Сергей Бирюлин,  Николай Масолов
 Пустошка
 
Лениздат, 1985 год.

   Основание станции Пустошка ( здесь и далее этим шрифтом примечания ПЖД)
   На стыке XIX и XX веков строительство Московско-Виндавской дороги железной дороги велось от Новосокольников в сторону Себежа. Ветка должна была пройти и по земле, принадлежавшей крестьянам деревни Звяги, расположенной рядом с шоссе Петербург - Киев. Тогда и была представителем акционерной компании куплена у них пустошь для станционных построек. Покупка обошлась главному инженеру-строителю в два.... ведра водки.
  Старожилы, помнящие те дни, рассказывали, что был среди технического персонала строителей мастак давать прозвища и названия. "Думали мы, думали, как назвать станцию, - говорил он, - ничего не придумали. Вот и назовем ее Выдумкой. Много после этого мы маялись-перемаялись - вот и наречем новую станцию Маево". Так это или не так было, но название станции Пустошка бесспорно связано с пустошью, приобретенной жуликом-подрядчиком за баснословно "красную" цену.
  В дни основания станции Пустошка обслуживающий персонал был приписан к Соинской волости - деревня Соино находилась в пяти километрах от домов железнодорожников. Не прошло и года, как рядом с ними появились и другие постройки. паровозные гудки не только нарушили деревенскую тишь, но и вызвали к жизни силы, способствующие довольно быстрому заселению бывшей пустоши. Торговцы, скупавшие в окрестных деревнях лен, кожи, скот, поставили у станции свои склады. Построили дома ремесленники - кузнец, жестянщик, бондарь. За железнодорожным переездом вдоль шоссе на Петербург стал селиться бедный люд - каменщики, крестьяне, ставшие грузчиками, занимавшиеся извозом (впоследствии эта часть Пустошки получила название Старой Пустошки), вдоль железнодорожной колеи протянулась первая улица - Вокзальная. Не замедлили появиться лавка, питейное заведение. На горке между железной дорогой и шоссе была построена деревянная церковь.
  Первая мировая война.
   В дни сражения за Ригу через станцию проходили эшелоны к фронту с воинскими частями, подолгу стояли санитарные поезда.
  Гражданская война.
  Были пустошане и в команде бронепоезда "Себежский". Спешно сформированный в городе Великие Луки бронепоезд громил наступавшие германские части на линии Полоцк - Себеж.
  1 мая 1920 года. Центр местечка - район вокзала. 
   Под звуки военного оркестра пустошане, крестьяне и красноармейцы колонной прошли от здания волисполкома к вокзалу.
  20-е годы. Роль железной дороги.
  В 20-е годы железная дорога, идущая к границе с Латвией, стала одним из главных направлений связи и торговли Советского государства с Западной Европой. Более 30 процентов экспорта страны осуществлялось по железной дороге Москва - Ржев - Новосокольники - Пустошка - Себеж.
   Война. Начало.
   6-7 июля через станцию Пустошка проследовало несколько эшелонов в направлении н Великие Луки. Вагоны были заполнены ранеными и беженцами из соседних районов Латвии. Последний поезд огласил гудком вокзал 9 июля. В одном из его трех вагонов находились саперы, чекисты и начальник станции Идрица С.А. Собровин. Они покинули железнодорожный узел (Идрица) после подрыва моста, когда вражеские мотоциклисты уже появились на окраине поселка.
   Бой у переезда в Старую Пустошку.
   11 июля 1941 года гитлеровцы перерезали Ленинградское шоссе севернее и южнее Пустошки, в районе деревни Рудо и невдалеке от деревни Алоль. На другой день в город вступил вспомогательный батальон 16-й немецкой армии. Впереди его в машине ехали майор и седовласый человек в штатском, кандидат в бургомистры города, в прошлом белогвардеец.
  Вот и железнодорожный переезд. Будка стрелочника. За насыпью холм, поросший сосняком. Вряд ли Бобкина гора значилась на картах вермахта, как высота, имеющая военное значение, но боевым рубежом стала, заговорила с гитлеровцами языком пулемета. Ему вторили винтовочные выстрелы.
  Выскочив из машины, майор развернул в цепь голову колонны. Его спутник замешкался и остался лежать на шоссе, прошитый пулями. Упали, чтобы больше никогда не подняться, несколько солдат. А пулеметчик строчил и строчил.  Яростно. Точно.
  И вдруг пулемет замолчал. Фашисты полезли через насыпь (при строительстве путепровода рельеф изменился). Беспорядочно стреляя из автоматов, стали подниматься на Бобкину гору.
  В кустах, у валуна, немцы обнаружили четверых молоденьких красноармейцев. Они были убиты. Угасала и жизнь командира горстки храбрецов; сжимая в руке наган, он лежал без сознания рядом с еще не остывшим пулеметом.
  Один из беженцев, оказавшийся во время боя в будке стрелочника (туда был перенесен труп убитого командира), позже рассказывал, что видел на петлицах героя три "шпалы", а на гимнастерке орден. Сейчас трудно сказать, так ли это было. Но в 1975 году вблизи железнодорожного переезда велись земляные работы (строили путепровод) и был найден орден Красного Знамени. К сожалению, номер определить не удалось, и, таким образом, принадлежность его (он хранится в музее города) пока не установлена.
  Немецкие гарнизоны на станциях.
  Так, например, в донесении, относящемся к середине февраля 1942 года, содержались такие данные о гарнизонах противника: Насва - 100 солдат, 2 танка, бронепоезд; Шубино - 150 солдат; Маево - 100; Забелье - 60; Пустошка - 200; Новосокольники - 300 солдат, 5 орудий, "ледяные дзоты".
  Партизанская борьба на железных дорогах.
  В ночь на 31 марта 1943 года была проведена одна из крупнейших партизанских операций за время народной войны - "Савкинский мост". 23 отряда партизан одновременно нанесли удары по большому железнодорожному мосту через реку Неведрянку (в двадцати километрах от Пустошки) и по трем фашистским гарнизонам, другие близлежащие блокировались.
  В июле 1944 года в результате "рельсовой войны" дорога Себеж - Пустошка - Новосокольники не работала несколько дней. Группа немецких офицеров во главе с генералом несколько дней находилась на станции Лемно.
  Подвиг стрелочника Портнова.
 
В конце октября 1943 года Портнову передали просьбу подпольного райкома партии - устроить "пробку" на станции. Ночь на 1 ноября выдалась холодной и темной. В такое время гитлеровцы, конвоирующие русских стрелочников, не решались обычно покидать здание вокзала.
  Шел третий час ночи. Портнов сидел в будке второго поста. Резкий телефонный звонок дежурного по станции прервал невеселые думы Андрея. Со стороны Идрицы друг за другом шли два эшелона. Их было приказано принять на первый и третий путь. "Оба идут к фронту", - понял он.
  ...Непроглядная темень. Портнов немного постоял, пока пригляделись глаза, и медленно побрел в сторону семафора. Мозг работал напряженно: "Да! Да! Именно сейчас. Лучшего случая может и не быть...."
    Поезд приближался. Портнов выхватил из кармана фонарик и дал сигнал остановки. Мимо него поползли черные силуэты вагонов, укрытые брезентом. Вот наконец и хвостовой вагон. сигнальных огней на нем нет.
  Ухо опытного железнодорожника уловило еле доносившийся шум второго поезда. В висках тяжело стучало от прилившей в голову крови, но мысль работала четко, ясно... Из-за поворота показался паровоз. Портнов не колеблясь подал сигнал: путь свободен. Эшелон, не снижая скорости, помчался вперед. А когда машинист заметил стоявший на пути первый поезд, было уже поздно.
 Удар! Брызги огня и пара поднялись в воздух. скрежеща и ломаясь, как спичечные коробки, полезли друг на друга вагоны. Начали рваться снаряды, сброшенные с платформ.... На станции и в городе поднялась невообразимая паника.
  4 ноября Андрея Семеновича арестовали. Двое суток продолжался допрос: избивали до полусмерти, обливали водой, приводили в чувство и опять били. 6 ноября 1943 года полуживой Портнов был расстрелян в лесу по дороге в Алоль...
  Железнодорожные батареи Краснознаменного Балтийского фронта.
  В дни легендарной обороны Ленинграда огромную роль сыграли железнодорожные батареи Краснознаменного Балтийского фронта. Это их мощный огонь поставил огневую завесу перед танками фельдмаршала фон Лееба в сентябре 1941 года. Это они днем и ночью на протяжении всей блокады вели контрбатарейную борьбу с фашистскими орудиями, обстреливавшими жилые кварталы Ленинграда. Обрушивали моряки-артиллеристы и массированные удары по фашистским узлам сопротивления, крушили вражескую технику за 15-20 километров от линии фронта.
  В городе Ленина хорошо знали имена мастеров точного огня. Всегда среди них называлась фамилия пустошанина Семененка. В начале 30-х годов Семен Семененок работал секретарем Каменского сельсовета, затем инструктором Пустошкинского райисполкома. Он активно участвовал в коллективизации района, в комсомольской жизни. По путевке комсомола пошел и на военную службу.
  Умелый организатор боя, майор Семененок никогда не покидал огневые позиции во время бомбежек и неистовых обстрелов. Нередко отважный комиссар лично корректировал огонь своих комендоров. В дни прорыва блокады Ленинграда он накрыл точным огнем на стыке дорог один из полков 215-й немецкой дивизии....
  За январские бои 1944 года бригада морской железнодорожной артиллерии была удостоена гвардейского знамени. На груди Семена Васильевича Семененка рядом с орденом Красного Знамени засверкал орден Отечественной войны I степени.
  Григорий Александрович Бабаев. Много лет прожил в Пустошке Григорий Александрович Бабаев, работал стрелочником на железнодорожной станции. Так работал на своем скромном посту, что заслужил всеобщее уважение. За 38 лет службы по его вине не было случаев брака - не только аварий, но даже мелких неисправностей в вагонах, которые осматривал Григорий Александрович. Бабаев одним из первых пустошан был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина. 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS