В сентябре 1976 года Великолукскому локомотиворемонтному заводу исполняется 75 лет

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА
 ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
 О присвоении Великолукскому локомотиво-вагоноремонтному заводу Псковской области имени 50-летия СССР.
В ознаменование 50-летия Союза Советских Социалистических Республик и отмечая производственные успехи завода, присвоить Великолукскому локомотиво-вагоноремонтному заводу имя 50-летия СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. Яснов
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР Х.Нешков
Москва, Кремль. 30 декабря 1972 года.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА
 ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
 о награждении Великолукского локомотиворемонтного завода Орденом Трудового Красного Знамени
 За успехи, достигнутые в выполнении заданий десятого пятилетнего плана, наградить Великолукский локомотиворемонтный завод Министерства путей сообщения СССР орденом Трудового Красного Знамени.
 Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.Георгадзе
Москва, Кремль 30 июля 1976 года.

   13 мая 1897 хода департамент железнодорожных дел сообщил предпринимателям из правления акционерного общества Рыбинской ж.д. о "высочайшем соизволении" на представление обществу Рыбинскои ж.д. постройки железнодорожной линии от Москвы через Великие Луки до Виндавы и ветви от станции Дно Бологое- Псковского участка до станции Сокольники Московско-Виндавскои линии.
На базе строившейся Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. возникли главные ж.д. мастерские в Великих Луках .

    В сентябре 1976 года Великолукскому локомотиворемонтному заводу исполняется 75 лет.
Если подняться над заводом и взглянуть на него с высоты птичьего полета, то трудно представить, что когда-то здесь было болото: горделиво устремились ввысь корпуса цехов из стекла и бетона. А было именно так. На месте бывшего так называемого Волчьего болота в конце прошлого века началось возведение Главных железнодорожных мастерских, которые сегодня превратились в крупнейший на Псковщине ремонтно-производственный завод, оснащенный современной техникой.
   ...1897 год. На топком болоте вблизи города появились изыскатели акционерного общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Началась засыпка болота. На следующий год крестьяне окрестных деревень, пришедшие в город на заработки, приступили к строительству мастерских, которые и были закончены в 1901 году. Затем начали собирать и устанавливать машины и станки. В отчете по сооружению Московско-Виндавской железной дороги говорится: «Правильное коммерческое движение на линиях Москва — Крейцбург, Туккум — Виндава и Дно — Новосокольники открыто 11 сентября, 1901 г.».
   В мастерских были построены цехи: паровозосборочный, колесный, кузнечный, механический, вагонный, малярный и деревообделочный. В них ремонтировали паровозы, вагоны, изготавливали различные запасные части.
  История завода, ставшего за 75 лет крупнейшим предприятием Псковщины, насыщена славными революционными традициями. Его рабочие принимали активное участие в первой русской революции 1905 года, в свержении царизма и в установлении Советской власти.
В 1905 году в мастерских появляются свои вожаки из рабочих. Это были первые организаторы революционного движения: стачек и забастовок, маевок и демонстраций. Забастовка в мастерских началась 3 февраля 1905 года. Она явилась откликом на расстрел мирной манифестации петербургских рабочих 9 января. Самым крупным политическим выступлением рабочих мастерских была забастовка, начавшаяся 11 октября 1905 года. 19 октября рабочие, не начиная работу, собрались в паровозном цехе на митинг, после которого колонной направились в город. Над колонной развевалось красное знамя. На нем были написаны призывы: «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует свобода слова, печати и неприкосновенность личности!». Демонстранты пели революционные песни.
   Демонстрация была разогнана. Вместе с тем она показала единство и сплоченность рабочего класса в борьбе против царизма, его решимость открыто выступить за свое освобождение.
    Вторым крупным революционным выступлением пролетариата мастерских была декабрьская забастовка 1905 года, которая надолго парализовала работу предприятия. В результате управление дороги вынуждено было закрыть мастерские до 10 января 1906 года. Декабрьская забастовка рабочих Главных великолукских мастерских была одним из звеньев Всероссийской забастовки железнодорожников.
Но и после наступления черных дней реакции в мастерских не было спокойно. Оставшиеся на свободе члены группы РСДРП ушли в подполье, из которого продолжали вести подготовку к более решительной и организованной схватке с царизмом.
   Когда до Великих Лук донесся залп легендарной «Авроры», в мастерских состоялся массовый митинг. На нем рабочие горячо приветствовали победу Великого Октября. Рабочие арестовали своих врагов — черносотенцев, жандармов. Они помогали устанавливать Советскую власть в городе, взяли в свои руки руководство мастерскими, избрали вместе с рабочими железнодорожного узла ревком, во главе которого стал кровельщик мастерских В. М. Боткин, учредили должность военного комиссара, избрав на этот пост литейщика мастерских И. А. Пидорина. Большевистская организация железнодорожников осуществляла полное руководство политической жизнью в мастерских и всего великолукского железнодорожного узла.
    6 июля 1918 года в Главных железнодорожных мастерских был создан первый в Великих Луках и на Псковщине Союз рабочей молодежи. Его членами стали молодые рабочие мастерских Алексей Шабанов, Александр Степанов, Иван Безродный, Тимофей Шутилов, Иван Монголенко. Скоро в Союзе рабочей молодежи уже было 32 человека. Многие из них затем ушли на фронты гражданской войны, многие погибли, защищая завоевания Октября.
    Рабочие мастерских, несмотря на голод и разруху, в годы гражданской войны ремонтировали бронепоезда для Красной Армии, паровозы, вагоны для нужд транспорта. Они активно участвовали в коммунистических субботниках, которые начиная со 2 августа 1919 года регулярно проводились в мастерских. Многие большевики и революционно настроенные рабочие ушли на фронт — на борьбу с Колчаком, с различными бандами, действовавшими на Псковщине.
    Год от года крепла, мужала Страна Советов. Набирали силу и мастерские. После гражданской войны рабочие мастерских с энтузиазмом взялись за ликвидацию последствий разрухи, начали быстрыми темпами наращивать производство. В 1927 году впервые за время существования мастерских здесь было отремонтировано в 3 раза больше обычного среднегодового выпуска паровозов.
   С 1 октября 1927 года мастерские перешли на хозяйственный расчет и заводскую систему отчетности. Главные железнодорожные мастерские начали именоваться Великолукским паровозо-вагоноремонтным заводом. Успешно развивался завод в годы первых пятилеток. Были значительно расширены производственные площади, появилось новое оборудование, в конце 1937 года вступила в строй ТЭЦ. Завод стал крупным предприятием отрасли. В последний предвоенный год было выпущено из ремонта почти 300 паровозов и более 300 вагонов.
    В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Оренбург. Рабочие, преодолевая невероятные трудности, проявляли поистине трудовой героизм. Зачастую они не выходили из цехов целыми сутками, стремясь дать Родине еще один подвижной состав, тик необходимый в те суровые дни.
    В годы войны многие заводчане ушли на фронт и проявили мужество и отвагу в боях. Героями Советского Союза стали В. Ф. Сизов, А. М. Родителев, Н. Д. Антонов.
    После освобождения в январе 1943 года Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление завода. Восстановление... По существу, завод надо было отстраивать заново. Причем не только отстраивать, а вначале разобрать завалы, очистить цехи от груд кирпича, арматуры, бомб и снарядов. И завод восстанавливался, год от года набирая силы. В 1946 году возобновили выпуск паровозов из ремонта, а уже к 1950 году был достигнут довоенный уровень производства. В 1952 году закончили восстановительный период. По инициативе коллектива завода наряду с ремонтом подвижного состава был освоен выпуск различного оборудования для транспорта.
    В 1959 году завод освоил серийный выпуск хоппер-дозаторов. И до настоящего времени он является единственным в стране предприятием, изготавливающим хоппер-дозаторы, которые позволяют механизировать тяжелые и трудоемкие работы по укладке балласта при ремонте и строительстве железных дорог. Широко применяются хоппер-дозаторы и в горнорудной промышленности. За организацию их серийного производства завод удостоен Диплома ВДНХ. Предприятие поставляет хоппер-дозаторы также в Болгарию, МНР, Сирию, Ирак, на Кубу. В 1975 году был успешно выполнен заказ для БАМа — на всесоюзную ударную стройку досрочно отправлено 200 хоппер-дозаторов.
В восьмой пятилетке завод приступил к ремонту тепловозов, первый из них был возвращен в строй в апреле 1966 года. Вскоре здесь стали ремонтировать и дизель-поезда. Коллектив завода успешно выполнил задания восьмой пятилетки, завершив ее 3 ноября 1970 года. Сверх плана было выпущено продукции на 3,6 млн. рублей.
    С 1967 года на заводе проводилась реконструкция без остановки производства. При этом было обеспечено ежегодное увеличение выпуска наиболее сложной продукции. Кроме ремонта дизель-поездов серии Д и Д1 завод освоил ремонт дизель-поездов серии ДР Рижского завода; внедрена автоматизированная система управления производством (АСУП).
    За годы реконструкции большинство прежних цехов переоборудовано, полезная площадь увеличена в 1,5 раза. Возведены корпуса для ремонта дизель-поездов и тепловозов, блок вспомогательных цехов, центральная заводская лаборатория. Произведена реконструкция внешних и внутренних высоковольтных и низковольтных кабельных сетей, построены новые трансформаторные подстанции. Общая площадь производственных зданий увеличилась в 1,5 раза. Установлено новое оборудование, изготовлена различная оснастка.
Намного улучшились условия труда рабочих. Возведены 4 трехэтажных здания бытовых помещений, реконструированы бытовки ТЭЦ. Затраты государства на реконструкцию составили свыше 12 млн. рублей, в том числе на 2 млн. рублей приобретено различного оборудования.
    Все это дало возможность коллективу предприятия увеличить выпуск товарной продукции по сравнению с 1966 годом в 2 раза. За девятую пятилетку проектная мощность по ремонту тепловозов освоена с превышением на 25 процентов, а по выпуску дизель-поездов будет освоена в 1977 году.
   Успешно выполнена по всем показателям девятая пятилетка в целом. Отремонтировано сверх плана 49 тепловозов, 9 дизель-поездов, построено 185 хоппер-дозаторов. Прирост продукции за счет роста производительности труда составил 84,6 процента.
   За годы девятой пятилетки на заводе росли не только производственные площади. Значительное внимание уделялось решению социально-экономических вопросов. Сданы в эксплуатацию три 70-квартирных дома. В 1975 году начато строительство общежития на 804 места. А всего в ведении завода 83 дома общей полезной площадью 75 тыс. кв. метров. Все дома имеют центральное отопление, водоснабжение, канализацию, газифицированы. На заводе действуют 4 сада-яслей на 610 мест. Строительство жилья, детских дошкольных учреждений продолжится и в десятой пятилетке. В 1976 году будет разработан проект нового детсада-яслей на 180—200 мест, который разместится в новом микрорайоне. В десятой пятилетке предусматривается строительство двух жилых домов на 70—100 квартир.  Возводится здание новой заводской столовой на 500 мест.
   В распоряжении заводчан и их семей Дом культуры имени В. И. Ленина, стадион и спортивные площадки, плавательный бассейн, спортзал, шахматный и яхт-клубы, две библиотеки. Круглый год действуют две базы отдыха, санаторий-профилакторий.
    Но главное богатство завода — это люди. Их самоотверженным трудом возрожден завод из руин и пепла после Великой Отечественной войны, а сейчас благодаря им он приобрел вторую молодость.
    За трудовые успехи в социалистическом соревновании в девятой пятилетке коллективу завода неоднократно присуждались переходящие Красные знамена Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. В декабре 1972 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в ознаменование 50-летия Союза Советских Социалистических Республик и за большие производственные успехи коллектива Великолукскому ЛВРЗ присвоено имя 50-летия СССР.
    Отмечен по достоинству и труд передовиков. Только за годы девятой пятилетки десятки заводчан удостоены правительственных наград. Многие молодые рабочие награждены знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».
   Старейшее предприятие города и области поставляет кадры для других предприятий. Многие работники завода выдвинуты на партийную, советскую и хозяйственную работу. Длительное время возглавлял ЛВРЗ В. С. Кабаков. Затем он был избран председателем Великолукского исполкома горсовета, а позже — заместителем председателя Псковского облисполкома. Бывший начальник завода И. И. Сокол работал первым секретарем горкома КПСС, сейчас он председатель областного комитета народного контроля. Первый секретарь Великолукского горкома партии Л. К. Лакисов был также ранее начальником завода.
    Партийный и профсоюзный комитеты вместе с администрацией завода разработали встречный план на десятую пятилетку, социалистические обязательства на 1976 год — первый год десятой пятилетки. Локомотиворемонтники полны решимости успешно их выполнить. Они соревнуются с коллективами Даугавпилсского локомотиворемонтного завода и Псковского ордена Ленина машиностроительного производственно-технического объединения.
    Успехи коллектива завода во многом определяются большой организаторской и воспитательной работой партийной организации, объединяющей в своих рядах свыше 600 коммунистов.
    На заседаниях парткома, на партийных собраниях рассматриваются различные вопросы хозяйственной деятельности предприятия. Пример в труде показывают коммунисты. На заводе хорошо известны имена членов партии старшего мастера вагоностроительного цеха И. А. Григорьева, награжденного орденом Трудового Красного Знамени, заместителя начальника ремонтно-комплектовочного цеха М. П. Лободы — кавалера ордена «Знак Почета», мастера механокомплектовочного цеха И. С. Белогрудова — кавалера ордена Трудового Красного Знамени, кавалеров ордена Ленина электросварщика цеха ремонта гидропередач Г. И. Федорова, слесаря И. В. Игнатенкова, токаря В. А. Зверева, делегата XXV съезда КПСС токаря В. А. Ахрамовича, награжденного орденом Трудовой Славы III степени, и многих других.
    Партийный и профсоюзный комитеты вместе с администрацией завода большое внимание уделяют организации социалистического соревнования. На предприятии соревнуются все подразделения. Широкое развитие получило индивидуальное соревнование.
Коммунисты тепловозного цеха первыми на заводе откликнулись на постановление ЦК КПСС о развертывании социалистического соревнования по достойной встрече XXV съезда КПСС. Бригада коммуниста К. Г. Козлова одной из первых приняла повышенные социалистические обязательства. Партком одобрил ценное начинание бригады и рекомендовал всем партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, руководителям цехов и отделов последовать этому почину. Больших успехов в предсъездовском социалистическом соревновании добились коллективы электроаппаратного и инструментального цехов, а также бригада А. Г. Иванова из колесного цеха, которой присвоено имя XXV съезда КПСС.
    Сейчас на заводе развернулось соревнование за досрочное выполнение заданий десятой пятилетки, за успешное претворение в жизнь решений XXV съезда партии. Многим хорошо известно имя коммуниста С. И. Волкова. Его бригада пересмотрела свои обязательства и решила годовое задание завершить к 59-й годовщине Великого Октября. Повышенные обязательства взяли и многие другие коллективы. В цехах идет соревнование под девизом «Пятилетке качества— рабочую гарантию». Инициатором этого соревнования выступила бригада тепловозного цеха В. Л. Ярулевича.
    Широкое распространение получило на заводе движение за коммунистическое отношение к труду. Уже более 1760 человек носят почетное звание ударников коммунистического труда. 50 бригад и участков добились звания коллективов коммунистического труда.
Сотни тружеников завода соревнуются за право называться лучшим по профессии, «Лучший молодой рабочий», «Лучший наставник завода».
Усилия партийной организации завода направлены на борьбу за осуществление исторических решений, выработанных XXV съездом КПСС. Большие задачи предстоит решать локомотиворемонтникам в десятой пятилетке. Предусматривается дальнейшая специализация предприятия, прирост продукции планируется только за счет ремонта тепловозов ТГМ1 и ТГМ23, дизель-поездов и их узлов, а также за счет увеличения выпуска запасных частей к ним. В течение пятилетки будет осуществлен переход на изготовление более современных автодрезин и аккумуляторных тягачей.
    Рост специализации и реконструкция завода позволят повысить технологическую оснащенность, уровень механизации и качество ремонта. Уже в текущем году весь прирост продукции должен быть обеспечен только за счет повышения производительности труда. Предстоит освоить ремонт дизель-поезда ДР1 и его узлов, перейти на выпуск крышек люков полувагонов по новым чертежам. Уже освоено литье вставок поршня дизеля и формирование ведущих колесных пар поездов в сборе с редукторами и буксами, идет подготовка к ремонту дизель-поездов серии ДР1П и тепловозов ТГМ23-а.
    Задачи сложные, ответственные. Но они по плечу коллективу завода, богатого революционными, боевыми и трудовыми традициями. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев на XXV съезде КПСС сказал: «Планы, которые одобрил съезд,— нелегкие, напряженные планы. Задачи, которые он поставил,— это очень серьезные задачи. Но мы уверены, товарищи, мы твердо уверены в том, что эти планы будут претворены в жизнь, эти задачи будут решены».


Автор текста Т.Б. Любавин


Фотографии

1.Так выглядел Великолукский локомотиворемонтный завод в 30-е годы.
2. Цех ремонта паровозов.
3.Ветеран завода Г.Ф. Зудов. Работал столяром на заводе до 1957 года. В 1908-м, при призыве в царскую армию, жандармское отделение охарактеризовало его как политически неблагонадежного.
4. А.В. Степанов и М.Т. Корский –одни из молодых рабочих мастерских, основавших в 1918 году Великолукскую комсомольскую организацию.
5. Отступая, гитлеровские захватчики уничтожили гордость жителей Великих Лук- старейшее предприятие области.
Фотография 1. Фотография 2.
6. Герои Советского Союза
Н.Д. Антонов   А.М. Родителев    В.Ф. Сизов.
7. В период реконструкции на заводе возведен корпус вспомогательных цехов. В одном из его пролетов разместился участок зуборезных станков механокомплектовочного цеха.
8. 1975 год. Реконструкция завода закончена (электроаппаратный цех).
9. Коллектив колесного цеха- один из лучших на заводе. Он неоднократно занимал призовые места в социалистическом соревновании. По итогам работы в завершающем году девятой пятилетки коллектив колесного цеха признан лучшим на заводе.
10. Хоппер-дозатор ДВЗ-4.
11. Ежемесячно из ворот завода выходят отремонтированные дизель-поезда. Дизель-поезд серии Д. (Д081-3).
12. Цех ремонта дизель-поездов –крупнейший на предприятии. На снимке: один из участков цеха.
13. На заводе ремонтируют и тепловозы. Тепловоз серии ТГМ готов к выходу на линию.
14. Группа награжденных за успешную работу в годы девятой пятилетки.
15. Имя электросварщика Г.И. Федорова хорошо известно на заводе, которому он отдал не один десяток лет. Коммунист Г.И. Федоров в течение ряда лет возглавляет партийную организацию цеха, избран членом парткома завода. Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Г.И. Федоров несет трудовую вахту первого года десятой пятилетки.
16. В год окончания Великой Отечественной войны 15-летним пареньком поступил Толя Поляков в школу ФЗО. С тех пор вся его трудовая жизнь неразрывно связана с заводом. Здесь он стал коммунистом, возглавил бригаду по ремонту мебели дизель-поездов. А.Е. Поляков-кавалер ордена Трудовой Славы Третьей степени.
17.Бригада слесарей – ремонтников турбинного цеха ТЭЦ И.Ф. Петрова не раз завоевывала звание «Лучшая бригада завода». Пример в труде показывает бригадир кавалер Ордена Трудового Красного Знамени И.Ф.Петров.
18. На заводе хорошо известно имя электросварщицы вагоностроительного цеха З.Е. Костюченко. Медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Почетный железнодорожник»- далеко не полный перечень наград и поощрений передовой работницы коммунистки З.Е. Костюченко.
19. Тридцать с лишним лет работает за станком З.Е. Майорова. Она постоянно перевыполняет нормы выработки, всю продукцию сдает только с первого предъявления. За годы работы на заводе З.Е. Майорова обучила своей профессии немало молодых людей, привила им любовь к токарному делу. Ей присвоено звание «Ветеран завода».
20. Г.Г. Кладити. В 1958-1961 годах- главный инженер завода, затем начальник завода, а с 1965 года- заместитель начальника Главного управления Министерства путей сообщения. В годы работы на заводе Г.Г. Кладити стал инициатором выпуска хоппер-дозаторов, дрезин, электротягачей. Много сил и энергии Георгий Георгиевич отдал реконструкции завода.
21. Свыше полувека трудился на заводе П.С. Арашкевич. Был слесарем, чертежником, техником. Работал и учился. В 1934 году Павел Сергеевич организовал заводскую лабораторию, которую возглавлял в течение ряда лет. Почетный железнодорожник, Почетный гражданин города, П.С. Арашкевич сейчас на заслуженном отдыхе, но не расстается с заводом. Се свои знания, богатый производственный опыт он охотно передает молодым.
22. О.И. Иванов- мастер литейного цеха. Награжден орденом «Знак Почета».
23. Имя бригадира маляров вагоностроительного цеха коммуниста В.М. Студненкова хорошо известно на заводе. Ему не раз присваивалось звание «Лучший по профессии».
24.16 лет трудится на заводе токарь механокомплектовочного цеха В.А. Ахрамович. Отличное знание токарного дела помогает ему значительно перевыполнять сменные нормы. С заданием девятой пятилетки он справился досрочно- в июне 1975 года. План первого года десятой пятилетки Владимир Арсентьевич решил завершить к 1 октября. За годы, отданные заводу, В.А. Ахрамович обучил токарному делу боле 20 человек. Обучил не только ремеслу, но и заботливо воспитывал их, готовил из них подлинных мастеров. Работая на заводе, Владимир Арсентьевич закончил вечернюю школу, получил среднее образование. Сейчас он учится на 3-ем курсе железнодорожного техникума. Инициативность, принципиальность В.А. Ахрамовича, его объективность при решении любых вопросов оценили коммунисты завода, избрав его в состав парткома. Владимир Арсентьевич является членом бюро Великолукского горкома и членом Псковского областного комитета партии. Он был избран делегатом 25 съезда КПСС. За высокие достижения в труде В.А. Ахрамович награжден орденом Трудовой Славы Третьей степени.
25. На заводе хорошо известно имя ветерана завода, проработавшего здесь уже боле 15 лет, сталевара А.Ф. Соколова. Отличный специалист своего дела, он первый осваивал в цехе производство стального литья. Соколов передает свой опыт другим сталеварам. Ударник коммунистического труда, Александр Федорович достойно несет трудовую вахту десятой пятилетки.
26. Свыше 30 лет назад впервые переступил порог проходной завода И.В. Игнатенков. За годы работы на заводе слесарь И.В. Игнатенков окончил вечернюю школу, курсы мастеров, стал активным рационализатором. Ударный труд коммунист Игнатенков совмещает с активной общественной работой. 9 лет подряд коммунисты инструментального цеха избрали его своим вожаком. Был он членом Великолукского горкома и Псковского обкома КПСС. Сейчас он работает в центральной заводской лаборатории, является общественным инспектором по безопасности движения. За успехи в труде и общественную деятельность И.В. Игнатенков награжден значком «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», Почетными грамотами Псковского обкома, Великолукского горкома КПСС, Министерства путей сообщения. За выполнение и перевыполнение заданий третьего, решающего года девятой пятилетки он награжден орденом Ленина.
27. По-ударному трудится в первом году десятой пятилетки бригадир электросварщиков вагоностроительного цеха член парткома завода В.Е. Смирнов. Любую работу он выполняет высококачественно. Бригада успешно справляется с планом. Родина высоко оценила труд передового рабочего, ветерана завода, наградив его орденом «Знак Почета». В эти дни правофланговый пятилетки вместе с коллективом бригады участвует в движении за высокую эффективность и качество работы.
28. На счету у начальника машиностроительного цеха Н.А. Сараева только в минувшей пятилетке значится 20 рационализаторских предложений, внедренных в производство. А последний год пятилетки ознаменовался и изобретением: найден оригинальный способ восстановления изношенных частей рабочей поверхности форм для изготовления железобетонных шпал. В числе других авторов изобретения и Н.А. Сараев. Новый способ капитального ремонта форм открыл большие возможности, дал значительный экономический эффект. Внедрение этого метода ремонта только на четырех заводах дало более 1 млн. рублей экономии.
29. На заводе хорошо известно имя активного рационализатора слесаря электроаппаратного цеха А.Г. Гусева. Не раз завоевывал он в соревновании звание «Лучший рационализатор завода». Только в девятой пятилетке А.Г. Гусев внес 18 рационализаторских предложений. В 1975 году внедрено в производство восемь разработанных им приспособлений. Анатолий Григорьевич принимает активное участие в работе заводского совета ВОИР. Недавно коммунисты электроаппаратного цеха приняли его в члены партии.
30. В завершающем году девятой пятилетки на заводе была введена в эксплуатацию первая очередь АСУП. На снимке: в машинном зале вычислительного цеха. Инженер- математик И.А. Иванцова и старший инженер-электротехник В.А. Киреев.
31. Бригада по ремонту роликовых подшипников колесного цеха- одна из лучших на заводе. Включившись в соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС и досрочное выполнение заданий первого года десятой пятилетки, члены этой бригады приняли повышенные социалистические обязательства и успешно их выполняют. Недавно им присвоено звание «Бригада имени XXV съезда КПСС». На снимке: бригадир А.Г. Иванов (слева) и слесарь Е.П. Жуков, награжденный по итогам работы в девятой пятилетке медалью «За трудовую доблесть».
32. Зина Зуева пришла на завод после окончания десятилетки. Ее направили в тепловозный цех ученицей маляра. Упорно стремилась она как можно быстрее познать все секреты своей профессии, освоить самые сложные приемы работы. Трудолюбие, настойчивость и пытливость девушки увенчались успехом. Настал день, когда ей присвоили разряд, и она стала работать самостоятельно. Молодая производственница не раз была победителем социалистическом соревновании, ей присвоено звание «Лучший молодой рабочий». Знаменательным событием в ее жизни был день, когда ей доверили подписать рапорт городской комсомольской организации XXV съезду КПСС.
33. Токарь механокомплектовочного цеха В.А. Зверев вот уже свыше 15 лет пользуется правом ставить на продукцию личное клеймо, он соревнуется за досрочное выполнение заданий десятой пятилетки. Владимир Александрович активно участвует в общественной жизни коллектива. Не раз избирался он секретарем парторганизации цеха, членом парткома и завкома профсоюза, избирался членом Псковского обкома КПСС, депутатом Великолукского городского Совета. И везде- в труде и в общественной жизни- В.А. Зверев с достоинством несет высокое звание коммуниста. Член совета наставников, Владимир Александрович щедро дарит свою душевную доброту подопечным. Многие его ученики стали высококвалифицированными токарями. На снимке: В.А. Зверев с одним из своих учеников.
34. На завод Виктор Белов пришел в 1972 году. До этого была служба в армии, затем он работал слесарем по ремонту автомашин. А на заводе пришлось начинать с азов- учеником фрезеровщика в инструментальном цехе. Сейчас он уже успешно выполняет различные операции на нескольких станках. За годы работы на заводе Виктор Белов стал первоклассным специалистом, участвовал в городском конкурсе молодых фрезеровщиков, проявил себя как рационализатор. На его счету немало рацпредложений. В минувшей пятилетке Белов значительно опередил календарь, завершив в октябре 1975 года свою личную пятилетку. Многообразен круг интересов Виктора Белова. Он активный участник всех спортивных соревнований за честь завода. Комсомольцы цеха единодушно избрали Виктора своим вожаком.
35. Партийная организация завода насчитывает свыше 600 коммунистов. Ежегодно она пополняется лучшими производственниками, активистами. На снимке: на заседании парткома идет прием в партию. В ряды КПСС вступает машинист паровых турбин ТЭЦ В.П. Анненков.
36. В дни 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на заводе был открыт мемориальный комплекс. Величественная стела- символ единения фронта, тыла и народных мстителей-партизан
- высоко взметнулась ввысь сверкающей золотистой звездой. Рядом со стелой - барельеф с изображением воина, женщины-работницы, заменившей ушедших на фронт, и партизана. Несколько в отдалении - широкое белое панно с надписью: «Ваше мужество было беспримерным. Ваша воля была непреклонной. Ваша слава бессмертна». Памятник сооружен в честь заводчан, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. На снимке: открытие мемориала.
37. В заводском музее. Сюда приглашают новичка, чтобы познакомить его со славными революционными и трудовыми традициями коллектива.
38. Завод располагает значительным жилым фондом - 75 тыс. кв. метров. Один из жилых домов завода.
39. В 1975 году на заводе был заложен фундамент нового общежития на 804 места. Коллектив строительного управления №323 решил сдать первую очередь общежития досрочно – к 75-летию завода.
40. В техкабинете завода всегда можно познакомиться с новинками отечественной и зарубежной литературы.
41. На занятиях в заводской школе рабочей молодежи.
42. Вот уже 5 лет на заводе действует любительская киностудия. За это время создано 20 кинофильмов на самые различные темы. Один из первых фильмов - «Лесная сказка»- студийцы посвятили трудовому и эстетическому воспитанию детей в пионерском лагере. Этот фильм был отмечен на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов в 1972 году. В 1973 году на Всесоюзном конкурсе железнодорожных студий страны в Ярославле заводская студия завоевала второе место за лучшую программу фильмов, а киноленте «Журавли» был присужден специальный приз за лучший игровой фильм. Фильмы заводской киностудии с интересом смотрят на производственных совещаниях, собраниях, в цехах, на уроках в школах. Главные герои большинства фильмов – заводчане, их дела, помыслы, устремления. Новый фильм киностудии – «Глубокие корни» - рассказывает о семье потомственных железнодорожников, о делегате XXV съезда КПСС токаре механокомплектовочного цеха завода В.А. Ахрамовиче. Фильм отмечен приказом Псковского областного комитета по радиовещанию и телевидению как лучший киноочерк о нашем современнике. На снимке: руководитель киностудии В.П. Осипов (справа) и электрик энергосилового цеха И.Г. Туманов во время съемки одного из фильмов.
43. Актовый зал Дома Культуры имени В.И. Ленина.
44. На заводе хорошо известны участники художественной самодеятельности Дома культуры имени В.И. Ленина. Они выступают на различных смотрах, по телевидению, в подшефных колхозах, на многих предприятиях города и области. На снимке: женская вокальная группа и ансамбль русских народных инструментов – лауреат смотра-конкурса оркестров малых ансамблей.
45. Хореографическая группа ансамбля Дома культуры имени В.И. Ленина выступает на летней городской эстраде. Руководитель ансамбля Н.И. Воробьев.
46. Колонна физкультурников на заводском стадионе «Экспресс».
47. Среди заводских спортсменов очень популярен хоккей – настоящая мужская игра.
48. Разве бывает спортивный коллектив без футбола…
49. Круглый год действует заводской плавательный бассейн.
50. Гордость заводчан – оранжерея, раскинувшаяся на площади 840 кв. метров. Круглый год здесь цветут розы и другие цветы. А весной и летом цветы повсюду – и на заводской территории, и за ее пределами.
51. Хорошо ребятишкам в заводском детском саду!
52. База отдыха в Сенчитском бору.
53. В заводском профилактории ежемесячно отдыхают десятки заводчан. В одной из комнат профилактория.
54. База отдыха в Опухликах.
55. Опухлики. Озеро Болоздынь. Место отдыха заводчан.
 

Трудовая, боевая, революционная слава коллектива!
Молодые локомотиворемонтники!
Берегите ее!
Храните традиции старшего поколения!
Дорожите честью рабочего!
Будьте достойными продолжателями дела ваших отцов!
-

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS