михайлович, главным инженером вагонного депо Дорофеев Александр Михайлович.
  Вся проводимая нами работа, о чем было частично сказано выше, позволила выполнить главную задачу по подготовке молодых кадров для железнодорожного транспорта и механизаторов для колхозов и совхозов района. За период с 1979 года по 1988 из стен училища было выпущено и направлено на работу дежурных по станции 167 человек, это в среднем по два человека на каждую станцию Псковского отделения. Не могу не отметить добросовестный труд мастеров производственного обучения групп дежурных по станции, вкладывавших всю душу в дело обучения и воспитания своих подопечных: Гусаковой Валентины Петровны, обладавшей практическим опытом работы и умевшая подобрать ключ к сердцу воспитанников и они ей отвечали на это своей любовью, преподававшей организацию движения поездов; организацию грузовой и коммерческой работы; географию путей сообщения; дважды награжденную Почетной грамотой Госпрофорба России.
Хорошо зарекомендовали себя такие мастера, как Гаврилова В.П., Данилова С.Е., Менчикова Е.М., обладавшие необходимым опытом практической работы, инициативой, задором , пользовавшиеся уважением у учащихся и в коллективе.
  Локомотивное депо получали 538 помощников машинистов тепловозов, 96 слесарей по ремонту тепловозов. В подготовку этих специалистов большой вклад внесли Бодров Павел Петрович, заместитель директора по учебно-производственной работе, Васильев Евгений Васильевич, старший мастер, ранее уже называемые мастера Михайлов В.И., Соцков М.А., Тимофеев В.П., Дорофеев А.М. и другие. Все они обладали необходимыми знаниями, опытом работы, умением работать с подростками.
   Всего за эти годы закончили училище 1044 человека. Хотя мы все работали не ради наград и все же за добросовестный труд многие работники были награждены медалью "Ветеран труда", знаком "Отличник профтехобразования", Почетными грамотами Госпрофобра России, областного управления, администрации училища, денежными премиями.
  ....В эти же годы дочь Елена с отличаем закончив Дновское профтехучилище по специальности дежурного по станции, поступила в Ленинградский институт железнодорожного транспорта, который так же закончил и я, проучилась три месяца, оставила учебу и ушла работать в Дновский райком комсомола. Забегая вперед скажу, что дочь Елена после райкома ВЛКСМ работала в техотделе дистанции пути, а затем непосредственно на станции. В 1990 году вышла замуж за Лютова Сергея, с которым дружила со времени учебы в училище, а 7 апреля 1991 года у них родилась дочь Анастасия - наша внучка, а в год моего шестидесятилетия подарили нам внука Никиту...
   В 1988 году был принят на обучение десятый набор учащихся, с доведенным заданием по комплектованию успешно справились, за прошедшие годы училище завоевало определенный авторитет среди учащихся школ и их родителей, об училище узнали во многих регионах, поэтому вопрос набора учащихся особенно не тревожил. Прием по отдельным специальностям проводился на конкурсной основе. Учебный год, как всегда, начался организованно с урока знаний и далее вся учеба шла по намеченным планам и программам.
  Имея технику, готовя кадры механизаторов мы стали продумывать вопросы строительства своими силами небольшой животноводческой фермы, получения в свое пользование участка земли для выращивания картофеля, льна, зерновых культур, что позволило бы нам более успешно решать вопросы производственного обучения и иметь свои дополнительные продукты для питания учащихся. К большому сожалению, это осуществить не смогли, потому что на очередном партийном собрании меня избрали от нашей первичной партийной организации делегатом на районную партийную конференцию, на которой 12 ноября 1988 года на альтернативной основе был избран вторым секретарем Дновского РК КПСС и членом бюро. На следующий день мы с первым секретарем райкома партии Васенькиным Виктором Леонидовичем пришли в училище, где он объявил коллективу о решении районной партийной конференции об избрании меня вторым секретарем райкома партии и что я с данного дня обязан приступить к работе в новой должности. В своем выступлении я поблагодарил коллектив за поддержку и понимание, которое они мне оказывали, как директору все совместно отработанные годы , за те добрые слова, высказанные в мой адрес. Здесь же на совещании исполнение обязанностей директора училища было возложено на Бодрова Павла Петровича, заместителем директора по учебно-производственной работе. Расставаться с педагогическим коллективом было тяжело, потому что слишком много труда, энергии и здоровья было вложено в его создание, оборудование и становление. Утешало то, что работать буду в этом же районе и что создан хороший коллектив единомышленников способный продолжать начатое дело.
   Прошло около пятнадцати лет, как я расстался с училищем и его коллективом, но все эти годы не прерывал с ним связи, ежегодно присутствовал и выступал на торжественных линейках, посвященных началу учебного года, так же с беседами перед учащимися с рассказом об истории создания училища, о железнодорожных предприятиях и профессиях, о роли железнодорожного транспорта в развитии
страны, о судьбе бывших учащихся-выпускниках училища.
   Вручая дипломы выпускникам училища всегда в напутственном слове рекомендовал им постоянно повышать знание продолжать учебу. Очень многие из них послушались доброго совета и продолжили учебу в вузах и техникумах и не беда, что не все из них стали железнодорожниками, а главное, что они нашли свое призвание и успешно трудятся и сегодня уже дети их продолжают обучаться в училище, то есть пошли по стопам родителей.
   Много добрых слов можно сказать о бывших учащихся и назвать многих из них. Назову только некоторых из них. Михайлов В.И., ныне подполковник милиции, начальник линейного отделения милиции на станции Дно, бывший выпускник технической группы помощников машинистов, Арламов Михаил, заместитель начальника внеклассной станции Печоры Псковские, выпускник группы дежурных по станции, Михайлова Юлия, участковый ревизор по безопасности движения, выпускница группы дежурных по станции. Все они заочно получили высшее образование. Михайлова С.А., Волкова С.А., Румянцева Н.В. в настоящее время работают дежурными по станции на центральном посту станции Дно, а если говорить о работниках станции Дно, то можно сказать, что большинство из них бывшие учащиеся профтехучилища  в локомотивном депо многие работают машинистами, помощниками машинистов тепловозов, слесарями, бригадирами и мастерами цехов.
   Инженерно-педагогический коллектив гордится тем, что наши выпускники в работе проявляют инициативу, смекалку, добросовестно несут железнодорожную службу, тяжелую, но почетную.
   Будучи секретарем райкома партии встречался с коллективом мастеров и преподавателей на собраниях, в частных встречах и беседах по интересующим их вопросам. Изменения, происшедшие в нашей стране, не могли не коснуться училища, поставив его на грань выживания, потребовали изыскать возможности по открытию новых профессий, ради сохранения училища, как учебного заведения. Отрадно, что в этих условиях, сохранился основной костяк работников, пришедших в училище в первые годы его создания. Это золотой фонд.
  К сожалению не могу не отметить, что за эти годы ухудшилось состояние материально-технической базы, уменьшилось количество наглядных пособий, полигоны ликвидированы, осталось 25% учебной техники от того числа что было, и вряд ли это можно отнести на ту экономическую обстановку, в которой находится страна. Мне кажется, что большую долю вины необходимо возложить на руководство училища, не сумевшего пополнить базу, но даже сохранить то что было ранее создано и приобретено.
   К двадцатилетию училища мастер производственного обучения Шеметовский Евгений написал стихотворение по этому поводу и с его согласия я привожу его полностью:
     19 ФЕВРАЛЯ ( К ЮБИЛЕЮ УЧИЛИЩА)
Февраль отходчив. Белою поземкой 
Играет. Первую капель 
Синица радостная песней звонкой 
Встречает. Золотая канитель
Лучами солнечными на снегу искрится,
И день за днем в потоке будней мчится.
* * *
Я нынче без вина былое вспоминаю: 
Красивых женщин, преданных друзей, 
И книгу судеб медленно листаю.
Для сердца все ж воспоминания милей 
О молодых годах, когда прекрасен мир,
Безбрежностью мечты бушует жизни пир.
* * *
Из моего окна я вижу школы здание. 
Училище теперь. В прошедшие года
С любовью переносится сознание. 
Какое счастье было жить тогда, 
Когда дела и помыслы людей 
Предвосхищали благоденствие детей.
С бесценным багажом с широкого крыльца 
Выпускники в мир бренный уходили. 
Но в буднях трудовых горячие сердца 
К тебе, училище, любовь хранили. 
И помнил всех директор Гусаков,
Любимый до скончания веков.
* * *
И знала вся страна по существу 
Про город с удивительным названьем, 
Где высшему учили мастерству.
Всему учили - навыкам и знаньям. 
И в перекрестии стальных дорог 
Работу по душе освоить каждый мог.
* * *
Восстав из бед, родная сторона 
Рвалась в грядущее в простой заботе. 
Теперь пришли другие времена, 
И ценности былые не в почете. 
И в станционных парках тишиной 
Кремлевский измывается разбой.
* * *
Настанет юбилей. Сокровищница знаний 
Выпускникам очередной преподнесет урок. 
И в годы юные тропинкой испытаний 
Их возвратит училищный звонок. 
Уходят вереницею века, 
Бессмертна в небе звездная строка.

Фотографии из книги

  Гусаковы Валентина и Георгий во время работы в училище. Май 1980 года
  Училище. Учебный корпус.
  Общежитие училища.
  Инженерно-педагогический коллектив училища. 1984-1985 год.
  Учащиеся группы дежурных по станции со своим мастером Гусаковой В.П. 1981 год.
     Работники управления училища
  Колодина Г.И. заместитель директора по учебно-производственной работе.
  Васильев Е.В. старший мастер
  Бодров П.П. заместитель директора по учебно-производственной работе.
  Курицына Г.И. заведующий учебной частью.
  Группа мастеров производственного обучения. Слева направо: Дойлидонис Г.Я., Тярасова Г.Н., Иванова И.В., Гусакова В.П., Иванова А.М.
  В президиуме комсомольского собрания училища. Слева направо: Яковлева В.П., Гусаков Г.Н., Сергеева Т., Васильева, Фадеева Л.П.
  Учащиеся группы дежурных по станции с мастерами производственного обучения Гусаковой В.П. и Гавриловой В.П.
  Училище на демонстрации. 1 мая 1980 года.
  Вручение дипломов об окончании училища учащимся группы помощников машинистов тепловоза. Справа налево: Михайлов В.И.,Латковский И.М., Корневальд В.Г., Гусаков Г.Н.
  Учащиеся училища на экскурсии в Брестской крепости.
  Инженерно-педагогический коллектив в день 20-летия училища. 1999 год.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS