Псковский железнодорожный музей

[История создания] [Сегодняшняя жизнь музея] [Первый зал] [Второй зал] [Третий зал]

   Псковский музей является самым крупным на дороге среди производственных: богатые фонды, ценные экспонаты. В то же время упоминания о нем Вы не найдете ни на одном псковском сайте, претендующем на роль путеводителя по Пскову. 
  Музей основан в 1967 году инженером тяги Александром Ивановичем Валентиком. В годы войны он был начальником разведки отряда "Неуловимые"- одного из отрядов Калининской области, который действовал на юге Октябрьской магистрали в районе станций Идрица, Себеж и Невель. Его фотография помещена на одном из стендов в музее на Варшавском вокзале.  В 1968 году он был награжден грамотой КГБ СССР. Первая экспозиция находилась на вокзале. Позже музей был размещен в здании бывшей железнодорожной поликлиники. Предыдущая экспозиция была выдержана в несколько мрачных коричневых тонах товарного вагона. 
  Удобно расположение музея - прямо напротив вокзала. У входа светофор и вагонная тележка. Вот она на фотографии из газеты "Гудок".  Над входом ностальгическая надпись. Если вторая дверь закрыта- не всегда много посетителей- звоните, кнопка за спиной. Три зала. Первый посвящен истории строительства дорог в 19 веке, как наших, так и зарубежных. Есть скамеечки, чтобы посидеть, послушать. Зал для детей или дилетантов вообще-то говоря. В углу вот такая резьба по дереву. Во втором рассказывается о революционном движении 1905 года, революции 1917, установлении советской власти. Тут же стенды об отречении Императора с аппаратом Камарзиной- большевички, передававшей секретные сведения о поездке императора.  Слева от входа в этот зал достаточно скромный стенд, посвященный станции Великие Луки. Особенно, если учесть масштабы и роль этой станции, депо да и завода. Здесь же материалы о трудовых победах в годы первых пятилеток. Диссонансом выглядит в почти советском музее материалы о репрессиях. Материалов на эту тему очень мало. Например, до сих пор неизвестно, сколько псковских железнодорожников расстреляли прямо в подвалах вокзала. Ведь пришлось переводить сюда дновских железнодорожников, так как некому было работать. 
  Главная тема третьего зала- участие псковских железнодорожников в Великой отечественной войне, освобождение и восстановление Псковских дорог. Тут же стенды о сегодняшних днях, немного устаревшие материалы о Псковском подотделе (которого уже нет) Санкт- Петербург- Витебского отделения дороги. Единственная сотрудница- Раиса Николаевна Королькова. В этом году произведен ремонт помещения, обновлена экспозиция. В том же году в местной газете "Стерх" были опубликованы три статьи Раисы Николаевны об истории железных дорог в Псковской области. Почитайте!
  Юрий Киселев, 2001 год. 

Железнодорожник, партизан, музейщик

   "В прошлом году исполнилось 35 лет со дня открытия самого крупного производственного музея Октябрьской - псковских железнодорожников. А в следующем году исполнится 90 лет со дня рождения его основателя, Александра Ивановича Валентика. Сегодняшний рассказ - о нем. 
   А. Валентик родился 18 апреля 1914 года в Гомеле, в семье железнодорожника. После окончания семилетки уехал на Урал, в Свердловск, где закончил школу ФЗУ и получил специальность фрезеровщика. В 1937 году, после окончания Брянского железнодорожного техникума, его направили инженером-теплотехником в Витебское паровозное депо. В начале Великой Отечественной войны А. Валентик работал в городе Лида. По заданию городского комитета партии группа железнодорожников была направлена на борьбу с немецким десантом. В 1941 году в район станции Боровичи была заброшена группа под командованием М.Прудникова. А. Валентик с товарищами присоединился к группе и стал начальником разведки отряда. До 1944 года он сражался в бригаде "Неуловимые". 
   Из боевой характеристики А. Валентика: "В партизанском отряде с 7 июня 1942 года. В отряде работал бойцом-подрывником диверсионной группы, комиссаром отряда, а затем начальником разведки по линии НКВД. На своем личном счету имеет четыре крупных диверсии - пустил под откос четыре паровоза и 78 вагонов с живой силой, техникой и боеприпасами врага. Дважды представлен к правительственной награде. Ранен в боях с фашистами". 
  После войны Александр Иванович восстанавливал железные дороги, работал в Лиде, Черняховске, на станции Богосово. В 1953 году по призыву партии поехал в деревню, был начальником МТС. Где бы Александр Иванович ни работал - везде проявлял смекалку, изобретательность, инженерную грамотность, трудолюбие. В 1956-м он получил назначение в Великие Луки. Работал инженером на электростанции, преподавал в железнодорожном техникуме имени К.Заслонова. Заочно закончил исторический факультет Педагогического института и начал собирать материалы для музея Великолукского локомотивного депо. Но в 1963 году, когда объединили Великолукское и Псковское отделения, А. Валентик переехал в Псков. Работал инженером тяги и тогда же предложил интересный почин - шефство инженерно-технических работников над студентами-заочниками. 
  А. Валентик был одним из главных инициаторов создания музея псковских железнодорожников. Им была проделана огромная собирательская и поисковая работа по выявлению музейных памятников, изучению архивных материалов, научной и специальной литературы в крупнейших архивах и библиотеках страны, в личных архивах. Им собраны и записаны воспоминания участников и очевидцев многих важных событий в жизни страны и, в частности, железных дорог. 
  27 июля 1967 года решением райпрофсожа музей был утвержден официально и открыт. С этого дня и по 1979 год руководителем музея был А. Валентик. Он являлся автором первой экспозиции музея, которая отличалась выразительностью и умело поставленными акцентами в изображении той или иной темы. Александр Иванович много работал с материалами по истории революции и Великой Отечественной войны. Он признавался: "Жизнь моя отдана железной дороге, сердце мое принадлежит исторической науке". Дело Александра Ивановича не пропало - музей псковских железнодорожников продолжает функционировать."

Р.КОРОЛЬКОВА, руководитель музея. Газета "Октябрьская магистраль" 19 августа 2003 года.

 Еще материал об основателе музея Александре Ивановиче Валентике.
 Вход в железнодорожный музей. Июль 2005 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
 Вход в музей. 1 октября 2005 года. Автор фотографии - Олег Станкевич.
 Вход в музей. 1 октября 2005 года. Автор фотографии - Олег Станкевич.
 Вход в музей. 12 ноября 2006 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
 Вагонная тележка перед входом в музей. Декабрь 2007 года. Автор фотографии - Сергей Лопес.
 Голова светофора у входа. Декабрь 2007 года. Автор фотографии - Сергей Лопес.
 
Обновленная тележка у входа в музей. 11 октября 2008 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
 Вход в филиал "Октябрьская железная дорога" -  Музей истории псковских железнодорожников Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек. После ремонта. 7 мая 2014 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
Стенд "Лучшие работники Псковского железнодорожного узла". 26 октября 2014 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS