Валентик Александр Иванович
(из книги "Псковские железнодорожники в Великой Отечественной войне" (к 60-летию Великой Победы)  Выпуск 3. Они всегда с нами).

  А.И. Валентик родился 18 апреля 1914 года в г. Гомеле в семье железнодорожника. После окончания семилетки уехал на Урал, в Свердловск, закончил школу ФЗУ, получил специальность фрезеровщика. В 1937 году после окончания Брянского железнодорожного техникума его направили инженером-теплотехником в Витебское паровозное депо. В начале Великой Отечественной войны он работал в г. Лида. По заданию городского комитета партии группа железнодорожников была направлена на борьбу с немецким десантом. В 1941 году в район станции Борковичи была заброшена группа под командованием М.С. Прудникова. А.И.Валентик с товарищами присоединился к группе, стал начальником разведки отряда. До 1944 года он сражался в бригаде «Неуловимые».
     После войны восстанавливал железные дороги, работал в Лиде, Черняховске, на станции Богосово. В 1953 году по призыву партии поехал в деревню, был начальником МТС. Где бы Александр Иванович не работал, везде проявлял смекалку, изобретательность, инженерную грамотность, трудолюбие.
   В 1956 году он получил назначение в Великие Луки. Работал инженером на электростанции, преподавал в железнодорожном техникуме им. К.Заслонова, заочно закончил исторический факультет педагогического института. Начал собирать материалы для музея Великолукского локомотивного депо.
    В 1963 году, когда объединили Великолукское и Псковское отделения, Александр Иванович приехал во Псков. Работал инженером тяги, предложил хороший почин – шефство инженерно-технических работников над студентами-заочниками.
    Александр Иванович Валентик был одним из главных инициаторов создания музея псковских железнодорожников. Им была проделана огромная собирательская и поисковая работа по выявлению музейных памятников, изучению архивных материалов, научной и специальной литературы в крупнейших архивах и библиотеках страны, в личных архивах людей. Им собраны и записаны воспоминания участников и очевидцев многих важных событий в жизни страны и , в частности, в истории железных дорог.
     Удалось собрать редкие документ и материалы. 27 июля 1967 года решением Райпрофсожа музей был утвержден официально и открыт.
     В оформлении музея заглавная роль принадлежала Валентику. Александр Иванович признавался «Жизнь моя отдана железной дороге; сердце мое принадлежит исторической науке». 
     Умер Александр Иванович в 1979 году, но дело его не пропало – музей псковских железнодорожников продолжает функционировать.
  Фотография Александра Ивановича Валентика.
  Фотография Александра Ивановича Валентика
  Фотография Александра Ивановича Валентика.
  Грамота КГБ СССР от 1968 года.

Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей
Псков  2004 год

 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS